Денис Петрунин: «Мы смотрим в глаза партнерам и просим не подводить нас, продавать автомобили и развивать рынок»

Компания Hyundai уже давно представлена во всех крупных городах Сибири, а с недавнего времени начала открывать вторые дилерские центры в городах-миллионниках. Тем не менее в Сибири марка занимает лишь 3-е место по продажам среди иномарок, хотя в некоторых городах, в частности Барнауле, ей удавалось удерживать 1-е место. О дальнейшем развитии Hyundai в Сибири, ситуации с квотами на региональных дилеров и продвижению марки в сегменте премиум корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал управляющий директор «Хендэ Моторс СНГ» ДЕНИС ПЕТРУНИН.

— Как вы оцениваете текущие результаты продаж Hyundai в России? На какие результаты планируете выйти по итогам года?

— Если говорить о первой половине года, то мы выполнили наши внутренние бизнес-планы и даже испытываем некоторую проблему с объемом поставок, так как спрос на автомобили сейчас превышает предложение. В целом мы очень довольны результатами продаж, и я уверен, что до конца года мы выполним планы по продажам. Рост продаж по итогам года в сравнении с 2009 годом должен составить 20–25% в зависимости от наличия автомобилей и скорости поставок. Сейчас рост продаж сдерживается скоростью производства, причем практически по всем моделям, особенно в SUV-сегменте (сегмент внедорожников. — «КС»). У нас очень комфортно и успешно осуществился переход от продаж модели Tuscon к IX35, однако мы не можем предоставить рынку достаточное количество IX35, чтобы выйти на объемы Tuscon.

— Как вообще сейчас решается вопрос квот на Россию?

— Безусловно, мы пытаемся получить больше автомобилей для России, но дело в том, что во всем мире сейчас наблюдается рост продаж относительно стагнации и спада прошлого года. У Hyundai такая ситуация тоже имеет место, так как рост продаж во всем мире составил 18%. Поэтому получить дополнительные объемы на Россию сложно, так как марка востребована повсеместно.
В целом я считаю, что позиции корейских производителей на мировом и российском рынках должны укрепляться, так как корейская национальная валюта — вона — ведет себя комфортно.

— А как вы вообще оцениваете текущую ситуацию на автомобильном рынке России? В какой стадии, на ваш взгляд, сейчас находится рынок? Можно ли утверждать, что кризис преодолен и рынок находится в начале активного роста?

— Говорить, что кризис преодолен в полном объеме, я бы не стал. Вряд ли мы услышим обращение правительства к жителям страны о том, что с сегодняшнего дня кризис преодолен. Конечно, нельзя отрицать, что на авторынке образовалась ситуация некоторого роста. Однако надо понимать, что рост за первое полугодие в основном обеспечен программой утилизации для автомобилей российского производства.Поэтому то возрождение, о котором вы говорите, в том числе сгенерировано государственной политикой. Если абстрагироваться от этого фактора, то, безусловно, тенденция к возрождению есть, но утверждать, что будет бум или фаза бурного роста, пока рано. Темп роста в 40%, наблюдавшийся в предыдущие годы, вряд ли сейчас возможен. Но тем не менее мы действительно наблюдаем то, что спрос снова превышает предложение, и большинство иностранных компаний не могут предоставить автомобили в должном объеме на российский рынок.

— На автосалоне в Москве Hyundai представила новую Sonata. Как вы оцениваете перспективы этой модели на рынке?

— Несмотря на смещение клиентских симпатий с седанов Е-класса в сегмент кроссоверов SUV и стагнацию сегмента Е, его покупательная способность позволит нам реализовать в районе 500 автомобилей в месяц. Но поскольку Sonata была презентована в нескольких ключевых странах, то производственные возможности не позволят поставлять на российский рынок более 300 автомобилей в месяц. В любом случае мы ожидаем, что спрос на модель будет превышать предложение, но мы будем стараться решить проблему дефицита. Хочу отметить, что относительно предыдущего поколения Sonata рост цен составит 3–5%, то есть в данном случае мы можем предложить россиянам очень сбалансированный продукт по соотношению цены и качества.

— Можете ли сообщить подробности о новой бюджетной модели Hyundai? Когда она встанет на конвейер завода в Санкт-Петербурге и когда поступит в продажу?

— Запуск производства состоится в октябре 2010 года, но непосредственно поставки и коммерческие продажи начнутся в январе 2011 года.

— В последнее время наблюдается значительный интерес производителей к выводу на рынок бюджетных автомобилей В-класса, специально разработанных для России. Вслед за Volkswagen Polo Sedan свой продукт в этом сегменте выводят Hyundai, а также KIA. Не считаете ли вы, что к тому времени, когда вы осуществите свои намерения и ваша модель поступит в продажу, тренд на рынке может измениться в сторону более дорогих моделей? Как вообще вы собираетесь конкурировать в таком насыщенном сегменте рынка?

— Рынок все же возрождается, и сегменты B и С остаются самыми емкими сегментами на российском рынке как до кризиса, так и после него. Поэтому в основном продукты локального производства нацелены на этот покупательский сегмент. В условиях ожидаемого в следующем году роста рынка наша модель может вполне комфортно чувствовать себя на рынке за счет роста самого сегмента B.

— Но если говорить о Polo Sedan, то многим регионам уже катастрофически не хватает машин. Если ваши прогнозы оправдаются, то такая ситуация может ожидать и ваш продукт. Как вы собираетесь решать этот вопрос?

— Мы будем стараться производить больше. При поставке на рынок новой модели спрос всегда превышает предложение, но я думаю, что со временем он сбалансируется.

— В последнее время марка KIA существенно нарастила продажи в России, обогнав Hyundai и выйдя на первое место по продажам в России среди иномарок. Несмотря на то что обе марки входят в один глобальный альянс, их отдельные модели являются прямыми конкурентами друг для друга. Считаете ли вы KIA своим прямым конкурентом на рынке или все же партнером? То есть усиление позиций KIA для вас позитивная новость или тревожный сигнал?

— KIA для нас и партнер, и конкурент одновременно. Как партнеры мы используем единые платформы, уменьшаем затраты за счет эффекта синергии в сфере поставок, запчастей, логистики, маркетинга. С другой стороны, мы конкуренты, так как обе марки — продукты корейского автопрома, некоторые модели построены на общих платформах.

— Многие СМИ последнее время пишут о возможном прекращении вашего партнерства с ТагАЗом, выпускающим на своих мощностях автомобили Hyundai Accent, Sonata, Santa Fe Classic, Elantra XD, Porter. Действительно ли это так и принято ли уже окончательное решение?

— Могу лишь сказать, что мы понимаем, что у нашего партнера в лице ТагАЗа есть некоторые финансовые сложности, но в то же время ТагАЗ остается нашим партнером. Мы никогда не объявляли о переменах в наших взаимоотношениях и надеемся, что ТагАЗ выберет такую долгосрочную стратегию, которая позволит ему выбраться из кризиса, в котором он находился.

— Каковы ваши планы по развитию дилерской сети в Сибири?

— Совсем скоро состоится официальное открытие дилерского центра «СЛК-Моторс» в Новосибирске. Технически дилер уже открыт, а новые автомобили уже отгружены. Кроме того, наш партнер в Красноярске — «Медведь-холдинг» — будет строить второй дилерский центр в Красноярске и дилерский центр в Минусинске.

— Сколько процентов всероссийских продаж Hyundai сейчас приходится на Сибирский регион?

— Пока 2–3% от всего объема. Понятно, что если 35–40% автомобилей мы продаем в Москве, то для большинства производителей Москва определяет присутствие на рынке. Если приплюсовать к продажам Санкт-Петербург, то это уже 50% рынка России.
Таким образом, емкость сибирского рынка пока невысока, но она будет расти. Вообще, в Сибири мы уже везде присутствуем достаточно давно, поэтому находимся на стадии не завоевания, а удержания. У нас есть дилеры, у которых необходимо улучшать качество работы. Из потенциально растущих регионов нам интересен Дальний Восток. Производители там еще мало представлены, но там есть возможность развиваться, замещать продажи подержанных автомобилей новыми, и это дает дополнительный объем продаж. Поэтому Дальний Восток для нас может быть интереснее Сибири. Кроме того, это связано с тем, что, например, покупательская способность Омска и Томска выглядит скромно. То есть Омск — город-миллионник, а по покупательской способности соответствует лишь городу с 400-тысячным населением. Сложно сказать, с чем это связано, но это так.

— В условиях кризиса некоторые импортеры пересмотрели свои отношения с дилерами в сторону смягчения вопросов с оплатой консигнаций и уменьшения необходимых затрат на возведение дилерских центров. Какие изменения претерпели ваши условия работы с дилерами за последнее время?

— В последнее время никаких изменений в работе с дилерами не наблюдалось. В кризис мы немного меняли условия, увеличивали срок оплаты консигнаций, потом сокращали. Все эти меры зависят от ситуации на рынке, от возможностей поставки и надежности партнера. Поскольку по моделям ix35 и Santa Fe спрос превышает предложение практически в 2 раза, эти автомобили поставляются дилерам только по полной предоплате, чтобы сбалансировать спрос и предложение. Но это не вызывает затруднений у партнеров, так как оборотные деньги для этого у них есть.

Вообще наша сеть чувствует себя достаточно комфортно. Мы представляем консигнацию без подтверждений платежеспособности партнера, то есть без банковских гарантий и залога. Мы доверяем партнеру, смотрим ему в глаза, даем ему автомобили и просим не подводить нас, продавать автомобили и развивать рынок.

— Несколько месяцев назад Hyundai открыла свой фирменный бутик в центре Москвы на улице Тверской, что довольно необычно для такого массового бренда как Hyundai. Насколько велик интерес к бутику со стороны потенциальных покупателей Вашей премиум-линейки? Выполняет ли данный проект поставленные перед ним задачи?

— Пока целью этого проекта является решение имиджевых, а не коммерческих задач. В день наш бутик посещает от 60 до 150 человек. Причем это не просто проходящий трафик, а потенциальные клиенты, которых интересует наш бренд и наши продукты. Людей, заинтересовавшихся покупкой наших премиум-моделей, мы сейчас направляем в дилерские центры, где специалисты продолжают с ними работу. Наши данные свидетельствуют о том, что многие клиенты, первый раз обратившиеся к покупке премиум-линейки Hyundai, приходят к дилеру именно через наш бутик на Тверской. Хотя пока бутик служит имиджевым целям, у нас есть идея и желание с его помощью напрямую заниматься увеличением продаж Hyundai в премиум-сегменте. Думаю, что уже осенью наш бренд-шоп может служить и для продажи автомобилей.

— Все ли дилеры Hyundai в России сейчас реализуют вашу премиальную линейку?

— Не вся наша дилерская сеть продвигает эти модели, но у нас и нет такой цели. Мы концентрируемся на некотором пуле дилеров, которые имеют возможность для представления и продвижения премиальной части модельного ряда. Есть региональные дилеры, ориентированные на продажу массовых автомобилей, и для них продажа Genesis или Equus составляет большие риски, так как вероятность продажи этих моделей в бедных регионах невысока, а коммерческие риски, связанные с инвестированием средств, высоки. Поэтому есть смысл концентрироваться на основных игроках в дилерской сети.

— Если говорить про Сибирь, то дилеры каких городов входят в этот «пул»?

— У нас есть сильные партнеры, которые могут продвигать эти автомобили, в частности, в Новосибирске, Кемерове, а также в Тюмени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ