«Доведены до ручки»

Заправочные сети выставляются на продажу. Рентабельности бизнеса АЗС падать дальше некуда. Через год розничный сектор ГСМ будет безраздельно принадлежать вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Таковы тенденции, которые пришли в посткризисный период на некогда высокодоходный рынок нефтепродуктов.

Стагнация

Если в прошлом году весна и лето были временем динамичного роста цен на ГСМ (за лето 2009 года бензин вырос в цене на 23,8%), то текущую ситуацию на рынке ритейлеры называют стагнацией. Последний незначительный рост цен на АЗС в сибирских регионах произошел в начале июля и составил в среднем 50 коп. на литр. До этого ценник менялся в мае. В прошлом году только с апреля по начало июня розничные цены на бензин повышались трижды, а потом с июня по август каждый месяц росли в среднем на 6%.

Средние оптовые цены на ГСМ в России на 16 августа 2010 года: АИ–80 — 20,8 тыс. руб. за тонну, АИ–92 — 24,2 тыс. руб., АИ–95 — 26,84 тыс. руб. В 2009 году на эту же дату средние оптовые цены по России на АИ–80 составили 23,58 тыс. руб. за тонну, АИ–92 — 25,86 тыс. руб., АИ–95 — 27,57 тыс. руб.

Средние розничные цены на 16 августа 2010 года: АИ–80 — 19,55 руб. за литр, АИ–92 — 22,7 руб., АИ–95 — 24,5 руб. В 2009 году в среднем по стране на конец лета литр АИ–80 стоил 19 руб., литр АИ–92 — 22,2 руб., АИ–95 — 23,67 руб.

Одни из самых высоких в СФО цен на бензин сегодня в Иркутске. Литр АИ–92 здесь стоит 24,6 руб., АИ–80 — 21,26 руб., АИ–95 — 26,8 руб., дизельное топливо (ДТ) — 22,12 руб. Среди сибирских регионов выше, чем в Иркутской области, стоимость бензина только в Забайкальском крае. В Чите литр АИ–92 стоит 26,5 руб. Ненамного от Иркутска отстает Горно-Алтайск: АИ–92 — 23,8 руб., АИ–80 — 20,8 руб., АИ–95 — 26 руб., ДТ — 20,2 руб.

Высокие цены на бензин наблюдаются и в Красноярске. АИ–92 — 23 руб., АИ–80 — 20,5 руб., АИ–95 — 25,5 руб., ДТ — 20,7 руб.
На омских автозаправках стоимость одного литра горючего марки АИ–92 сегодня составляет 22 руб. АИ–95 здесь стоит 24,3 руб., АИ–80 — 19,4 руб., ДТ — 18,5 руб. В прошлом году в середине августа бензин марки АИ–92 в Омске стоил 21,8 руб. за литр.

Как и в Омске, литр АИ-92 сейчас стоит 22 руб. в Томске и Барнауле. Год назад ценник на этот вид топлива находился на уровне 22,2–22,4 руб. При этом в Барнауле сегодня наблюдаются одни из самых низких цен в CФО на дизельное топливо — 17,9 руб. за литр.

Самые низкие цены в СФО на ГСМ традиционно в Кемеровской области. Литр 92-го здесь стоит 21,2 руб., 80-й — 18 руб., 95-й — 24 руб., ДТ, как в Барнауле, — 17,9 руб. Год назад АИ–92 здесь стоил 20,7 руб.

В самом крупном муниципалитете СФО — Новосибирске цены на ГСМ недалеко ушли от «социального бензина» Кузбасса. АИ–92 на АЗС стоит сегодня 21,5 руб., АИ–80 — 18,9 руб., АИ–95 — 23,5 руб., ДТ — 18 руб. В 2009 году на стелах АЗС выставлены были такие цены: АИ–92 — 20 руб., АИ–95 — 22 руб., АИ–80 — 17,5 руб.

Сложившиеся цены в начале августа прокомментировал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев: внутренние цены на нефтепродукты завышены. По словам чиновника, мировые цены в последнее время стабилизировались, что привело к определенной стабилизации цен на внутреннем рынке. «Тем не менее мы считаем, что расчет цены должен быть по соответствующим формулам — это наша позиция. Мы очень хотели бы, чтобы нашу позицию либо опровергли наши экономические ведомства в правительстве, либо поддержали. Мы считаем, что все равно внутренние цены завышены на 15–20%. И это влияет абсолютно на все — и на авиационные перевозки, и на сельское хозяйство, и на строительство», — заявил господин Артемьев на встрече с председателем правительства России Владимиром Путиным.

Работа в убыток

В отличие от ФАС все опрошенные «КС» участники рынка ГСМ оценивают существующие цены на АЗС как крайне низкие. Региональные бензинщики констатируют неуклонное сокращение рентабельности своего бизнеса.
Сдерживают рост цен вертикально интегрированные нефтяные компании. В Сибири это «Газпром нефть» и «Роснефть», чьи АЗС, как правило, составляют заметную долю розничного рынка ГСМ в регионах. Например, в Кемеровской области, по оценке экспертов, «Газпромнефть-Кузбасс» (дочерняя структура ОАО «Газпром нефть») занимает не менее 50% рынка Кузбасса, а «Газпромнефть-Новосибирск» (100 АЗС) контролирует большую часть бензина из Омского НПЗ (актив «Газпром нефти»), доля которого на новосибирском рынке составляет порядка 60% от всего топлива, поступающего с нефтезаводов. В Алтайском крае участники рынка отмечают жесткий диктат цен со стороны сразу двух федеральных компаний — «Роснефти», которой принадлежат почти все советские АЗС, расположенные в лучших местах на всем пространстве края, и «Газпром нефти», в распоряжении которой находятся порядка 16 АЗС (Барнаул, Павловск, Заринск).

Мечта ритейлеров — получать доход 4 руб. с каждого проданного литра. «Это оптимальная цена», — убежден владелец сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук. Но сегодня доходность составляет порядка 3,5 руб. в Красноярске, 3 руб. — в Омске и около 1,5–2 руб. в Новосибирске.

«Маржа в работе АЗС неуклонно сокращается. Мы оцениваем падение рентабельности нашего бизнеса к 2009 году в 30–40%. Трудно понять, почему минимальная наценка на товар в торговых сетях 20%, хлебопеки получают прибыль в 40%, а мы скованы 5–10%. С такой рентабельностью физически невозможно покрывать все затраты, платить налоги, зарплату, нести арендные обязательства. АЗС — капиталоемкий бизнес. Через заправку продается более 10 тонн в сутки, а мы должны иметь десятидневный запас топлива. Это требует минимум 2 млн руб. для нормальной эксплуатации одной АЗС. А у нас сеть в 10 АЗС. Колоссальные расходы», — подчеркивает совладелец сети «Синтез» Владимир Тамурко.

«С существующей на рынке ценой независимым АЗС жить осталось недолго. Мы уже давно работаем в ноль или даже в минус», — убежден директор АЗК «Век» (Томск) Валерий Завалюев.

Особняком на сибирском рынке АЗС сегодня стоит Красноярский край. Сеть АЗС «Роснефть» еще не пришла в город (но уже есть в пригороде), «Газпром нефть» не занимает доминирующего положения. «В Красноярске цену задает рынок. Наша рентабельность сегодня выше, чем у коллег в соседних регионах», — говорит руководитель отдела продаж сети АЗС «Фортуна Плюс» Александр Нейман. Этой красноярской сети принадлежит в городе 18 АЗС, что, по словам господина Неймана, «не намного, но больше», чем у «Газпром нефти».

Монополизация рынка

По мнению ритейлеров, в сдерживании розничных цен на нефтепродукты вертикально интегрированные компании преследуют две цели: сначала разорить независимых операторов АЗС, прежде всего крупных участников рынка, а затем дешево скупить их активы.

О тенденции «выдавливания» государственными «Газпром нефтью» и «Роснефтью» частных сибирских заправщиков ритейлеры говорят уже не один год. Например, по словам президента Алтайского топливного союза, председателя совета директоров компании «ОКТАН» (40 АЗС в Алтайском крае) Юрия Матвейко, год назад из-за политики сдерживания цен порядка 50–80 АЗС выставлены на продажу. В этом году ситуация вышла на новый уровень.

«Если год назад на продажу выставлялись одиночные АЗС, то в этом году рынок полон интересных предложений о продаже целых сетей. Например, сегодня продается сеть «Касмала» (восемь АЗС. — «КС»). Это и понятно. До кризиса многие активно брали кредиты, пришло время рассчитываться, а нечем, былая маржа сошла на нет», — сетует Владимир Тамурко. По его словам, стабильно раз в неделю он получает от «дочек» федеральных нефтяных компаний предложение о продаже своего бизнеса: «Называют очень хорошую цену, раза в два выше, чем мелким сетям. Но пока продавать не будем. Финансовых проблем у нас нет. Нет и другого бизнеса. Просто так продать компанию нерационально».

По словам Михаила Сенчука, если рентабельность на рынке АЗС не вырастет, может быть продана и сеть «Беркут» (восемь АЗС). «Предложения о продаже нам поступают. Но не устраивает цена. Госкомпании пытаются за бесценок все скупить. У них цель — задавить нас демпингом, а потом за бесценок забрать наши сети. Ситуация стала совсем критической. Это не что иное, как государственно-монополистический капитализм, высшая стадия империализма. Безобразие, и только», — негодует Сенчук.
Директор сети АЗС «Магистраль плюс» Сергей Попов заявил «КС», что, «как и многие другие участники рынка», готов продать свой бизнес, «но только за хорошие деньги».

«Независимые участники рынка АЗС доведены до ручки. Все идет к тому, что на рынке останутся только вертикально интегрированные компании. Но нужно понимать, что, став монополистами на этом рынке, они уже не будут удерживать минимальные цены. При отсутствии конкуренции цена на рынке будет совсем другая», — убеждена руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров Новосибирской области Юлия Золотовская. Сергей Попов считает, что новосибирский рынок АЗС будет поделен между «Роснефтью», «Газпром нефтью» и «ЛУКОЙЛОМ» уже через год: «Ситуация подходит к своему логическому концу. Всем уже ясно, что большие федеральные компании хотят быть монополистами на этом рынке». Директор сети «Хорос» Сергей Фабричный предполагает, что рынок будут контролировать несколько «дочек» вертикально интегрированных структур.

Впрочем, и само государство не видит ничего хорошего в том, что на рынке доминируют федеральные нефтяники. ФАС перманентно штрафует продавцов нефтепродуктов по фактам ценового сговора и нарушения закона о конкуренции. Сегодня антимонопольное ведомство ведет порядка 50 судебных процессов против нефтяных компаний. Общая сумма штрафов, вынесенных в 2008–2009 годах, равнялась 26 млрд рублей. «Очевидно, что деятельность ФАС направлена не против независимых игроков на рынке АЗС, а против крупных федеральных компаний. Хотя, конечно, штрафами ФАС конкуренцию на этом рынке увеличить нельзя. А власть стремится именно к росту конкуренции в этом сегменте», — констатирует аналитик группы БКС (Москва) Андрей Полищук.

Как заметил «КС» заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» Евгений Микрюков, штрафные санкции ФАС не слишком обременительны для нефтяных компаний. Это притом, что общая сумма административных штрафов за нарушение Группой «ЛУКОЙЛ» антимонопольного законодательства в 2008–2009 гг. составила $290 млн. «В то же время мы считаем, что претензии ФАС во многих случаях являются необоснованными. По всем крупным искам и штрафам проводится процедура обжалования в различных судах федерального и регионального уровней», — подчеркнул господин Микрюков.

Контрафакт

Крайне низкая рентабельность на рынке нефтепродуктов неизбежно приводит к росту контрафактной продукции. На рынке множится число мини-нефтеперерабатывающих заводов, на которых с помощью присадок увеличивается октановое число АИ–80 до АИ–92. Долю самопального бензина на рынке Новосибирска Владимир Тамурко оценивает минимум в 30%.

«В Алтайском крае как минимум 25% рынка занимает контрафактный бензин. Это серьезнейшая проблема. Те, кто сегодня продает качественное топливо, не в состоянии конкурировать с теми бравыми ребятами, которые занимаются контрафактом, причем делают это совершенно открыто. Доходит до абсурда. Я покупаю тонну бензина АИ–92 по прямому контракту за 19,5 тыс. руб., а рядом с моей заправкой умельцы продают тонну АИ–92 за 19 тыс. руб. Удивительно!» — восклицает Юрий Матвейко. По мнению опрошенных «КС» участников рынка, дальнейшему росту доли самопального бензина на рынке сегодня ничего не мешает.

Равнение на евро

Если мелкие игроки в условиях экономического кризиса нередко шли на производство самопального 92-го бензина, то крупные независимые заправщики повернули в сторону высококлассных видов топлива, соответствующих требованиям «Евро-3», «Евро-4» и даже «Евро-5».

К переходу на стандарты «Евро» производителей топлива толкает новый техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Он предусматривает переход с 2011 года на стандарт «Евро-3», а с 2014-го — на «Евро-4». В топливе постепенно должно уменьшаться содержание серы, для бензина регламентируется содержание ароматических углеводородов и ряд других показателей. Также регламентируется октановое число для бензина и цетановое число для дизтоплива. Однако Россия переходит на новые стандарты с оговорками. Сейчас на территории страны действует стандарт «Евро-2», по которому нельзя выпускать бензин марки АИ–80, но он будет производиться в России аж до 2013 года, а стандарт «Евро-3» не предполагает выпуск АИ–92, но и эта марка топлива канет в Лету лишь в конце 2013 года.

В начале лета новосибирская сеть АЗС «Трансервис» (17 АЗС) вывела на рынок вид топлива «Ультра-95», которое содержит присадку, обновляющую двигатели автомобиля. Топливо соответствует стандартам «Евро-3» и вплотную подходит к стандарту «Евро-4». Использование топлива с этой присадкой, по словам президента холдинга «Трансервис» Александра Бойко, поможет снизить расход топлива от 3% до 6% и более. «Топливо очень хорошо продается. Рост продаж уже составил почти 250%. На следующей неделе мы выводим на рынок следующий продукт — «Ультра-98» и «Ультра-100 Спорт», — говорит глава «Трансервиса».

А сеть АЗС «Беркут» предложила своим клиентам бензин, соответствующий стандарту «Евро-5». Топливо завозится на заправки «Беркута» из Финляндии и предназначено для спортивных машин. Стоит литр бензина BE 98R 49 руб. Закупочная цена — 42 руб. за литр. За первые пять недель было продано 6 тыс. литров — суточный объем продаж средней заправки в городе. С 1 сентября на «Беркуте» будет продаваться бензин «Эко Плюс 95» с моющей присадкой, который будет дороже АИ–95 на 50 коп.

Большинство крупных АЗС Новосибирска уже несколько месяцев предлагают дизельное топливо стандартов «Евро-3» и «Евро-4». Оно обладает улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами по сравнению с обычным топливом.

Без колебаний

Оснований для роста оптовых и розничных цен на ближайшие недели нет, считают опрошенные «КС» эксперты. В то же время к концу года небольшой рост возможен. «Сейчас идет умеренный рост спроса. Заводы закончили сезонные регламентные работы и планово выходят на проектную мощность. Поэтому дефицита по продукту нет. У переработчиков есть желание побыстрее вернуть вложенное в ремонт и реконструкцию — это вполне здоровое желание. В рознице маржа летом, как обычно, самая низкая по году — запаса по цене нет вообще, и если заводы сейчас хоть чуть-чуть поднимут цены, это тут же отразится на рознице. Поэтому я думаю, что резких колебаний не будет — это будет слишком заметно. А плавное повышение цены назрело уже давно. Так что умеренный рост цен к концу года вполне вероятен», — считает Александр Бойко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ