Давайте восстановим историю малой родины

Уже пару десятков лет ведутся дискуссии о необходимости сформулировать для России некую национальную идею. Под этим подразумевается замена идеи строительства коммунизма чем-то иным.

Прежде чем выдвигать национальную идею, надо восстановить в народе историческую память, достичь того, чтобы люди гордились историей Родины, а не гнушались ею. Меня поразило восприятие русской истории одним известным болгарским профессором. По его представлению, все цари России были неполноценными: Петр I — сифилитик, царицы, начиная с Анны Иоанновны, — эротоманки. Россия мало чем помогла болгарскому народу в освобождении от Турецкого владычества и так далее. Откуда взялось у профессора, которого я знаю более 30 лет, такое отношение к российской истории? Ответ простой: из российского Интернета, российских каналов телевидения, российских газет и журналов.

Разные взгляды на историю

Сейчас нет более важной задачи, чем объективное, неагрессивное изложение фактического исторического материала в школах. Было бы прекрасно, если бы в качестве дополнительных учебников и пособий использовались оригинальные учебники гимназий и школ разного уровня дореволюционной России.

Приведу одну цитату: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался — вот как надо уметь писать». Эта цитата из письма А. С. Пушкина автору книги «История России для детей» А. О. Ишимовой, написанной в виде отдельных рассказов.
Из этой книги для детей ясно, что руководители России не были идеальными людьми, но ярко выделено то, что они сделали в процессе создания Великой России, присоединяя новые территории, усовершенствуя структуру управления, развивая науку, образование и так далее. В том же духе написан «Учебник русской истории» С. Ф. Платонова, который использовался в России вплоть до 1917 года.

Морально-нравственная пустота, возникшая после падения советского государства, требует заполнения. Выдвигались идеи служения народу, возрождения православия, воспитания патриотизма на основе экономического и военного могущества государства и так далее. Мне кажется, что сильно недооценивались и недооцениваются привязанность и любовь к месту, где проходит жизнь каждого отдельного человека. Я лично, многие из моих учеников, друзей и близкого окружения работали и посещали разные страны, некоторые мои ученики живут в США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии и так далее. И не было никого, кто не вспомнил бы о месте, где прошли его детство, его учеба и становление его личности, без душевного волнения и даже желания завершить свою жизнь в местах, где он формировался как личность.

Прошлое Сибири

Я бесконечно люблю и сейчас город, где я вырос в очень тяжелые военные и послевоенные годы, город, где меня прекрасно воспитывала семья, учили великолепные учителя, город, где началась школа жизни.

Петровск-Забайкальский известен миру как город, где долгие годы были на каторге в ссылке декабристы, и многие улицы носят их имена: улица имени М. С. Лунина, Н. М. Муравьева, И. И. Горбачевского; конечно, есть улица Декабристов. Их пребывание оставило мощный след на много лет. Количество книг, оставленных декабристами в этом городке, потрясает. Декабристы занимались благотворительной деятельностью, научной работой. Сергей Петрович Трубецкой, составитель плана восстания на Сенатской площади и автор манифеста к русскому народу в Петровском заводе, занимался метеорологическими наблюдениями и пытался понять физику атмосферного электричества. Декабрист Константин Петрович Торсон обобщал во время пребывания в Петровском заводе свои путешествия к Южному полюсу и вокруг света; вместе с Бестужевым они запустили на Петровском заводе лесопилку. Декабрист Александр Иванович Якубович придумал машину для лущения кедровых орехов. Декабристы работали над улучшением породы коров, лошадей, птицы; создали кооператив для совместной обработки земли и выращивания овощей, ягод и даже фруктов; организовали медицинскую помощь населению, школы для детей. Деятельность декабристов в Забайкалье и Сибири существенно ускорила развитие этих регионов. Моральный подвиг этих людей и их жен, которые продолжали трудиться на благо народа и во имя величия России, должен быть примером для детей и юношества всей России. Активнее об этом нужно говорить в тех местах, где служили, трудились и работали декабристы как до восстания, так и после.

С другой стороны, жизнь на улице моего родного города Петровска-Забайкальского была непростой. Из дома, заполненного книгами, я попадал на улицу, где иногда верховодили дети из семей уголовников с кличками Ванечка, Серж, Пузан и так далее. Город был окружен лагерями и уголовными, и политическими, и многие оседали после освобождения в моем городке.

Война и борьба с послевоенной разрухой объединяли необходимостью помогать родителям. Объединяли походы в кедровники за орехом, рыбалка, охота, чтение и спорт. Остались радостные воспоминания о детстве, юности, дружбе и сформировавшемся стремлении стать полезным, как банально это ни звучит, — стать членом в команде строителей коммунизма.
Сейчас мой родной город находится в плачевном состоянии. Окончательно погиб металлургический комбинат, горожане оказались без работы, выживают за счет незаконной вырубки тайги. Из переписки с оставшимися там родственниками и жителями у меня не складывается впечатление, что у областной или районной администрации есть какая-то программа для этого города.

Я опубликовал в «Литературной газете» от 21.04.99 статью «Петровск-Запредельный, или Кто приговорил к смерти мою малую родину», где рассказал о криминализации городка. За это время благодаря помощи представителя президента по Сибирскому округу А. В. Квашнина ситуация изменилась к лучшему, но основ для будущего экономического развития города пока не намечено.

В стране разрабатывается программа поддержки малых городов. Петровск-Забайкальский — город с квалифицированным населением, с богатым производственным и историческим опытом. В таком городе возможна организация любого производства: металлургического мини-завода, производства посуды и стекла, строительства мебельных фабрик, производства мясных, грибных, ягодных консервов и так далее. Городу нужны инициативное руководство, поддержка губернатора и федерального правительства. Всей своей историей он заслужил это.
Думается, что патриотизм, любовь к стране и желание трудиться на ее благо возникают из любви к малой, конкретной родине, из уважения к истории своего места и гордости за эту историю. Это мое мнение укрепилось в последние годы, когда пришлось проехаться по большому количеству деревень и поселков Новосибирской, Томской областей и Алтайского края.

Опережая Америку

В течение более 30 лет я отдыхаю в избушке в селе Усть-Алеус. Состояние сельского хозяйства и материальная обеспеченность моих односельчан находятся на удручающе низком уровне — многие просто спиваются. Достаточно сказать, что в 1983 году коров, овец, птицы, свиней на селе было в три–пять раз больше, чем сейчас. При всем этом меня поразило то, что не было человека, которого бы не интересовала история родного села, поселка, в котором он живет.

По архивным данным, оказалось, что на территории Новосибирской области в 1460 году зарегистрировано поселение Кирза, в 1577 году — село Роголево, в 1600 году был основан Усть-Алеус. Некоторые историки отрицают возможность таких ранних поселений, и, пожалуй, с данными областного архива можно и спорить, но совершенно ясно, что нельзя жалеть денег на установление этих дат и подробностей заселения.
Если мы сумеем найти, по выражению Марселя Пруста, «утраченное время» — прошлое вознаградит нас сторицей. Каждый район, каждый поселок должны иметь свою историю. К счастью для Ордынского района Новосибирской области, опубликована прекрасная книга «Ордынские хроники». О. М. Лыков, уроженец Ордынского района Новосибирской области, дал уникальную возможность жителям районов и областей восстановить свое прошлое, без знания которого невозможно планировать будущее.

Колонизация Северной Америки осуществлялась самым варварским методом: уничтожалось коренное население, истреблялся животный мир. Бессмысленным образом губились сотни тысяч бизонов и оленей карибо. Все это происходило в свирепой конкуренции друг с другом, в кровопролитной, беспредельно жестокой схватке завоевателей-авантюристов из европейских стран. Никаким благородством и не пахло — из Америки доносился запах крови и денег. Американцы сделали из покорения Америки грандиозный миф о благородных охотниках, плантаторах, мужественных офицерах и солдатах. Вестерны до сих пор заполоняют экраны кинотеатров, снимаются новые фильмы и сериалы. Во всем этом нет ни слова правды, кроме того, что этим людям нужна была отчаянность, а конечной целью было богатство.

Колонизация Сибири началась раньше, чем колонизация Северной Америки. Это было не уничтожение с помощью пулеметов и винтовок по существу невооруженных людей — это было отвоевывание территории организованными отрядами или проникновение людей, которые искали лучшую долю. Они не ставили своей целью уничтожение местного населения. Меня давно удивляет, почему нет ни одного фильма, где в романтизированной форме показан этот процесс, когда из европейской части России человек проникает в страну необыкновенной красоты и плодородной земли.

Заброшенная красота

Возникает вопрос, каким образом выбирались места для поселения. Легенды говорят, что крупнейший российский археолог А. П. Окладников, исследуя определенные районы, безошибочно находил самые красивые, удобные для жизни места. В самом деле, такие места, как Усть-Алеус, Кирза, потрясают своей красотой.

В доперестроечные времена здесь работали деревообрабатывающие комбинаты, несколько баз отдыха, рыбоприемный пункт. 25 лет назад было полно всякой живности — коров, овец, свиней и птицы. Сейчас об этом можно вспоминать с тоской. Почему же мы так медленно восстанавливаемся? Ответ очень прост: люди, которые живут в этих селах, давно никому не нужны — они вычеркнуты из жизни области вместе с этим селом как планово убыточные, бесперспективные, медленно умирающие поселения.

В то же время легко себе представить, что небольшая помощь администрации района и области по завершении строительства 50 км дороги до Алтайского края, где начинается прекрасный асфальт, строительство мини-фабрики по переработке леса на территории когда-то работавшего деревообрабатывающего комбината, восстановление деятельности Усть-Алеуса как рекреационной зоны могли бы поднять это село.
Такого внимания от администрации требуют и соседние села — такие как Кирза, Пушкари, Спирино — даже просто как места исторической нашей памяти. Требуется помощь в воссоздании церквей в этих селах, в усилении школ кадрами, в организации деятельности участковых врачей и фельдшерских пунктов. За элементарной медицинской помощью из Усть-Алеуса необходимо ехать в поселок Ордынское за 50 км по плохой дороге при нерегулярном автобусном сообщении. Главной бедой России является равнодушие чиновников к тем, без кого невозможно переломить демографическую ситуацию, получить здоровое молодое поколение, выросшее на природе и имеющее свою малую родину.
Всю жизнь человека в его голове живет понимание необходимости связи времен, необходимости продолжения традиций. Исходя из этого — и только из этого — можно воспитать патриотизм и веру в будущее своего народа.

Создается впечатление, что руководство страны рисует будущее крупными мазками, считая, что детали не нужны. Возникла даже дикая идея переселения малых городов. Вся теория эволюции и устройства мира противоречит этой идее. В основе всего лежит иерархия. В физике это элементарные частицы, ядра, молекулы, Вселенная. В жизни народа это семья, дом, село, город, столица государства и государство. Исчезновение каждого из звеньев данной цепи рано или поздно погубит и всю цепь.

Мне много пришлось путешествовать по миру. В Соединенных Штатах прилагаются все усилия для сохранения не только поселков и микрогородков, но и отдельных ферм, микропоселков в высокогорье, в лесах. Многие возвращаются в родной город или поселок доживать свою жизнь, воспитывать там внуков и так далее. Попробуйте нарисовать генеалогическое дерево своей семьи — и вы не продвинетесь выше прабабушки и прадедушки. Это на самом деле настоящая трагедия, трагедия потери памяти.

По Герберту Спенсеру, великому европейскому философу, прогресс реализуется через рост разнообразия качеств. Исчезновение сел, поселков, городов представляет собой исторический регресс, обедняющий государство не меньше, чем истощение богатств ее недр.
Полный текст статьи Владимира Накорякова читайте на деловом портале ksonline.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ