Дешевый профиль спас оконный рынок

В прошлом году пессимистичный прогноз аналитиков из «О.К.Н.А. Маркетинг» говорил о падении рынка ПВХ-конструкций на 80% из-за девальвации рубля, снижении уровня заработных плат и остановке строительства 70% домов. Страхи не оправдались, но в 2009-м производителям окон все же пришлось несладко. Участники рынка не ждут, что в ближайшее время ситуация улучшится.

Генеральный директор компании «Профайн РУС» Андрей Дасковский вспоминает, что еще три года назад производство окон было «секси-отраслью» для бизнесменов: строительный бум и активная замена окон на вторичном рынке давали стабильный поток заказов. Учитывая невысокую стоимость входа на рынок (по оценкам экспертов, производственную компанию можно было оснастить за $150 тыс.), количество небольших компаний стремительно росло. К началу кризиса на рынке работало более 400 фирм, которые занимались производством и продажей светопрозрачных конструкций. Правда, многие из этих компаний были настолько мелкими, что с их появлением или уходом ситуация на рынке практически не менялась. Не поменялась и расстановка сил среди лидеров рынка — по-прежнему сильные позиции занимают компании БФК, «Новолит», «Город Мастеров», «Динал», «Юнако» и «Ваши Окна».

Игроков рынка можно разделить на несколько групп по виду деятельности: это производители, которые изготавливают профиль из ПВХ; переработчики, которые закупают профиль и на собственном оборудовании изготавливают окна; кроме того, на рынке работают дилеры (большинство участников рынка), которые закупают окна у производителей, продают и монтируют их самостоятельно, и агенты, которые занимаются только продажей окон, но не осуществляют монтаж. Основные перемены происходят как раз на обширном рынке дилеров и агентов.

Обострившаяся конкуренция еще больше разобщила и без того слабо консолидированный рынок. Участники теряются в догадках о том, какова его емкость. Генеральный директор компании БФК Максим Якубенко говорит, что емкость рынка в прошлом году не превысила 500–600 тыс. кв. м продукции в год, в то время как коммерческий директор компании «ПК-Сервис» Николай Антонов оценивает, что в Новосибирске было произведено около 1,5 млн кв. м конструкций. Неизвестной остается и доля рынка игроков. В благополучные времена центром сбора данных являлась «Ассоциация участников рынка светопрозрачных конструкций», но в кризис в связи с сокращением финансирования оценка отрасли прекратилась.

Рынок продолжит пике

По данным аналитиков компании «Проплекс», в целом по России рынок ПВХ-профиля упал на 35%, а пластиковых окон — на 33%. Отраслевой центр «О.К.Н.А. Маркетинг» подсчитал, что объем заказов от застройщиков снизился на 49%. «Сдержать обвал оконного рынка удалось за счет частных заказов», — констатируют аналитики. В 2009 году рынок впервые столкнулся со спадом: если по итогам 2008 года рост составил 15%, то, по оценкам коммерческого директора компании «Город Мастеров» Анны Воронковой, в прошлом году новосибирский рынок упал на 30%. О таком же падении говорит и Максим Якубенко: «В прошлом году прогнозировалось практически двукратное падение корпоративного сегмента. Планы мы сверстали исходя из 30%-ного снижения продаж по новому строительству; по факту получили минус 11%. Конечно, в разы меньше стало заказов на большие и сложные объекты, например бизнес-центры, но строительство жилых домов продолжается. В целом по Сибири на продажи корпоративным клиентам в 2009 году приходилось 26% от доходов оконных предприятий холдинга БФК, в Новосибирске — 35%». «В I квартале прошлого года покупательский спрос сократился почти вдвое, но к III кварталу ситуация немного улучшилась», — вспоминает Анна Воронкова.

В таких условиях почти все компании отказались от планов развития и сократили издержки. Сокращения персонала начались еще в конце 2008 года; в течение 2009-го были «порезаны» затраты на аренду работающих офисов продаж и расширение собственных выставочных залов.

Андрей Дасковский рассказал, что компания «Профайн РУС» отложила строительство завода по производству профилей в Новосибирске. «Весь 2008 год мы разрабатывали проект строительства завода, подбирали площадку. Но итоговая презентация завода перед советом директоров компании проходила тогда, когда рынок уже сполз в кризис. Поэтому проект был заморожен. Мы надеемся начать строительство к 2012–2013 году», — сообщил он.

Только одна компания, «Город Мастеров», решила завершить начатый до кризиса проект. В начале 2009 года она ввела в эксплуатацию линию по производству изделий из ПВХ-профиля мощностью 40 тыс. кв. м изделий в месяц, вложив в строительство 90 млн рублей (40% — заемные средства). Правда, участники рынка сомневаются, что компания смогла полностью загрузить новую линию. Комментарии руководства «Города Мастеров» получить не удалось.

В 2010-м роста рынка ожидать также не приходится. «Те дома, которые строители ввели в эксплуатацию до кризиса, оконные компании застеклили в прошлом году. В этом году падение рынка в корпоративном сегменте продолжится. Зато из-за холодной зимы может немного вырасти спрос со стороны частного заказчика», — рассуждает Николай Антонов.

Директор по маркетингу компании «Новолит» Татьяна Замосковцева более оптимистична: она ожидает, что продажи увеличатся до уровня 2007–2008 годов. Замосковцева также рассчитывает, что холодная зима поможет оконщикам, и деловой сезон в этом году наступит раньше. Ожидает роста продаж в корпоративном сегменте и «Город Мастеров», который запланировал открытие собственного производства в Новокузнецке.
Производители переходят на дешевый профиль

Снижение спроса обострило и без того высокую конкуренцию среди оконных компаний, что привело к снижению стоимости конструкций. Все участники рынка сошлись во мнении, что с начала прошлого года окна подешевели на 10–20%. «Наценки на материалы минимальны — около 5–10%; основные заработки компании получают при монтаже — около 20%», — говорит исполнительный директор «Ассоциации участников рынка светопрозрачных конструкций» Светлана Демина.

Максим Якубенко утверждает, что зимой 2009 года снижению цен на окна способствовало снижение цен на стекло, комплектующие, но в дальнейшем стоимость сырья только росла, в том числе и из-за девальвации рубля, снижая маржинальность бизнеса производителей. Андрей Дасковский отмечает, что цену на ПВХ, которая составляет 80% цены профиля, лихорадило весь прошлый год: «В октябре 2008-го был достигнут пик стоимости ПВХ — 55 тыс. рублей за тонну. В начале 2009-го цена упала до рекордных 25–27 тыс. рублей за тонну, однако сейчас она держится на уровне 42–44 тыс. рублей за тонну». По данным Дасковского, продажи профиля компании «Профайн РУС» в Сибири упали на 50%. Эту ситуацию он объясняет тем, что в погоне за низкими ценами производители окон переходят на более дешевый профиль, как правило, российского производства. Даже те компании, которые не отказались от поставок немецкого или австрийского профиля, предложили производителям разработать более дешевые системы.

Компании ищут новые источники дохода

Тенденция диверсификации производства не нова. Стараясь снизить сезонность бизнеса и риски, связанные со спадом продаж, компании занялись также производством и продажей жалюзи и рольставней, дверей, натяжных потолков, автоматических ворот, межкомнатных перегородок и т. д. Так, БФК 30–55% прибыли зарабатывает на продаже и установке окон; остальное приносят экструзионное направление и продажа алюминиевых конструкций. «Новолит» также производит изделия из алюминиевых конструкций и быстровозводимые здания по технологии «Канадский дом». «Город Мастеров», помимо светопрозрачных конструкций, производит стальные и взломостойкие двери, пластиковые окна и алюминиевые витражи, автоматические ворота, шлагбаумы, кованые и раздвижные решетки.

Компании, которые имели другой источник дохода, кроме производства и продажи светопрозрачных конструкций, меньше всего пострадали в кризис. Тем, кто основную ставку делал на продажу окон, не повезло. «С рынка ушло около 20% мелких компаний. Многие компании перепрофилировались — отказались от производства окон либо сосредоточили свои усилия на сервисе», — говорит Светлана Демина. Сервисное обслуживание — наименее затратный вариант диверсификации бизнеса. Помимо крупных компаний, для которых сервис стал одним из направлений, этим бизнесом занялись предприятия, оказавшиеся неспособными поддерживать собственное производство, а также бывшие сотрудники оконных компаний. На рынке появилось большое количество сервисных предложений. Спрос диктуют в основном корпоративные заказчики, которым окна ставили по тендеру. «Главный шанс победить на тендере — предоставить самую низкую цену. Часто это возможно только с потерей качества, — говорит Светлана Демина. — В тендерных поставках используются дешевые профильные системы, при масштабном застеклении нескольких домов у жильцов возникают претензии к качеству установки». Тут и зарабатывают сервисные предприятия.

Перспективы — в новых технологиях

Несмотря на то что участники рынка давно говорят о насыщении экономсегмента, дешевые белые окна стоимостью 10–12 тыс. рублей по-прежнему являются наиболее продаваемой товарной позицией. Но так продлится недолго, уверена Светлана Демина. С окончанием кризиса, которого и застройщики, и оконщики ожидают в 2011–2012 годах, потребителями недорогих окон останутся только строители, в то время как частный заказчик уйдет на рынок с более сложными техническими характеристиками. Участники рынка объясняют тенденцию тем, что осталось мало жилья, в котором нужно поменять обычные деревянные окна на пластиковые. «Рост будет идти за счет новых технологий, — считает Светлана Демина. — Покупатели начнут менять устаревшие пластиковые окна на более качественные и технологичные». По ее мнению, в ближайшей перспективе снова войдут в моду деревянные окна, популярность обретет и деревопластик.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ