«Росчерком пера улицу не назначишь пешеходной»

Первый заместитель мэра Андрей Ксензов — сторонник постепенного освобождения центра Новосибирска от интенсивного автомобильного движения. О путях создания пешеходных зон АНДРЕЙ КСЕНЗОВ рассказал в интервью корреспонденту «КС» ДМИТРИЮ ТРОСТНИКОВУ.

— Андрей Евгеньевич, нужна ли Новосибирску пешеходная улица в центре города? Предусматривает ли что-то такое генплан?

— Генплан Новосибирска не предусматривает конкретики, что некая улица должна быть непременно пешеходной. Генплан основывается на нормах проектирования, регламентах, правилах. Но продумывать возможность создания пешеходной зоны надо. Во многих городах это сделано. Где-то смотрится хорошо, а где-то похуже. Например, в Улан-Удэ сделали улицу пешеходной: плиткой выложили, фонтанчик соорудили, но все равно неказисто получилось. Не смотрится. Старые двух–трехэтажные купеческие дома — но видно, что это проектировалось как проезжая улица.

Просто росчерком пера назначить улицу пешеходной не получится. Я сторонник того, чтобы создать комфортные условия для пешеходов постепенно, ограничивая движение автомобилей в центральной части Новосибирска. Не сразу, не сегодня. Может быть, на это потребуется лет 15–20. Сначала надо убрать грузовой транспорт. Так все города развиваются сейчас. Мы должны в центральной части города сохранять историческую атмосферу. И одновременно требуется очень серьезно продумывать наличие либо бульвара, либо пешеходной зоны. В планах конкретных это пока не заложено, но в дискуссиях, в предложениях это есть.
В 1970-х годах была идея сделать пешеходной часть улицы Ленина. Но 1970-е и 2000–е годы — это разное время. Сейчас на улице Ленина много зон притяжения автомобилей. Как к банку подъезжать, например? Большой магазин «Универсам» — как туда заехать и выехать покупателям? Или товар завезти? Представьте, сколько хозяйствующих субъектов потребуется убедить в целесообразности этой идеи! Еще и сложность с собственностью на землю. Там часть федеральной земли, которой город не распоряжается. Сейчас есть и частная собственность на землю: отдельные жилые дома и прилегающие к ним территории принадлежат собственникам жилья. Слишком много вопросов.

— Но как городу быть транспортным перекрестком и не создавать приток туристов? И как быть туристским центром, не имея пешеходной улицы?

— Нам нужен в центральной части города хороший пешеходный бульвар, где люди могли бы прогуливаться. Но необязательно, чтобы он был полностью очищен от автомобилей. Возьмите Невский проспект в Санкт-Петербурге. Никто не ставит вопрос о том, чтобы Невский проспект закрыть для движения транспорта. Но традиция гулять по Невскому существует уже не одну сотню лет.
Может, проще найти другое решение? Переформатировать бизнес под какую-то бульварную зону? Минимизировать там движение грузовых автомобилей, не строить там парковки, чтобы не было скопления машин. Где возможно — сделать подземные парковки. Расширить тротуары, организовать зеленые зоны. Сделать это необходимо. Но сначала требуется все тщательно взвесить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ