ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Пока сосулька не упала…

О проблемах, с которыми сталкиваются собственники квартир в процессе управления многоквартирным домом, «КС» рассказал председатель ТСЖ Евгений Савченко.

— ТСЖ не является полноценной системой самоуправления, в большинстве случаев — это фикция. В среднем на общие собрания приходят 30–40% жильцов, из них 5–10% — люди, которым нужно просто покричать, они против любых решений, таким образом, в лучшем случае треть жильцов способна управлять домом, остальных не волнует, что происходит вокруг.

Недостаток ТСЖ — в инертности. Если действовать в соответствии с законом, то, например, чтобы поставить забор, нужно собрать целевой сбор. Приходится проводить собрания. Просто чтобы собрать необходимый кворум 50%, нужно проделать адскую работу: звонить, встречаться, упрашивать проголосовать. И так каждое решение, которое выходит за рамки существующей ограниченной сметы.

Реально работающий орган самоуправления — это правление, в котором есть представители разных возрастных групп, разных категорий населения. Десяти человек вполне достаточно — это уже общественное мнение, это люди, которые занимают активную позицию, в диалоге приходят к коллегиальным решениям. Вопрос о массовом самоуправлении пока даже не стоит.

Еще один недостаток ТСЖ в том, что непрофессионалы управляют делами ЖКХ. Например, я — непрофессионал в области ЖКХ, а многоквартирный дом — серьезный инженерный объект. Приходится нанимать специалистов с соответствующим опытом, часто они выполняют все функции управляющего, а председатель ТСЖ просто контролирует их деятельность. Однако это тоже не самый лучший вариант. Председатель способен взглянуть на проблемы с точки зрения жильцов, а это большой плюс, потому что никакой управляющий извне не станет так же отстаивать чужие интересы.

Хотя иногда и председатели ТСЖ ведут свою работу поверхностно. Ведь работа малооплачиваемая, а включает огромную личную ответственность. Сосулька упадет кому-нибудь на голову — это моя ответственность. Хорошо, пока не падает, а упадет — и придется горько жалеть, что стал председателем ТСЖ. Такая ответственность, естественно, не окупается зарплатой председателя. Даже просто затрачиваемое время не окупается. Большинство председателей работают на энтузиазме.

Помощь от государства поверхностная. По большому счету бросили ЖКХ на самотек в надежде на самоуправление и теперь смотрят, куда пойдет рынок. Ведется активная агитация в пользу ТСЖ, хотя управляющие компании на сегодняшний день имеют более предпочтительные позиции. У них больше домов, которые они обслуживают, соответственно, меньше удельный вес затрат на зарплату персонала, а значит, больше возможностей для развития и благоустройства.

Другой вопрос в том, что управляющие компании — это коммерческие организации. Сэкономленные деньги являются их прибылью, поэтому они не заинтересованы в снижении квартплаты и очень редко думают о будущем. Они сегодня получили прибыль, а завтра скажут: «Все, нам этот дом в финансовом плане не интересен». А жильцы понимают, что им в этом доме и завтра жить, и послезавтра: если ставить трубу — то на 50 лет, а не на 5.

ТСЖ также необходимо укрупняться, объединяться. Но сама система ТСЖ подразумевает обособленное управление своим домом, решение проблем одного-двух домов, максимум квартала. Пока каждое ТСЖ живет в своем мирке. Нет контроля со стороны власти: все ли в домах работает? Есть профессионалы в штате? Необходима система контроля и обслуживания. Необходимы районные структуры, которые могли бы на договорных отношениях за сравнительно небольшую плату обслуживать 10–20 ТСЖ, например, в плане ликвидации аварий, юридического обслуживания, в идеале можно было бы объединять инженерных и бухгалтерских работников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ