Из студенческих аудиторий — в технопарки и наукограды

9 сентября в Новосибирске стартует Международный молодежный инновационный форум «Интерра-2009». Проект включает номинации «Лучший инновационный продукт», «Лучший инновационный проект» и «Лучшая инновационная идея». Он получил статус окружного этапа Всероссийского молодежного инновационного конвента. Победители конкурса будут награждены премиями в области инноваций и приглашены для участия в Российском инновационном молодежном конвенте, который состоится в декабре 2009 года в Санкт-Петербурге. Специалисты полагают, что такого рода форумы могут сыграть определенную роль в формировании качественно новой экономики богатого природными ресурсами региона, поскольку именно молодежь уже через несколько лет будет определять пути его развития.

Сибирь традиционно считается сырьевым и индустриальным регионом России, поскольку в ее недрах сконцентрирована большая часть полезных ископаемых, а гигантские заводы и комбинаты в советский период строились в непосредственной близости к источникам рудного сырья и энергетических ресурсов. По оценкам аналитиков, относительно географического размещения высокотехнологичных регионов можно констатировать, что в зоне низкой инновационной восприимчивости пребывают ЮФО, ПФО, СФО, ДФО, а также основная часть регионов УФО, СЗФО, ЦФО, за исключением столицы России (ЦФО), а также традиционно нефтедобывающих субъектов РФ: Ненецкий автономный округ (СЗФО), Тюменская область (УФО) и Ханты-Мансийский автономный округ (УФО).

Таким образом, только Москва и нефтедобывающие регионы выделяются в общей массе технологически низкоразвитых субъектов РФ. В то же время, согласно расчетам, в случае создания современной системы разработки, внедрения и производства высокотехнологичной продукции, только в Сибирском федеральном округе емкость инновационного рынка составит $4–5 млрд в год. Расширятся и возможности экспорта, который будет включать в себя не только традиционные нефть, газ, первичный алюминий и древесину. Причем специалисты призывают не противопоставлять сырьевую экономику и инновационную, а за счет их интеграции выводить на новый уровень общий промышленный потенциал. Тем более что первые попытки в этом направлении делают и регионы в целом, и отдельные, в том числе сырьевые компании.

Так, в Красноярском крае более 1 млрд рублей тратит ежегодно золотодобывающая компания «Полюс» на научные разработки и их внедрение в производство, крупные инвестиции в новые технологии у «РУСАЛа» и «Норильского никеля». «Роснефть» при освоении новых месторождений в регионе ориентируется исключительно на высокие технологии, стимулируя разработку новых проектных решений и выпуск новых материалов подрядчиками.

Томская область, так же как и Красноярский край, традиционно считалась сырьевым регионом, в котором главное — нефтяная промышленность. Однако сегодня это регион с развитым инновационным потенциалом. По словам заместителя губернатора области по научно-технической и инновационной политике и образованию Владислава Зинченко, в регионе с 2002 года занялись разработкой и реализацией модели инновационного развития. Результат — 18% от общего объема промышленного производства составляет наукоемкая продукция. «Это в два раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, — говорит господин Зинченко. — Мы видим, что инновационный сектор имеет гораздо более быстрые темпы развития, поэтому предложили проект поправок в закон, который был принят, о том, чтобы поддержать инновационно активные предприятия. Если у предприятия не менее 30% объем инновационной продукции и не менее 10% — затраты на исследования и разработки технологического перевооружения, то его можно отнести к инновационно активным и освободить от части региональных налогов, приравняв к резиденту технико-внедренческой зоны».

В Новосибирской области, где главной средой развития инноваций по праву считается Академгородок, уже давно работает наукоград Кольцово, в котором находятся бизнес-инкубатор, инновационный центр, венчурный фонд. При этом заместитель главы администрации Кольцово по экономике и развитию Анна Гумерова подчеркивает: «Мы хотим построить инфраструктуру, которая была бы способна управлять полным циклом инноваций и стала бы мотором их продвижения».

Как отмечает депутат Государственной думы Максим Коробов, «инновация требует обычно двух вещей: инвестиций и идеи. За последние лет 10–15 я не припомню ни одного успешного инвестиционного проекта в области промышленности, исключая сельское хозяйство. И если не получается там, то лучше отправиться в иную область экономики — умную экономику, инновационную. Инвестиции нужно увеличить и концентрировать там, где может быть прорыв, по-настоящему большой. И второе: люди, которые здесь развиваются, обучаются в высшей школе. В итоге что? Мы куем, куем профессиональные кадры. А они потом уезжают в Силиконовую долину, в Европу, в другие крупные центры, потому что система мотивации, которая обеспечена там, больше отвечает их ожиданиям. Получается, что нужно заинтересовывать людей, чтобы они здесь остались. Для того чтобы привлечь высококвалифицированного специалиста, нужны две вещи: деньги и жилье. Недавно прозвучала интересная идея: нужно жильем обеспечить тех людей, которые способны обеспечить инновационное развитие территории».

И по мнению директора ООО «НПП «Нанокомпакт» Олега Хасанова, «все вопросы и проблемы решают кадры»: «И мировой экономический кризис назрел из-за того, что в мире создалась критическая масса кадров — бизнес-администраторов, финансистов, экономистов, которые несколько оторвались от жизни. Мы имеем какую-то виртуальную финансовую систему, которая сама на себя работала и в конце концов лопнула. У нас сейчас дефицит технологов на заводах, производствах, и нужно просто вернуться на землю. Необходимо готовить те кадры, которые нужны обществу. В связи с этим в непрекращающейся реформе высшего образования нужно эту задачу четко понимать. Новая система образования должна генерировать реальных специалистов, а не абстрактных бизнес-администраторов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ