Игорь Кузнецов: «Нефтебаза «Красный Яр» не продается»

Миниатюра для: Игорь Кузнецов: «Нефтебаза «Красный Яр» не продается»

В 2008 году акционеры ОАО «Сибтрубопроводстрой» приобрели 100% акций новосибирской нефтебазы «Красный Яр», которая входит в тройку крупнейших нефтехранилищ России. Вокруг этой сделки ходило и ходит много слухов. Председатель совета директоров УК «Сибтрубопроводстрой» ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ рассказывает о том, что нефтебаза была приобретена не случайно, развеивает слухи о возможной продаже этого актива, а также раскрывает секрет того, как акционеры собираются на его базе создать крупнейший в регионе логистический комплекс по хранению и логистике ГСМ.

— Игорь Борисович, как покупка нефтебазы соотносится с деятельностью «Сибтрубопроводстроя» — строительством нефте- и газопроводов? Из чего вы исходили, покупая этот актив?

— Решение о покупке нефтебазы «Красный Яр» было обдуманным и взвешенным. Приобретение этого актива согласуется со стратегией развития управляющей компании «Сибтрубопроводстрой». Покупка нефтебазы изначально интересовала нас с точки зрения производственных мощностей. Там существует производственная площадка, на которой можно было развернуть производство газораспределительных станций, удобная с точки зрения логистики и имеющая все необходимые коммуникации. «Сибтрубопроводстрой» стремится оказывать максимальный набор услуг, связанных со строительством инфраструктуры для транспортировки углеводородного сырья, и такое производство — перспективное направление, которое мы хотели развивать. «Газпром» активно ведет газификацию Сибири и Дальнего Востока, в европейской части России станции нужно ремонтировать — эти программы формируют спрос. Время показало, что мы оказались правы — в 2009 году было сделано три станции, еще две стоят на стапелях в этом году. При этом мы развиваем и завод по производству резервуаров, который делает различные резервуары и другие необходимые заказчикам металлоизделия.

Несмотря на то что бизнес, связанный с топливом, является для нас новым, мы понимали, что «Красный Яр» как крупнейшая нефтебаза за Уралом имеет огромный потенциал развития, который нужно только правильно использовать. Активные действия, связанные с развитием бизнеса по хранению и реализации топлива, начались с приходом на предприятие новой команды менеджеров во главе с Романом Крайняком. Этой команде была поставлена задача развития в первую очередь оборота ГСМ. Сейчас этот процесс проходит достаточно эффективно.

Наиболее сложное для нас направление сейчас — это ЖКХ. «Красному Яру» принадлежит котельная, которая обеспечивает теплом поселок. Котельная генерирует нам убытки, потому что работает на мазуте, что при нынешних ценах очень дорого. Эта проблема может быть решена, если областные власти подведут к Красному Яру газ. Иначе нам придется избавляться от направления, связанного с ЖКХ.

— К моменту покупки нефтебазы она имела значительный объем задолженностей. Как сейчас обстоят дела с кредиторами?

— Да, действительно, нефтебаза «Красный Яр» на момент покупки находилась в неплохом техническом состоянии, но с точки зрения долгов нам досталось непростое наследие. С момента приобретения нефтебазы мы ведем работу по ликвидации всех задолженностей. На сегодняшний день неурегулированных долгов практически не осталось. Последний конфликт произошел с компанией «Стройсервис», но и он будет урегулирован в самое ближайшее время.

— Какие изменения произошли за это время на предприятии?

— Юридически нефтебаза «Красный Яр» сейчас разделена на два самостоятельных предприятия — производственную компанию, которая занимается производством резервуаров, газораспределительных станций, и собственно нефтебазу, которая занимается хранением и логистикой нефтепродуктов.

Нефтебаза «Красный Яр» должна стать крупнейшим логистическим центром по хранению и логистике нефтепродуктов в Сибири. Все инструменты для этого у нее есть. Нефтебаза имеет возможность принимать и отпускать нефтепродукты не только автомобильным и железнодорожным транспортом, но и по воде. В этом году мы планируем большой объем нефтепродуктов логистировать, используя именно водный транспорт. Кроме того, сейчас ведется работа по восстановлению продуктопровода, который соединяет «Красный Яр» с магистральным нефтепроводом. Когда этот продуктопровод будет восстановлен, это будет революционное явление для рынка.

Нефтебаза «Красный Яр» имеет собственную лабораторию, является одним из немногих предприятий в отрасли, которое сертифицировано по международным стандартам ISO 9001:2001 и имеет систему менеджмента качества продукции. В 2010 году нефтебаза начала работать по договору хранения топлива с компанией «Роснефть». Сделка с одним из крупнейших в России игроков рынка — подтверждение того, что услуги, оказываемые нефтебазой, сейчас отвечают самым высоким стандартам. Ведутся активные переговоры о подобных контрактах с другими крупными участниками рынка нефтепродуктов России. В дальнейших планах — создание на базе нефтебазы нефтетрейдингового центра по торговле нефтепродуктами, который выведет наш рынок на новый уровень взаимоотношений между поставщиками и покупателями.

У нефтебазы есть возможность принимать масла и фасовать в емкости различного размера. Это очень интересное направление. Мы ведем переговоры с «ЛУКОЙЛОМ», и эта компания проявляет большой интерес к возможностям нашей площадки.

— Какие задачи поставлены перед менеджерами обоих предприятий на этот год?

— Что касается нефтебазы, то главная задача — это наполнение резервуаров. Необходимо полностью использовать все мощности, предназначенные для хранения топлива. Процесс наполнения резервуаров идет сейчас очень активно. Вторая задача — сформировать собственную оптовую торговлю нефтепродуктами, а также развивать собственную сеть АЗС, которая существует. Если исходить из цифр, которые мы видим сейчас, то в самом пессимистичном варианте мы рассчитываем получить за 2010 год оборот в 1 млрд рублей.

В задачи производственной компании входит не только развитие направлений, связанных с производством и реализацией резервуаров, газораспределительных станций, но и освоение новых видов продукции. Так, в этом году будет запущено производство металлоконструкций. Оборот производственной компании «Красный Яр» в 2010 году мы планируем в размере не менее 500 млн рублей. Это означает, что оба направления увеличат свои обороты в несколько раз по сравнению с 2009 годом.

— Каковы стратегические планы по развитию компаний, созданных на базе нефтебазы?

— До сих пор ходят слухи о том, что мы продаем нефтебазу «Красный Яр». Это неправда. В 2008 году мы покупали нефтебазу «Красный Яр» не для перепродажи, и сейчас продавать ее не собираемся. Несмотря на то что 2009 год был очень непростым, мы продолжали вкладывать деньги в модернизацию этого актива. Сейчас, когда кризис заканчивается, мы ожидаем, что оба предприятия будут динамично развиваться. В ближайшее время все вопросы по задолженностям будут полностью урегулированы. Это значит, что на месте убыточной нефтебазы будут работать два динамично развивающихся предприятия со своим балансом, имуществом, производственными мощностями, управленческой командой.

Мы уверены, что в ближайшие несколько лет нефтебаза «Красный Яр» может занять 15–20% рынка оптовой торговли ГСМ. Пока у нас нет конкретных планов по поводу сети АЗС. Может быть, мы откажемся от этого направления, а может быть, будем его активно развивать. Если будем развивать, то, возможно, будем покупать других игроков рынка, а возможно, строить новые заправки. Производственная компания должна стать полноценным заводом по производству различных металлоконструкций для строительства и нефтегазового сектора. В этом направлении есть большие резервы для развития.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ