Бизнесменам предложат «черную» комнату

Как стало известно «КС», собственники новосибирского бизнес-центра класса «A» «РосЕвроПлаза» намерены в ближайшее время оборудовать в здании «черную» комнату — специальное помещение для конфиденциальных переговоров. По экспертной оценке «черная» комната площадью 20 кв. м обойдется «РосЕвроПлазе» минимум в 500 тыс. рублей. Впрочем, опрошенные «КС» бизнесмены и юристы убеждены: собственникам «РосЕвроПлазы» придется потратить немало сил, чтобы убедить своих арендаторов в том, что эта комната наоборот не напичкана жучками.

«РосЕвроПлаза» — первый построенный в Новосибирске бизнес-центр класса «A». Общая площадь — 27,6 тыс. кв. м, арендопригодная офисная площадь — 21,2 тыс. кв. м. Собственник здания — «РосЕвроДевелопмент». Примерно 90% всех арендаторов — международные и федеральные компании, 10% — местные игроки.

Как рассказал «КС» источник в администрации «РосЕвроПлазы», в ближайших планах бизнес-центра — создание специальной комнаты для конфиденциальных переговоров, технически защищенной от прослушивания: «С предложением создать «черную» комнату к нам обратилось сразу несколько арендаторов. Мы считаем, что в бизнес-центре, позиционирующем себя как «A» класс, такая комната должна быть. Хотя это дорогое удовольствие». Получить официальный комментарий по данному вопросу «КС» не удалось. По словам источника в «РосЕвроПлазе», наличие такой комнаты автоматически привлечет к бизнес-центру внимание спецслужб.

В УФСБ России по Новосибирской области отказались от комментариев по поводу наличия в Новосибирске «черных» комнат, которые используются в коммерческих целях. «КС» известно лишь то, что «черные» комнаты существуют в целом ряде ведомственных зданий.

По словам директора ООО «Научно-технический центр «РАСТР-СБ» Евгения Локтина, в Новосибирске десятки «черных» комнат, созданных коммерческими фирмами. Он предполагает, что стоимость специально оборудованного помещения площадью 20 кв. м, защищенного от систем прослушивания, обойдется «РосЕвроПлазе» как минимум в 500 тыс. рублей. «Цена зависит от целого ряда факторов: от площади помещения, от количества технических каналов утечки информации, от близости других объектов недвижимости, — рассказывает господин Локтин. — Каждый канал утечки информации должен быть закрыт. На стены, окна, двери устанавливаются технические средства защиты информации. При необходимости требуются работы по увеличению толщины стен». На 20 кв. м понадобится как минимум пять специальных приборов по защите информации; стоимость каждого — до 50 тыс. рублей. «Это вибродатчики, которые устанавливаются в стены, двери, на стекла. На них подается шумовой сигнал, который распространяется по строительным конструкциям. Этот шум превышает частотные колебания, которые издают говорящие», — поясняет Локтин. Кроме того, потребуется установка как минимум двух поисковых систем (60 тыс. рублей), а также нелинейный локатор (порядка 150 тыс. рублей), чтобы не допустить проноса в помещение записывающих устройств. Но только специсследование помещения обойдется «РосЕвроПлазе» минимум в 650 рублей за 1 кв. м пола.

Ближайшие конкуренты «РосЕвроПлазы» скептически оценивают необходимость подобной комнаты. «На моей памяти к нам не было ни одного обращения с просьбой предоставить комнату для конфиденциальных переговоров. Думаю, если услуга не востребована, то и нет смысла ее создавать», — говорит руководитель отдела аренды ЗАО «Строитель» (занимается наполнением БЦ «КРОНОС») Владимир Большаков.

«По-моему, «черная» комната — бредовая идея. Если арендатор не доверяет информационной безопасности своего офиса, то едва ли будет на 100% уверен в гарантиях информационной безопасности «черной» комнаты, оборудованной в этом бизнес-центре. Если у арендатора есть потребность защититься от прослушивания — оrн обратится к специалистам, которые проверят его помещение на «жучки» и установят необходимое оборудование», — считает директор офисной недвижимости ООО «УПК Экопласт» (входит в ГК «Труд») Виктор Зырянов.

«В нашем отеле мы с такими пожеланиями еще не сталкивались. Видимо, люди предпочитают у нас проводить открытые переговоры. Но думаю, в офисных зданиях такая услуга может быть востребована. Правда, трудно будет убедить арендаторов бизнес-центра в том, что «черная» комната не напичкана прослушивающими устройствами. Ведь мы живем в России. На слово верить трудно», — добавляет директор по развитию River Park Ob Hotel Евгений Сухих.

В то же время председатель совета директоров «Сибирской хлебной корпорации» Дмитрий Терешков предполагает, что «тайный» проект «РосЕвроПлазы» окажется востребован бизнесом: «Ну а почему нет? Сегодня каких только услуг не существует. Потребность в безопасном общении была всегда. А сегодня стоимость коммерческой промышленной информации с каждым годом увеличивается. Думаю, что потребность в такой услуге появится и со временем будет обостряться». Сам бизнесмен проводит важные переговоры в том числе и в собственном офисе.

В своем кабинете предпочитает проводить переговоры и совладелец сети «Синтез» (контролирует 10 АЗС) Владимир Тамурко. «Только мы проверяем свои кабинеты на вопрос прослушки», — уточнил бизнесмен. А управляющий партнер ГК «Баланс» Владимир Кизь предпочитает конфиденциальные переговоры проводить в ресторанах Новосибирска.

По убеждению директора юридического агентства «Люди Дела» Кирилла Кузнецова, прослушка прежде всего интересна не неким третьим лицам, а непосредственно партнерам по переговорам на деликатную тему. «Именно партнер чаще всего может сделать публичными темы закрытых переговоров. Как от этого защититься? Да никак», — констатирует господин Кузнецов. По его словам, любые деловые переговоры нужно вести, очень корректно выражая свои мысли, осознавая, что любое неосторожное высказывание может быть использовано против тебя.

А генеральный директор «Сибирской юридической компании» Сергей Карпекин считает, что успех «РосЕвроПлазы» в популяризации «тайной комнаты» среди своих арендаторов будет зависеть от их честных намерений. «Если вскроется, что из комнаты есть утечка, это очень сильно ударит по репутации «РосЕвроПлазы». Трудно представить, что она пойдет на это. Главный вопрос — сможет ли «РосЕвроПлаза» обеспечить высокий уровень обслуживания данной комнаты?» — говорит господин Карпекин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ