Эта музыка будет вечной

В Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета прошел первый международный фестиваль MusicAeterna с участием европейских звезд барочной музыки.

Фестиваль, как говорит главный дирижер театра Теодор Курентзис, организован как празднование пятилетия камерного оркестра MusicAeterna. Даже более того — это тройной праздник, пять на три, по словам маэстро: пятилетие оркестра, пятилетие камерного хора New Siberian Singers и пять лет его работе в театре в качестве главного дирижера. Такую дату, говорит Курентзис, грех не отметить.

Отмечали дату три дня. Упор был сделан, естественно, на барочную музыку — она составляет большую часть репертуара оркестра и хора. В первый день именинники исполнили Dixit Dominus Генделя и оперу «Дидона и Эней» Перселла, хорошо известную новосибирским ценителям — с Перселла, собственно, и начались MusicAeterna (сначала оркестр назывался Musicа Aeterna, что значит на латыни «вечная музыка») и New Siberian Singers Опера исполнялась по причине реконструкции НГАТОиБ в зале консерватории, ее возили в Лондон в рамках фестиваля русской культуры, а два года назад «Дидона и Эней» была записана. Релиз вышел на известном лейбле Alpha, специализирующемся на ранней и барочной музыке. Вокалисты-барочники, с которыми в Новосибирске записывали оперу, приехали и на день рождения оркестра: англичанка Дебора Йорк, немка Симона Кермес, наш Олег Рябец, а вместо баса Димитроса Телякоса, участвовавшего в записи, в фестивальном концерте пел Арно Ришар.

Во второй день Партиты Баха исполнял Антон Батагов, яркий пианист и композитор-постминималист, осенью прошлого года нарушивший «мораторий» на концерты и по приглашению Курентзиса согласившийся выступить на фестивале. Концерт проходил в театральном фойе, при свечах, и, как и обещал заранее Курентзис, новосибирцы приобщились к магии.

Завершающий фестивальный концерт состоял из «Реквиема» Моцарта в первом отделении и гала во втором. «Реквием» в интерпретации Курентзиса прозвучал просветленно и членораздельно, без аффектации и нагнетания трагизма, но с удивительной точностью и осмысленностью. Оркестр MusicAeterna и хор New Siberian Singers были усилены немецкими духовиками, а к Симоне Кермес и Арно Ришару присоединились меццо-сопрано из США Стефания Хаутзель и немецкий тенор Маркус Брутшер.

Музыкальный критик Борис Филановский в рецензии, вышедшей на портале OpenSpace, лучшем русскоязычном ресурсе, посвященном культуре, так писал о дирижерской работе Курентзиса: «Мера подробности и степень осмысления у Курентзиса такая, что надо уже говорить не об исполнении или интерпретации, а о толковании, звуковом комментарии, который дается по ходу музыки. То есть о композиторской работе дирижера». То же самое можно сказать и о «Реквиеме».

Во втором отделении звучали арии из барочных опер и оркестровые фрагменты — Гендель, Глюк, Вивальди, Рамо, Бах. Солисты обнимались и целовались с дирижером, публика, заполнившая зал НГАТОиБ «с верхом», неистовствовала. Финальный номер Симоны Кермес — ария Аминты из оперы Вивальди «Олимпиада» — вызвал у публики совершенно «роковую» реакцию, разве что не свистели и не поднимали зажигалки. На бис прозвучали два отрывка из Сosi fan tutte — сюрприз был в том, что в квартет солистов свой голос вплел и Теодор Курентзис. После окончания фестиваля у музыкантов началась ответственная работа — запись моцартовского «Реквиема» для лейбла Alpha. Это третья работа Курентзиса и новосибирских музыкантов с этой фирмой — после Перселла была записана 14-я Симфония Шостаковича. Запись «Реквиема» обещают сделать за неделю, а релиз, если судить по «Дидоне и Энею», выйдет примерно через год.

Дебора Йорк (слева) и Симона Кермес

Арно Ришар

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ