С 1 октября коллектив НОМОС-БАНКа-Сибирь будет работать в существенно сокращенном составе. Число уволенных за последние три месяца достигло почти 100 человек. Напомним, до недавнего времени во всех структурах этой кредитной организации работало около 300 сотрудников.
В НОМОС-БАНКе-Сибирь (до весны 2009 года являлся Банком ВЕФК-Сибирь и входил в корпорацию ВЕФК) «КС» привели разные цифры сокращенных — от 30 до 40 человек только в головном офисе в Новосибирске. Как пояснили «КС», в основном это сотрудники среднего и низшего звена по всем основным направлениям. Причина увольнения была озвучена коротко: «По решению собственника» (в мае текущего года им стал НОМОС-БАНК — см. «КС» № 14 «Банк ВЕФК-Сибирь снова ждут перемены»). Однако 1 октября также были официально закрыты иногородние операционные офисы банка — бывшие региональные площадки ВЕФК-Сибири, работавшие в Рубцовске, Барнауле, Кемерове и Томске (об этом сотрудников уведомили за два месяца до закрытия). Количество работников, попавших под секвестирование в этих офисах, в НОМОС-БАНКе-Сибирь озвучить отказались. По оценкам участников рынка, общее число уволенных из всех подразделений банка сотрудников с июля по октябрь могло составить около 100 человек.
В Новосибирском филиале НОМОС-БАНКа «КС» заявили, что все происходящее в «дочке» — «вопрос компетенции исключительно НОМОС-БАНКа-Сибирь». По словам вице-президента, директора сибирской региональной дирекции ОАО «БИНБАНК» Евгения Меняйлова (ранее возглавлявшего Банк ВЕФК-Сибирь), как правило, столь массовые увольнения персонала обычно проводятся с целью сокращения издержек на его содержание либо в связи с сокращением бизнеса. «Такого рода процессы должны быть просчитаны на много раз, ведь в результате необдуманного сокращения может пострадать качество банковского обслуживания, которым всегда славились НВТБ и ВЕФК-Сибирь, — говорит Меняйлов. — При этом по факту массовому сокращению подверглись именно фронт-офис и среднее звено, то есть при том же количестве начальников собственно сотрудников, непосредственно обслуживающих клиентов банка, стало меньше. Так что первое, что в итоге пострадает от данного секвестирования, — это качество обслуживания клиентов, уровень банковских сервисов. Расширение бизнеса без потери качества продуктов в таких условиях практически невозможно. По сути сейчас НОМОС-БАНК-Сибирь сильно ограничен в самостоятельности принятия решений и выполняет спущенные сверху директивы, которые, очевидно, не учитывают всех особенностей кредитной организации и ее клиентской базы».
«С теми подходами к управлению активами, полученными в процессе санации, которые использует НОМОС-БАНК, ситуация была ожидаема, — соглашается акционер МДМ Банка (бывший зампредправления УРСА Банка) Андрей Бекарев. — Скорее всего, НОМОС представит этот шаг как оптимизацию деятельности. Но очевидно, что самостоятельным банк был покупателю не нужен. Ему был интересен перевод клиентского портфеля и бизнеса купленной «дочки». Скорее всего, следующим шагом будет продажа «шкурки» либо вообще ликвидация банка, в прошлом одного из крупнейших региональных кредитных организаций Новосибирска».
Председатель совета директоров Сибирской межбанковской валютной биржи (СМВБ) Александр Лубенец считает, что в сокращении, проведенном НОМОС-БАНКом-Сибирь, нет ничего удивительного. После того как кредитная организация вошла в группу НОМОС-БАНКа и в Новосибирске появились две площадки одной финансовой структуры, оптимизация персонала была неизбежна. «Появилось слишком много дублирующих друг друга должностей, которые приводили к формированию внутренней и внешней никому не нужной конкуренции. Сократить избыток кадров и затрат также заставил кризис. К этим вынужденным мерам в последнее время прибегли многие банки, — констатирует Лубенец. — Целесообразность сокращения операционных офисов и их персонала можно оценивать только зная экономику этих структурных подразделений. Возможно, новый собственник проанализировал работу офисов и решил, что они не окупают вложенные в них средства. Кстати, на сокращение сети сегодня также пошли многие крупные игроки, в том числе Сбербанк. Есть еще один вариант объяснения ситуации. Возможно, офисы открывались под конкретного якорного клиента. В свое время по такой схеме расширял свою сеть Сибакадембанк, работавший с Западно-Сибирской железной дорогой. Смена собственника могла привести к тому, что клиент ушел, и допофис стал просто не нужен».
По мнению собеседника «КС», достаточно массовое высвобождение банковских работников приведет к усилению напряжения на данном сегменте рынка труда, но незначительно. «Это не первый финансовый кризис, и трудоустроиться на профильном рынке уволенному банковскому сотруднику в такое время, как правило, очень нелегко. Многие из них сейчас находятся в «творческом поиске». Но практика показывает, что банковские сотрудники очень востребованы в реальном производстве, так как обладают повышенным уровнем дисциплины и привыкли работать в более жестких режимах мониторинга и наблюдения, ежедневного ведения балансов и отчетности», — уверен Александр Лубенец.
По данным AVANTA Personnel, за 2009 год в Новосибирске место потеряли не менее 15% работников банковской сферы. Наиболее массовое сокращение коснулось сотрудников департаментов розничного кредитования, а также вспомогательных подразделений: маркетинг, PR, HR. С начала текущего года вакансий банковских сотрудников в кадровых агентствах города практически не было.