В Новосибирске объявлены итоги тендера на строительство третьего моста через Обь — стратегически важного объекта, за который боролось четыре крупные компании мостостроителей. Предсказуемую победу одержал новосибирский «Сибмост». Однако начинать многомиллиардный проект Новосибирску придется своими силами, фактически без федерального финансирования. Обещанные Министерством транспорта субвенции заменены на бюджетный кредит. Нечеткость дальнейших перспектив федерального финансирования проекта грозит затянуть сроки строительства моста на неопределенный срок.
В конкурсе приняли участие четыре крупные мостостроительные компании — ОАО «Сибмост», ОАО «Мостострой-11» (Сургут, Тюменская область), НПО «Мостовик» (Омск) и ОАО «Дальмостострой» (Хабаровск). Первоначальная сумма контракта составляла 18 млрд рублей. По итогам конкурса, которые были подведены 11 декабря, победил «Сибмост», предложивший уменьшение цены на 21% (до 14,8 млрд рублей) и завершение строительства в апреле 2012 года.
На пресс-конференции 16 декабря мэр Новосибирска Владимир Городецкий был настроен весьма оптимистично: можно начинать строить мост — все подготовительные этапы проведены, а власти Новосибирской области и города Новосибирска в полной мере выполнили свои финансовые обязательства. «Для этого на 2010 год в бюджете города предусмотрены 500 млн рублей, в бюджете области — 500 млн», — подчеркнул Городецкий.
Но в то же время финансовые обязательства федерального центра, как выяснилось, выполнены не в том объеме, как было обещано. Соглашение с Министерством транспорта, подписанное в первой половине 2009 года, предусматривало, что федеральный центр софинансирует строительство моста в соотношении «50 на 50» с городом и областью. Значит, при точном соблюдении данного соглашения еще 1 млрд рублей должен был поступить от правительства в виде целевых субвенций.
Владимир Городецкий признал, что ситуация изменилась и субвенции были заменены на бюджетный кредит в размере 690 млн рублей. «Новосибирская область имеет право взять кредит под 2,5% годовых. Область возьмет этот кредит и передаст нам. Будем обслуживать в течение пяти лет по этой ставке. На этом стратегическом объекте [в сумме на 2010 год] будет осваиваться 1,7 млрд рублей», — отметил мэр Новосибирска.
Тем не менее федеральные деньги придут в урезанном объеме и в форме кредита — то есть их рано или поздно придется возвращать из областного бюджета, пусть даже на выгодных условиях. Фактически это означает, что регион и город начинают почти 15-миллиардное строительство пока полностью за собственный счет.
По мнению мостостроителей, сложившаяся ситуация со сменой обещанного федерального финансирования на бюджетные кредиты характерна для многих регионов России. «Мы работаем в 10 субъектах РФ, и везде субвенции и субсидии на дорожные работы были заменены на бюджетные кредиты, — отмечает генеральный директор ОАО «Сибмост» Владислав Кошкин. — Это уникальная ситуация, связанная с кризисом. Такое решение федеральных властей связано с желанием сохранить нормальные показатели у федерального бюджета, чтобы не упал рейтинг страны. Но нам как подрядчику неважно, откуда будет осуществляться финансирование. Срок строительства третьего моста через Обь, который мы объявляли при конкурсе, подразумевает то, что объект будет профинансирован соответствующим образом на 100%. Мы объявляли срок строительства моста в 850 дней. Финансирование в том виде, в котором оно сейчас расписано, подразумевает пять лет».
Генеральный директор другого участника тендера — компании «Мостовик» (Омск) — Олег Шишов также не думает, что мост станет долгостроем. «Мы строим объекты в различных регионах за счет собственных оборотных и кредитных средств, и это всегда является предметом договора, — разъясняет он. — «Сибмост» отважился взяться за этот проект, поэтому он будет вынужден отвлекать свои оборотные средства». С руководителем компании «Мостовик» согласен замдиректора ОАО «Мостострой» Игорь Белов: «Необходимо будет привлекать банковские инвестиции под гарантии области, — отметил он в разговоре с «КС». — Не думаю, что неопределенность в плане финансирования поставит под вопрос реализацию проекта, тем более что на 2010 год проблема финансирования решена».
Проблема решена вопреки тому факту, что в 2010 году строительство третьего моста через Обь не фигурирует ни в госбюджете, ни в федеральных целевых программах. Владимир Городецкий, тем не менее, оптимистично оценивает перспективы федерального финансирования. Оптимизм мэра основан на том, что соглашение с Минтрансом все-таки подписано и деньги все же дали, пусть и в форме кредита. Очевидно, что федеральные деньги на третий мост в Новосибирске появятся, только когда в стране начнется реальный экономический подъем. А до тех пор регион, город и «Сибмост» остаются с многомиллиардным проектом один на один.