«Кириешкам» 10 лет!

Есть бренды, которыми сибиряки гордятся по праву. Один из них — «Сибирский Берег» — ведущий производитель снеков в России и странах СНГ, выпускающий популярные сухарики, чипсы, орешки, семечки и закуски из морепродуктов. За первые десять лет истории компания сумела успешно преодолеть не один возрастной кризис, вынося из каждого бесценный опыт. Сегодня это эффективная и финансово устойчивая компания, нацеленная на инновации. Здесь умеют использовать переломные моменты развития как возможность выхода на качественно новый уровень. Главное — понять приоритетные задачи каждого этапа и выработать адекватную стратегию.

Завоевание рынка

Первый этап развития компании можно назвать предпринимательским. Тогда, в 1999 году, выпускники Новосибирского государственного университета, создавая компанию «Сибирский Берег», выкупили торговую марку и технологию создания сухариков «Кириешки» у санкт-петербургского ООО «Гранд». Вскоре была выпущена и первая партия продукции. Несмотря на то что соленые сухарики неплохо продавались в Москве и Санкт-Петербурге, сибирский рынок оказался еще совершенно не готовым к этому продукту. О сухариках как закуске ничего не знали ни представители торговли, ни потребители. И главной задачей новосибирских бизнесменов стало изобретение оригинальных и эффективных способов продвижения нового товара в локальные торговые учреждения. Чтобы убедить директоров магазинов и товароведов в хороших перспективах «Кириешек», первые образцы решили раздать им бесплатно, что для молодой компании, развивающейся практически без привлечения заемных средств, было достаточно смелым шагом. Когда директора магазинов распробовали новые сухарики, они остались довольны: «Кириешки» были очень вкусными с первого дня. И хотя сегодня сэмплинг уже стал привычным инструментом маркетинга, десять лет назад это решение было далеко не столь очевидным.

Так «Кириешки» оказались на полках магазинов, но реакция покупателей поначалу была сдержанной. Именно этот момент учредители компании связывают с зарождением функционала маркетинга и рекламы. Сами стали думать, как небольшим бюджетом привлечь большой массив потребителей. Реклама сухариков в массовой тогда в Новосибирске газете «Ва-Банк» сделала «Сибирский Берег» первопроходцами среди продуктовых компаний и позволила ярко выделиться на общем фоне объявлений про окна и такси. Плюс серия нестандартных роликов на радио, что в тот момент тоже было нововведением. Поиск самобытных решений оказался чрезвычайно выгодным: доступная реклама на радио и в газетах гарантировала широкий охват аудитории, и вскоре другие производители продуктов тоже обратили внимание на эти носители. После массированной рекламной кампании в офисе «Сибирского Берега» зазвучали звонки потребителей, жаждущих купить «Кириешки». Это были самые разные люди — от школьников до пенсионеров, потому что реклама была очень разнообразной по содержанию. Для взрослой аудитории предлагались рецепты салатов с сухариками, а молодежи «Кириешки» преподносились как модная закуска и безошибочный способ познакомиться с девушкой. Остальное сделали отличные вкус и качество продукта.

Это был поистине переломный момент в развитии бизнеса, стоявшего в тот момент перед гамлетовским вопросом «быть или не быть». «Мы дали себе последний трехмесячный срок, и за этот период смогли сформировать спрос, а в начале 2000 года уже занялись развитием собственной торговой сети», — вспоминает директор компании Александр Ладан. Так в течение первого года работы «Сибирский Берег» успешно прошел предпринимательский этап развития и уверенно вышел на потребительский рынок с новым товаром.

Взрывной рост производства

Следующие три года — с 2000-го по 2003-й — «Сибирский Берег» посвятил активному увеличению объемов выпуска и развитию производственной базы — классический этап в жизни любой производственно-сбытовой компании. Рынок формировался, и поначалу несмелый спрос превратился в настоящий бум «Кириешек». Около двух лет напряженной работы понадобилось предприятию, чтобы выстроить эффективное производство в нужных масштабах. Развитие шло в трех направлениях. Во-первых, автоматизация производства, так как широко применявшийся на первых этапах ручной труд вскоре стал совершенно невыгоден и практически неуправляем. Во-вторых, безусловно, увеличение масштабов: уже весной 2001 года одновременно в городе Новосибирске функционировало до десяти производств на арендованных площадях. Таким образом была выполнена задача выпуска необходимых объемов сухариков. Кроме Новосибирска, продажи велись через торговые дома в Усть-Каменогорске, Томске, Екатеринбурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Самаре, Москве и Минске. «Сибирский Берег» не только основал сухарный сегмент российского снекового рынка, но и занял на нем лидирующие позиции.

Третьим важнейшим направлением стало высокое качество. Решение никогда и ни при каких условиях не жертвовать качеством продукции было принято отчасти интуитивно еще в самом начале работы компании. С тех пор и по сей день «Сибирский Берег» использует только лучшие ингредиенты, вкусовые добавки и упаковку. Эта стратегия — быть лучшими по сравнению с другими производителями — оказалась очень дальновидной и в последующем позволила «Сибирскому Берегу» успешно конкурировать на федеральном уровне. Специфика пищевого бизнеса такова, что любое ухудшение вкуса потребители замечают мгновенно и отворачиваются от продукта. Дорожа доверием покупателей, «Сибирский Берег» в гонке за количеством не поступился качеством и сохранил высокие стандарты. Неслучайно продукция компании — многократный победитель многочисленных отраслевых и федеральных конкурсов и рейтингов. Награды и звания «Товар года», «Продукт года», «Наша марка» — сухарики «Кириешки» собрали полный набор общероссийских первых премий в своих номинациях. А недавно в одном из выпусков передачи «Контрольная закупка» на Первом канале и чипсы FAN от «Сибирского Берега» оказались лучшими по качеству, опередив нескольких достойных конкурентов.

Новая география, новый ассортимент

Итак, к 2003 году наиболее очевидные и доступные рынки были насыщены: «Кириешки» с удовольствием покупали на большей части территории России за исключением, пожалуй, столичных областей. Именно в это время встал вопрос о стратегии дальнейшего территориального роста. На очередной сессии стратегического планирования руководство компании приняло два важных решения, предопределивших ее дальнейшее развитие. В отношении географического присутствия постановили не только продвигаться в центральные регионы России, но и выходить на международный уровень: на Украину, в другие страны СНГ, на Запад.

Второе решение — расширение ассортимента и освоение всех основных снековых сегментов, включая чипсы, морепродукты, орехи и так далее. «Сибирский Берег» сумел укрепиться во всех сегментах снекового рынка благодаря ряду покупок российских и зарубежных производственных предприятий и инвестициям в новые собственные производства. В 2003–2004 годах компания начала выпуск сухарной продукции в подмосковном Павловском Посаде и купила завод по производству картофельных чипсов в Днепропетровске, а в 2005-м — казахстанскую снековую компанию «Болжау» и производство чипсовых пеллет в Торжке Тверской области. В середине 2006 года был приобретен пакет акций китайской компании Yantai Fuxingkang Foodstuff Co. Ltd., специализирующейся на переработке морепродуктов. В 2008-м открыто собственное производство сухариков в Ташкенте.

Территориальная экспансия и расширение ассортимента — достаточно стандартные пути, неоднократно описанные в классических трудах по развитию бизнеса. Но каждое стандартное решение кажется таким лишь на бумаге. В реальности это всегда вызов, необходимость перемен и отказ от привычной парадигмы, что требует определенной смелости как от собственников и руководства бизнеса, так и от всех сотрудников компании. Естественно, разные продукты и территории оказались успешны в разной степени, но в целом стратегия расширения привела к достижению цели — качественному росту компании. Недаром основными корпоративными ценностями «Сибирского Берега» являются нацеленность на результат, профессионализм, ответственность и направленность на развитие.

После периода бурного роста перед «Сибирским Берегом» вполне закономерно встали задачи организационного совершенствования. Примерно к 2006 году была осознана необходимость сделать эффективнее структуру управления, оптимизировать бизнес-процессы, наладить систему корпоративного обучения, осмыслить и формализовать основные элементы корпоративной культуры. Для решения этих задач был создан масштабный проект «Повышение эффективности операционной деятельности компании», который охватывает все уровни работы, так как после создания и внедрения системы повышения эффективности ее нужно постоянно поддерживать и корректировать. Идеология изменений затронула несколько основных аспектов. Была создана более плоская и управляемая оргструктура, трехлетняя модель бюджетного планирования заменена однолетней, внедрена система оплаты труда в зависимости от результатов каждого сотрудника.

Руководитель службы повышения эффективности и стратегии компании «Сибирский Берег» Сергей Белобородов считает, что своевременная реорганизация помогла компании уверенно противостоять финансовому кризису. «В последние полгода потребление сухариков растет независимо от сезона, чипсы также показывают хорошую динамику, а товары премиумного класса зафиксировались на определенных уровнях. Сегодня нам удается удерживать цены на докризисном уровне», — отмечает Сергей Белобородов. Главным продуктом компании остались «Кириешки». Эта вкусная и недорогая закуска популярна и в сытые, и в трудные годы. Ассортиментный портфель пересмотрен, исключены низкомаржинальные продукты, но появляются и новинки. Потребители высоко оценили «Кириешки Бородинские» с полностью натуральной рецептурой на основе ржаного хлеба, в ближайших планах — вывод новой товарной группы сухариков.

Изменился подход к затратам. Планомерно ведутся сокращение издержек и четкая регламентация, особенно в производстве, логистике и продажах. Оптимизирована структура складов, сокращен кредитный портфель, пересмотрены условия договоров с торговыми предприятиями и поставщиками. Однако в компании не экономят на персонале или качестве продуктов. Не произошло серьезных изменений и в отношении производственных активов и территорий продаж. Большая часть сухариков по-прежнему производится в Новосибирске, морепродуктов — в Китае, а чипсов — на Украине, приоритетами в продажах остаются Россия и бывшие страны СНГ. «Наша компания с оптимизмом смотрит в будущее, мы стали сильнее за счет недавних преобразований. Есть ощущение, что кризис нас закалил», — отмечает Сергей Белобородов.

Инновации как стратегия

Сегодня «Сибирский Берег» готов осваивать новые рынки, продукты или услуги в любой сфере, и самым актуальным процессом в компании считается поиск дебютной идеи для выхода на новый виток развития. Причем стать ее автором может каждый — достаточно лишь принять участие в открытом конкурсе. «Главная задача — преодолеть ограниченность одного рынка, диверсифицировать бизнес, снизить риски. Все наши сотрудники могут подать оригинальные заявки, и по результатам рассмотрения мы надеемся отобрать одну–две продуктивные идеи», — рассказывает Александр Ладан. Всего от сотрудников и друзей компании поступило уже более 150 идей, около десятка признано достойными дальнейшей проработки. Награда за лучшее предложение — денежный приз. «Мы прошли все классические стадии: зарождения, бурного роста, формализации. Кризис помог нам избавиться от лишнего и оставить все лучшее. К десятилетию компании мы хотим сделать подарок нашим сотрудникам и потребителям», — говорит Александр Ладан.

В ближайших планах «Сибирского Берега» — созыв очередной сессии стратегического планирования и корректировка единой стратегии. Это событие запланировано на осень, когда будет более определенной общая финансовая и экономическая конъюнктура. После сессии и по итогам конкурса планы компании примут более конкретные очертания. В компании считают, что именно способность мыслить инновационно и принимать неожиданные решения — главный залог стабильности в долгосрочной перспективе. Десять лет развития «Сибирского Берега» доказали, что эта стратегия одинаково выгодна для бизнеса, сотрудников, потребителей и общества. Да и само понятие социальной ответственности трактуется в компании очень осмысленно. В сотрудничестве с областной администрацией «Сибирский Берег» реализует программы поддержки социально незащищенных детей, поддерживает развитие спорта, в настоящий момент участвует в проведении молодежного инновационного конкурса «Интерра».

Кстати, в «Сибирском Береге» вне зависимости от возраста и должности очень любят учиться. В компании сформирована целая библиотека экономической и управленческой литературы, сотрудники регулярно повышают квалификацию, проходят обучение и участвуют в отраслевых форумах и конференциях. «Мы используем любую информацию, а каждое наше новшество базируется на изучении классической теории, опыте других компаний и собственном видении ситуации. Только так можно принимать решения в наш век информации», — считает Александр Ладан. Будем надеяться, что постоянный поиск будет и впредь неизменно способствовать новым успехам «Сибирского Берега».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ