«Пластик»: ресурс исчерпан

За кризисный год во всех регионах Сибири упали темпы роста эмиссии банковских карт. Эксперты считают, что это объясняется не только нестабильностью в экономике, но и тем, что ресурс прироста «пластика» постепенно исчерпывается. В то же время в ряде регионов «КС» заявили, что по активности использования карт рынок был отброшен на несколько лет назад. Впрочем, к концу первого полугодия текущего года ситуация начала постепенно стабилизироваться. Большую роль в этом сыграла уже сформировавшаяся у населения привычка использовать «пластик» в качестве электронного кошелька.

Алтайский край

По итогам первого полугодия текущего года в Алтайском крае с платежными картами работали 28 кредитных организаций (филиалов), из них три региональных банка и 25 филиалов банков других регионов. Несмотря на кризис, объем выпущенных карт (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос на 19,7% и достиг 938,9 тыс. единиц. Как отмечают в ГУ ЦБ Алтайского края, при выборе платежной системы наибольшее предпочтение банки и клиенты отдавали картам международных систем. В структуре эмитированных карт в регионе основную долю составляли карты системы Visa International и Master Card International — 63,7%, или 598,1 тыс. единиц (в 2008 году — 56,7%, или 444,7 тыс. единиц). Причем Visa заняла почти 50% рынка, так как банки эмитировали в крае уже более 467 тыс. карт этой системы. Чуть выросла и доля, занимаемая MasterCard. Эксперты объясняли это тем, что более 89% кредитных организаций — участников рынка платежных карт региона работали с картами международных систем.

Несмотря на рост количества РПС СБЕРКАРТ, выпускаемых Алтайским банком Сбербанка РФ, доля этой системы в общем объеме используемых в регионе карт продолжает сокращаться и составляет 25,4%, или 238,7 тыс. единиц (в 2008 году — 43,7%, или 224,2 тыс. единиц).
Отличительной особенностью развития пластикового рынка края стал резкий рост количества кредитных карт — на 115%, до 84,4 тыс. штук. По динамике прироста это самый значительный показатель в СФО. Эксперты связывают эту тенденцию с активизацией деятельности УРСА Банка во втором квартале. Кроме того, многие жители края, набравшие потребительские кредиты в «сытое время» и на всякий случай получившие кредитки, были вынуждены активировать «пластик», чтобы рассчитаться по долгам с банками. С ростом количества карт продолжил увеличиваться и объем операций, совершенный с их использованием. За шесть месяцев текущего года общий оборот по картам в регионе увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 3,0%, или на 1068,2 млн руб. и составил 36 702,4 млн руб. Число операций возросло на 26,6% и достигло 15,6 млн единиц. Несмотря на кризис, на Алтае, как, впрочем, и в других регионах России, продолжила расти инфраструктура. Сеть банкоматов по приему наличности выросла до 872 единиц (в 2008 году — 686 единиц).

Более охотно картхолдеры региона по-прежнему предпочитали использовать «пластик» для снятия наличности (93,0% от совокупного оборота по картам). Чаще всего для этих целей используется международный «пластик» (58,9%, или 20 162,0 млн руб.). Кстати, по данному параметру на Алтае Visa впервые обогнала СБЕРКАРТ и заняла более 50% рынка. В регионе не наблюдалось ажиотажного спроса населения на валюту, а к концу первого полугодия 2009 года объем рублей и валюты, которые жителями края забирались из банкоматов, вообще сократился.

А вот интерес к «пластику» как к электронному кошельку со стороны населения, напротив, вырос. Безналичный оборот в регионе увеличился до 7,0% (в 2008 году — 3,0%), причем более активно в качестве средства оплаты товаров и услуг использовались карты Visa и MasterCard. Их доля и объем составляли, соответственно, 78,8% и 1942,2 млн руб. Причем на долю Visa приходится уже две трети рынка. На долю СБЕРКАРТ при совершении безналичных операций в сети торговли и сервиса, соответственно, 20,9% и 516,5 млн руб. В целом объем расчетов в торгово-сервисной сети вырос за год на 144% — до 2465,72 млн руб. «Причинами положительных изменений стали внедрение дополнительных сопутствующих сервисов для держателей карт, расширение сферы применения использования платежных карт в качестве средства платежа», — говорят в ГУ ЦБ края. Эксперты не исключают, что прирост расчетов дали и кредитные карты, с помощью которых население «про запас» набирало в магазинах бытовую технику, мебель и товары длительного пользования.

Кемеровская область

По итогам года лидером по эмиссии в регионе вновь стала «Золотая Корона», которая год назад пропустила на первое место Visa. Эксперты объясняют этот факт активизацией работы УРСА Банка, выпускавшего «пластик» этой системы. Кроме Кемерова, «Золотой Короне» удается удерживать лидерство по этим позициям только в родном регионе — Новосибирской области. В целом лидерами по эмиссии карт на Кузбассе были Сбербанк — 31% от общего объема эмиссии, УРСА Банк — 23,2% и УРАЛСИБ — 16,1%. Совокупный рост эмиссии составил всего 6,7%. Кстати, в регионе выросло количество кредитных карт. По итогам полугодия их было эмитировано больше, чем в других регионах СФО, — 125,4 тыс. В прошлом году по этому показателю лидировал Красноярск — 145 тыс. Эксперты отмечают, что основной прирост кредиток дали Visa и «Золотая Корона».

В структуре выдачи наличных на первом месте также находилась Visa, нарастившая долю почти на 10%. Она же лидирует в структуре расчетов, где занимает уже половину рынка. Эксперты объясняют это тем, что в регионе более развита сеть, принимающая карты этой системы. Кроме того, в регионе проходило много совместных акции банков и системы. В то же время объем расчетов в торгово-сервисной сети в регионе за год совсем не изменился. Картхолдеры не спешили в магазины даже в период обострения кризиса зимой 2008–2009 гг. Впрочем, некоторые эксперты объясняют этот факт достаточно прозаично: большинство предприятий в регионе завязано на угольную отрасль, которая серьезно пострадала от дефицита ликвидности, что привело к задержкам выплаты заработной платы, отмене премиальных, а также к переводу части зарплаты вчерную и т. д. Все это в совокупности и сдерживало жителей от активных походов по магазинам с картами.

Красноярский край

По итогам первого полугодия 2009 года количество эмитированных банковских карт в крае возросло на 5,9%, что значительно ниже темпов роста, установившихся в предыдущие периоды, и обусловлено сокращением количества кредитных и предоплаченных карт в обороте. Доля расчетных карт выросла на 11%, тогда как кредитных сократилась на 45%, а предоплаченных — на 68%.

В течение первого полугодия 2009 года лидерство на рынке банковских карт сохранила Visa International. В совокупности с MasterCard они занимают 47,6% рынка по объему эмиссии банковских карт. Однако доля Visa сократилась до уровня начала 2008 года. Причем это произошло в течение первого полугодия текущего года. Доля MasterCard, напротив, несколько выросла. К концу первого полугодия банки эмитировали больше «пластика» этой системы, чем летом 2008-го. Заметные позиции в регионе стала играть и Объединенная расчетная система, что, впрочем, неудивительно — в Красноярске находится дирекция РОСБАНКа, инициировавшего создание ОРС. Как по количеству эмитированных карт, так и по доле рынка в крае «просела» ЗК — за год система потеряла 4%

Но несмотря на кризис, банки продолжали наращивать инфраструктуру для приема банковских карт: сеть в крае выросла почти на 20% — до 1453 единиц.

Наиболее охотно в зарплатных проектах красноярцы используют Visa и MasterCard, которые занимают 68,6% рынка по объему выдачи наличных денежных средств. К особенностям красноярского рынка можно отнести возросший спрос на иностранную валюту — объем изъятия наличной иностранной валюты через банкоматы в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос в 5,5 раза. Это самый большой показатель в округе. Причем в отличие от других территорий, в Красноярске наблюдался восходящий тренд — с июля прошлого года спрос рос. Кстати, в регионе почти в два раза выросла и сеть по приему наличности.

Судя по итогам полугодия, красноярцы более охотно стали использовать Visa в торгово-сервисной сети — доля системы уже достигла почти 55% рынка (+15%). Удалось привлечь внимание картхолдеров и СБЕРКАРТ. А вот «Золотая Корона» и MasterCard несколько сдали позиции. Усиливать свои позиции в структуре снятия наличности и расчетах в торгово-сервисной сети за счет ОРС намерен и РОСБАНК. Как отмечает начальник отдела розничных продуктов Управления розничного бизнеса Урало-Сибирского ТУ ОАО «АКБ РОСБАНК» Марина Алексеева, банк регулярно внедряет новые продукты и услуги, корректирует условия действующих программ в соответствии с потребностями рынка, создавая благоприятные условия для наращивания клиентской базы. Данный факт позволяет прогнозировать усиление позиций банка как по показателю объема совершенных операций в торгово-сервисных сетях, так и по объему выданных наличных денежных средств.

Кстати, по количеству терминалов в торгово-сервисной сети край занимает 1-е место в округе — их более 5 тыс. Объем расчетов в торгово-сервисной сети вырос на 12%, а сумма операций, совершенных держателями карт, — на 6%. Однако кризис оказал свое влияние на эти показатели. По сравнению с прошлым годом сумма операций, совершенных держателями за счет предоставленного кредита, сократилась на 24%. Это может быть связно с изменением условий кредитования.

Новосибирская область

Лидером по эмиссии в городе и области выступает «Золотая Корона». Причем Новосибирск — единственный регион, где система продолжает удерживать свои позиции. По итогам полугодия количество эмитированных карт «Золотой Короны» в области перевалило за 1 млн. В то же время доля системы снизилась в пользу Visa, эмитировавшей всего 883 тыс. карт. Участники рынка объясняют это разными факторами. С одной стороны, с «Золотой Короной» продолжают активно работать старые банки-партнеры. Так, в июне 2009 года оборот через сеть банкоматов Банка «Левобережный» по картам РПС «Золотая Корона» превысил 1 млрд руб. и составил 1,082 млрд руб., при этом оборот по картам, эмитированным Банком «Левобережный», составил 1,049 млрд руб. «Такого результата мы достигли впервые, — сказал заместитель генерального директора — начальник Управления розничного бизнеса Банка «Левобережный» Артем Зенков. — Добиться его мы смогли благодаря двум факторам: активной эмиссии пластиковых карт в рамках зарплатных проектов и широкой сети банкоматов». С другой стороны, на пресс-конференции, посвященной объединению Новосибирского Муниципального банка и Ханты-Мансийского банка, гендиректор НМБ Владимир Женов заявил, что «в банке очень активно идет работа по переводу карт платежной системы «Золотая Корона» на международную карту Visa International. Спонсором этого проекта выступает ХМБ, и его реализация очень важна как для нас, так и для клиентов. Они нередко сетовали на то, что испытывают проблемы с использованием старого «пластика» в других городах России из-за отсутствия сети, принимающей карты».

В «Золотой Короне» «КС» комментарий получить не удалось, однако в пресс-релизе, распространенном компанией, говорилось, что «в прошлом году увеличилась популярность транспортных карт. Это стало дополнительным фактором роста эмиссии карт системы. Ежемесячно по транспортным картам «Золотая Корона» в 2008 году совершалось 14,5 млн поездок, что составило за год 173 млн поездок (прирост 43%). При этом оборот увеличился на 67%».

В целом в Новосибирской области к концу первого полугодия было эмитировано почти 2150 млн карт. Основной прирост дали зарплатные проекты, количество эмитированного кредитного «пластика» сократилось на 24%.

В структуре выдачи наличных в регионе по-прежнему лидирует Visa, которая занимает уже половину рынка. Удалось нарастить долю и MasterCard. Прочие участники рынка потеряли доли. За год в регионе на 27% увеличилось количество банкоматов для выдачи наличных денег (1753) и на 13% — количество терминалов.

В структуре расчетов лидирует Visa, занимающая уже почти 2/3 рынка. На втором месте MasterCard. Однако по сравнению с прошлым годом системы потеряли позиции. Эксперты связывают этот факт с задержкой и сокращением выплаты зарплат в регионе, а также сокращением кредитного «пластика». Зато «Золотая Корона», напротив, усилила свое влияние, увеличив долю рынка в два раза. Впрочем, несмотря на кризис, в регионе на 32% выросло количество электронных терминалов для расчетов за товары и услуги, установленных в торговых точках. Объем расчетов в торгово-сервисной сети вырос на 43%.

Томская область

Сложившееся за последние два года распределение по объемам выпуска платежных карт и произведенных с ними операций в Томской области остается относительно стабильным. Удельный вес международного «пластика» на территории региона по количеству эмитированных карт на 1 июля составил 82%. Лидер по эмиссии по-прежнему Visa. Из российских платежных систем приоритетные позиции у «Золотой Короны». Карты этой системы эмитируют три банка, а также Объединенная расчетная система, с которой в регионе активно работает ТРФ ОАО «РОСБАНК». В то же время с рынка региона практически полностью исчезла ранее самая популярная Union Card, карты которой эмитировали филиалы Газпромбанка и Банка Москвы. К настоящему времени практически все банки региона работают с Visa. Наибольший вклад в развитие этой платежной системы вносят филиалы кредитных организаций Томское ОСБ, Газпромбанк и РОСБАНК.

В целом в Томской области количество держателей пластиковых карт по сравнению с прошлым годом немного сократилось и по состоянию на 1 июля 2009 года составило 856 062. Вместе с тем показатель использования карт улучшился. Удельный вес «активных» карт (карты, с которыми совершались операции) во II квартале текущего года составил 47,6% против 45,5% в IV квартале 2008 года.

Количество и объемы операций, произведенных с использованием платежных карт на территории региона во II квартале, возросли по отношению к предшествующему кварталу (соответственно на 19% и 14%). При получении наличных денег карты международных плате систем Visa и MasterCard использовались в 85% всех совершенных операций, а при оплате товаров — в 94%. Причем доля Visa уже составляет 3/4 рынка при операциях по снятию наличных и 82% при оплате товаров — это самый большой показатель у системы по всему СФО. Эксперты отмечают, что данные показатели были обеспечены за счет Томского отделения Сберегательного банка, имеющего большую сеть банкоматов и терминалов по всему региону и обеспечившего наибольшую эмиссию карт Visa.

В ГУ ЦБ Томской области отмечают, что общее количество совершенных с использованием карт операций и их суммарные объемы имеют тенденцию постоянного роста. Причем большое влияние на этот фактор оказывает именно использование карты в качестве электронного кошелька. «Постоянному росту операций с использованием платежных карт способствует работа кредитных организаций по пополнению и совершенствованию инфраструктуры, предназначенной для их обслуживания, — констатируют в ГУ ЦБ Томской области. — За год количество банкоматов увеличилось на 30%, в том числе оснащенных функциями оплаты товаров — на 33%. Общее количество электронных терминалов увеличилось на 21%, в том числе установленных в организациях, предлагающих товары и услуги, — на 23%. Среднее количество обращений к карте каждым держателем в 2009 году составляло 2,6 раза в месяц (0,6 — как к средству платежа, 2 — в целях получения денежной наличности), в 2008 году — 2,3 раза в месяц (0,4 — как к средству платежа, 1,9% — в целях получения денежной наличности), средняя сумма операции по оплате товаров в 2009 году составила 700 рублей (в 2008-м — 910), по снятию денежной наличности — 3500 (в 2008-м — 4100). Показатель количества операций, приходящихся на одну «активную» карту, улучшился на две операции и составил во II квартале 2009 года 13 операций».

Иркутская область

В Иркутской области количество банковских карт за год увеличилось на 6,2%. Однако при этом темпы прироста количества карт снизились. В ГУ ЦБ региона это объясняют тем, что несмотря на широкое распространение «зарплатных» проектов, данный ресурс прироста количества карт постепенно исчерпывается. Относительное снижение количества карт также связано с сокращением кредитования покупок с использованием карт. Кроме того, несколько кредитных организаций провели инвентаризацию всех банковских карт и закрыли неработающие карты.

В соотношении международных и российских платежных систем по количеству карт сохранилось преобладание международного «пластика» — 87,2%. Из систем расчетов самой распространенной остается система VISA International, на втором месте — система MasterCard Int. В то же время опережающими темпами осуществлялась эмиссия карт российских систем расчетов. Количество карт российских систем выросло на 25,0%, международных систем — на 5,2%, удельный вес карт российских систем расчетов увеличился с 11,0% до 12,8%. Из числа российских платежных систем лидирующее положение занимают «Золотая Корона» и «Объединенная расчетная система», созданная РОСБАНКОМ. «Небанковская кредитная организация «Объединенная расчетная система» консолидирует на единых технологических и финансовых условиях сети банкоматов, пунктов выдачи наличных и приема платежей нескольких десятков российских кредитных организаций. В ее состав входит ОАО «АКБ «РОСБАНК». Участие в данной системе выгодно кредитным организациям, т. к. позволяет расширить сеть банкоматов для обслуживания клиентов без увеличения расходов на ее создание и сопровождение. Количество банковских организаций — участников НКО «ОРС» постоянно увеличивается, что приводит к росту объема операций, совершенных в ее сети», — пояснила «КС» начальник отдела розничных продуктов Управления розничного бизнеса Урало-Сибирского ТУ ОАО «АКБ «РОСБАНК» Марина Алексеева.

В целом лидерами по эмиссии в регионе остаются территориальный банк Сбербанка России — 36,4%, а также филиалы ВТБ 24 (ЗАО) — 14,6%, ОАО «УРСА Банк» — 7,3% и ТрансКредитБанка — 5,4%. Основной прирост дали дебетовые карты, открывавшиеся в рамках зарплатных проектов, а вот количество кредитных карт сократилось. В регионе упали объемы кредитования населения. Если в последние годы объем вновь выданных кредитов превышал объем погашенных, то в этом наблюдается прямо противоположная динамика.

Платежные карты в регионе также используются в основном для получения наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных. С применением платежных карт осуществляется 42,6% выдач наличных денег из касс кредитных организаций. Лидером в этом сегменте по прежнему является Visa, хотя MasterCard усилил позиции за счет наращенной «массы». Объем выдачи наличности в регионе вырос на 4,4%. Анализ тенденций поквартальной динамики со II квартала 2008 года показывает замедление темпов роста операций с платежными картами, особенно по сумме выдач наличных денег. Наибольшее снижение отмечалось в I квартале, что в определенной степени характерно для начала года и связано с досрочной выплатой заработной платы в декабре предыдущего года. Кроме того, под влиянием негативных событий на финансовых ранках на отдельных предприятиях вводилась четырехдневная рабочая неделя, сократились объемы строительства, не выплачивались или выплачивались в уменьшенном размере премии по итогам года. К концу II квартала положение несколько улучшилось, но в силу ряда объективных причин остается недостаточно устойчивым. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 июля по сравнению с началом года выросла в 2,1 раза, в том числе в обрабатывающих производствах — в 1,8 раза, в строительстве — в 16,3 раза. Снизилась покупательная способность населения: физический объем оборота розничной торговли во всех каналах реализации уменьшился на 8,3%, в том числе в торговых предприятиях — на 8,9%. Некоторое воздействие оказало также снижение объемов операций по кредитным картам. Во II квартале текущего года по сравнению с IV кварталом прошлого года общее количество операций по кредитным картам снизилось в 1,5 раза, сумма операций — в 2,7 раза, в том числе по выдаче наличных денежных средств — в 2,1 и 3,5 раза соответственно.

Сумма операций по оплате товаров и услуг с использованием карт по сравнению с общим объемом платных услуг и розничного товарооборота незначительна — 3,0%. Однако, несмотря на это, интерес населения к использованию «пластика» в качестве инструмента для расчетов растет очень быстрыми темпами. Темпы роста количества операций в торгово-сервисной сети на 39,1 % опережают темпы роста операций по выдаче наличных денежных средств, а суммы операций — на 33,6%. В результате удельный вес операций в торгово-сервисной сети вырос по количеству до 23,4%, а по сумме — до 5,9%. Высокими темпами растут объемы безналичных платежей в банкоматах: их количество в торгово-сервисной сети выросло с 1203 до 1248 единиц, количество проведенных в них операций — в 1,5 раза, а сумма — в 3,6 раза. Эксперты объясняют это привычкой, которая все активнее начала формироваться у населения. Люди охотнее стали рассчитываться за телефон, на заправках с помощью карт.

Свои позиции в расчетном сегменте рынка за год очень сильно нарастила MasterCard. Эксперты объясняют это успехом совместного проекта, реализованного Сбербанком и системой, когда держателям за совершенные операции в торгово-сервисной сети предлагались бонусы, которые потом обменивались на приличные подарки. Наиболее сильно в сети представлен ВТБ 24, а в последнее время заметен стал и Сбербанк, который к развитой инфраструктуре добавил интересные программы.

Впрочем, кризис сказался и на росте расчетов за товары и услуги с использованием карт. В 2007 году темпы роста расчетов составляли 217%, а сейчас 141%.

Омская область

В лидеры по эмиссии в Омской области впервые вырвалась Visa, которая заняла 38,7% рынка. Усилила позиции и MasterCard, причем количество эмитированных карт этой системы выросло почти в два раза. Эксперты объясняют это тем, что в регионе появляется все больше филиалов, которые работают с международным «пластиком». Кроме того, на эти карты переходит Сбербанк, который за счет своего присутствия в регионе дает большой прирост эмиссии. А вот доля «Золотой Короны» в Омске сократилась, даже не смотря на то, что количество «пластика» системы, выпущенного банками, выросло до 430,3 тыс. Наиболее активно карты «Золотая Корона» в регионе выпускает ОТП-Банк (ранее Омскпромстройбанк). Также заметным на рынке становится УРСА Банк. Кстати, в январе 2009 года система «Электронный проездной», которую продвигает «Золотая Корона», была запущена в Омске. Всего за месяц омичам было выдано более 500 тыс. «Социальных карт».

За год с рынка региона полностью ушла СТБ-карт. Банки, работавшие раньше с этой системой, перешли на международный «пластик», а также карты «Объединенной расчетной системы», которые эмитирует РОСБАНК.

В целом количество эмитированных карт в области выросло всего на 9%. В основном за счет расчетных (+11%), тогда как доля кредитных карт сократилась на 17%, что эксперты также связывают с резким падением объемов кредитования населения в области. Обратная динамика прироста по кредиткам в регионе наметилась впервые за последние несколько лет.

В структуре выдачи наличности больше половины рынка в регионе впервые заняла Visa. Удалось усилить позиции и второй международный системе MasterCard. Кроме того, в регионе сохранился рост банкоматов и терминалов, что эксперты объясняют выходом новых банков и тем, что старые игроки продолжали усиливать свои позиции. В IV-II кварталах наблюдался рост интереса населения к снятию наличности в валюте, так как люди предпочитали держать накопленные средства по старинке под подушкой, но в последнее время ажиотаж стал спадать и ситуация начала стабилизироваться.

Для расчетов в магазинах омичи также стали более охотно использовать карты Visa, в итоге система заняла уже 50% рынка, потеснив прежнего лидера — Золотую корону. Более активно в сети использовались и карты MasterCard. Эксперты связывают это с акциями, которые данные платежные системы достаточно активно проводят с банками. Кроме того, кредитные организации продолжили наращивать количество электронных терминалов — до 4643 (+13%).

Впрочем, несмотря на это, объем расчетов в торгово-сервисной сети за год в регионе практически не изменился. В III-IV кварталах 2008 года и I квартале 2009-го наблюдалось падение, и только во II квартале спрос начал возрождаться. Причина — задержки выплаты заработной платы, ограничение кредитования со стороны банков.

От количества к качеству

По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, несмотря на сокращение рынка кредитования РФ, сегмент пластиковых карт в последние месяцы демонстрирует стабильность основных показателей, что связано с относительно низким уровнем размера займов по кредитным картам. «Банки стремятся расширить сферу своих услуг, в том числе за счет «пластикового» сегмента. Возможно, по итогам 2009 года данный сектор банковской индустрии в России и СФО продемонстрирует рост на 30–70 млрд руб. и 5–7 млрд руб. соответственно. Стоит отметить, что рост будет носить качественный характер, будучи связан не с зарплатными схемами, а с продвижением своих услуг, в том числе в рамках кобрендинговых проектов», — прогнозирует эксперт.

Прямая речь

Какую динамику использования карт платежных систем вы наблюдали в течение последнего кризисного года?

Оксана Кулагина, начальник отдела привлечения ресурсов, ГК «Обувь России»:

— Из всех кредитных розничных продуктов, которые предлагают банки, кредитные карты пострадали меньше всего. Кредитные карты по основному сроку кредитования короче потребительских кредитов, схожих с ними по уровню процентных ставок. Поэтому они более выгодны для банков. Количество банков, предлагающих услуги эквайринга торговым сетям, растет. В 2007-2008 годах многие компании запустили зарплатные проекты, поэтому количество «пластика» также возросло.

В нашей сети средняя сумма чека осталась прежней — 3000 руб. (средняя стоимость пары обуви в сети «Вестфалика»). Кредитные карты удобны, по сути это возобновляемая индивидуальная кредитная линия. Также покупатели чаще пользуются пластиковыми картами, в частности кредитными, поскольку другие кредитные продукты стали менее доступными. Например, возросло количество отказов по потребкредитам, особенно в IV квартале 2008 года и начале 2009-го. Не секрет, что в сетях бытовой техники значительно упали продажи в кредит именно по этой причине.

Яков Хромов, директор по маркетингу сети магазинов «Посуда Центр»:

— В сентябре 2008 года доля расчетов по банковским картам в магазинах нашей сети составляла 2,5%, но с января 2009 года эта доля стала заметно расти, составив к июлю 2009 года уже 5%. Причин несколько: это и увеличившаяся эмиссия банковских карт, и развитость зарплатных проектов. Кроме того, мы привели в порядок систему расчетов по картам в магазинах сети и стараемся расширять для наших покупателей возможности эквайринга — например, в городах, где наблюдается большая эмиссия карт «Золотая Корона», мы будем внедрять возможность расчета по ним.

Считаю, что доля расчетов по банковским картам в ритейле будет расти и дальше. Сейчас наличие в магазине банковского терминала — правило хорошего тона, и большинство понимает это. Если раньше возможность расчета по картам встречалась только в более или менее крупных магазинах, то сейчас к ним присоединяются и магазины поменьше. Сегодня это обязательное требование к продавцу — предоставить покупателю возможность выбора формы оплаты, и ритейлеры стараются ему следовать.

Алексей Бородин, генеральный директор компании «Золотая середина»:

— Платежеспособность людей сейчас падает. Они начинают покупать более дешевые товары. Однако среди всех безналичных платежей, которые скорее всего упали, процент расчетов по картам «Золотой Короны», на мой взгляд, увеличился. Это может означать только одно — банки перестали выдавать кредитные карты, поэтому платежи по ним уменьшились, а у ЗК в основном зарплатные проекты, т.е. зарплату на их карты продолжают перечислять. Поэтому с помощью карт ЗК платежи, возможно, не уменьшились, но даже при прежнем уровне среди всех безналичных платежей они увеличились, поскольку уменьшились платежи по Visa и MasterCard.

Многие банки вообще в первой половине этого года остановили процесс установки терминалов и только сейчас стали его возобновлять. Кроме того, многие предприятия торговли перестали принимать безналичные расчеты из-за проблем с банками. Поэтому роста эквайринга не могло быть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ