Антикризисный антивирус

Несмотря на кризис, большинство компаний IT-сектора отмечают рост продаж антивирусного ПО в Сибири в сравнении с аналогичным периодом 2008-ого года. По их мнению, это связано с желанием компаний уменьшить свои риски, связанные с вирусными эпидемиями, потерей конфиденциальной информации и простоя бизнеса. Какие антивирусы пользуются наибольшим спросом у клиентов и что думают сами представители сибирского бизнеса о их работе, разбирался корреспондент «КС» АЛЕКСАНДР МЕСАРКИШВИЛИ.

В целом на сибирском рынке предлагается не один десяток различных антивирусов от популярных брендов до почти неизвестных, однако популярностью пользуются лишь определенные продукты. По данным компании Softline, в ТОП-5 по продажам антивирусов в Сибири в 2009 году входят продукты лаборатории Касперского, ESET (Nod32), Symantec, Dr.Web и McAfee. С прошлого года пятерка лидеров не сильно изменилась, однако McAfee поднялся на 5 место, сместив на 6-ое Trend Micro. Кроме того, по словам руководителя отдела маркетинга представительства Softline в СФО Натальи Леонтьевой, за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Лаборатория Касперского увеличила свою долю в Сибири на 15%, а в абсолютных цифрах на 30%, а остальные члены ТОП-5 Softline незначительно уменьшили свою долю в продажах в Сибири. По ее словам, увеличение продаж Лаборатории Касперского можно объяснить рублевой ценовой политикой, не зависящей от колебаний доллара, и как следствие, неизменностью цен.

В PC-Ware также отмечают, что количество тендеров на антивирусные продукты стремительно растет, поскольку многие компании уже с июля 2009 года стали размораживать свои бюджеты на ИТ. В тройку лидеров PC-Ware заносит лабораторию Касперского, Symantec, а 3 место отдают Eset и McAfee. Высокая позиция последнего обусловлена наличием у компании глобальных контрактов на использование этого антивируса, в частности среди таких фирм как Volkswagen, Man. В целом в PC-Ware отмечают, что тройка лидеров не изменилась за последний год, однако отмечают усиление конкуренции на рынке. «Сейчас значительную активность в продвижении и техническом усовершенствовании можно видеть со стороны McAfee, у них даже появилась русскоязычная техническая поддержка. Кроме того, российское представительство открыл и Trend Micro, ориентированный преимущественно на корпоративный сегмент рынка», — отмечает продакт-менеджер по информационной безопасности компании PC-WARE Russia Александр Самуткин. По его мнению, локализация продукта на русский язык играет немаловажную роль в продвижении и предложении продуктов.

Сами представители сибирского бизнеса зачастую не обосновывают свой выбор того или иного антивируса. «Я глубоко не интересовался, почему наши ИТ-специалисты выбрали именно продукт от Symantec и думаю, что часто пользователи крупных компаний не задумываются над антивирусом и просто пользуются тем, что им установили системщики», — отмечает директор по развитию «Автограда» Андрей Еловенко. И действительно, представители IT-сектора отмечают, что многие компании принимают решения о выборе антивируса исходя из оставшегося бюджета или мнений коллег о конкретном продукте. «На самом деле нет «плохих» антивирусов. Каждая компания, выпускающая коммерческий продукт на конкурентный рынок, пытается внедрить и продвинуть свои «ноу-хау». Но никто, кроме IT-специалиста конкретной организации не сможет решить – какой антивирус использовать предпочтительнее, ибо только он может увидеть в некоторых уникальных разработках производителя антивируса ключевые возможности по защите собственной сети», — отмечает директор филиала СЗФО PC-WARE Russia Илья Островский.

Поэтому для осознанного выбора антивирусного ПО необходимо, прежде всего, определиться, от каких информационных угроз в первую очередь необходима защита, так как с каждым типом угроз отлично справляется предназначенное для этого ПО или решение. Среди таких угроз могут быть действия, осуществляемые авторизованными пользователями (повреждение данных из-за неосторожности, или целенаправленная кража или уничтожение данных), хакерские атаки, компьютерные вирусы и спам, а также угрозы, которые могут возникнуть по независимым от компании и пользователя причинам. Вместе с тем, задача по обеспечению информационной безопасности должна решаться системно. В целом в Softline отмечают рост продаж продуктов по безопасности – это касается как защиты сетей, так и систем DLP (data loss prevention).

Также при выборе антивирусного решения стоит руководствоваться величиной компании, поскольку практически все производители предлагают отдельные решения для малого, среднего и крупного бизнеса.

Стоит обратить внимание не только на стоимость продукта, но и последующую подписку (продление лицензии), которая составляет определенный процент от изначальной стоимости. Так, по данным Softline, продление продуктов Лаборатории Касперского и ESET осуществляется с 40% скидкой; McAfee с 60% скидкой; Trend Micro со скидкой 70%; Symantec – 20-50%; Kerio – 70%; на продукты Dr.Web действует скидочный коэффициент в зависимости от срока продления: на 1 год – 0,7, на 2 года – 1,3, на 3 года – 1,9. «Исходя из этих условий, отдельные антивирусы могут оказаться дешевле при учете стоимости продлении лицензии. Так, несмотря на более высокую стоимость, продукт от Trend Micro при продлении лицензии может оказаться на третий год дешевле некоторых других, изначально более дешевых продуктов, например, антивируса Касперского», — отмечает Наталья Леонтьева.

При этом конкуренция на растущем рынке антивирусного ПО будет только расти. По мнению директора новосибирского филиала «Северен Телеком» Сергея Бойко, рынок антивирусов движется в том же направлении, что и рынок ПО в целом, — к модели «Software as a service», когда разовая покупка продукта заменяется абонентской платой за доступ, техподдержку и обновления. В России, правда, по его словам, схема SaaS ещё не распространена, и пионером её продвижения является «Доктор Веб» со своим AV-Desk. При этом, агентами-распространителями антивируса будут выступать интернет-провайдеры, что позволит потребителю значительно проще оплачивать услуги антивирусов. Так, «Северен Телеком» планирует предложить такую услугу своим клиентам уже в этом году.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Бойцов,
управляющий подразделением Volvo компании «Инком» (Томск)
:

— Я раньше долгое время пользовался антивирусом NOD32 в связи с тем, что он отличался быстродействием, не нагружал систему и ловил вирусы на ходу. Еще раньше использовал антивирус Касперского, но он, как известно, более «тяжелый» для компьютера, и его работа постоянно ощущается. Сейчас у меня стоит Avira. Ее работой я в принципе доволен, но все равно время от времени ставлю систему в безопасный режим и проверяю антивирусом Dr.Web CureIt, который не требует установки, зато ловит и удаляет вирусы. На мой взгляд, универсального средства от различных вирусов нет, поэтому необходим комплекс по борьбе и обеспечению безопасности — антивирус, Firewall и внимательная политика безопасности на рабочей станции.

Сергей Бойко,
директор новосибирского филиала «Северен Телеком»:

— На мой взгляд, объективно оценить способность антивируса к отлову вирусов очень сложно, и споры о том, какой из них эффективнее до сих пор относятся к разряду скорее религиозных, чем айтишных. Поэтому при выборе конкретной программы руководствуемся скорее удобством и экономическими соображениями. Дома, например, я использую Dr.Web. Так сложилось исторически, и в некоторый момент оказалось, что продление лицензии на него будет дешевле, чем приобретение нового антивирусного пакета. В новосибирском подразделении «Северен-Телеком» ловлей вирусов занимается Eset NOD32, выбранный прежде всего за удобную систему удалённого администрирования. Для корпоративного антивируса возможность управлять всеми задачами и политиками безопасности из единого центра вообще является ключевой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ