«Кризис «пощадит» операторов, которые вовремя инвестировали в выход на массовый рынок»

Телекоммуникации относятся к тем отраслям, которые с наименьшими потерями переносят кризис. Тем не менее ряд операторов, оказывающих услуги юрлицам, испытывает трудности. В компании «ТТК — Западная Сибирь», которая в этом году отмечает 10-летний юбилей своего существования, считают, что путь к успеху лежит через выход на массовый рынок. О том, как рынок телекоммуникаций переживает кризис, какие стратегии операторов оказались успешными в этот период, а также о результатах развития самой «ТТК — Западная Сибирь» корреспонденту «КС» СЕРГЕЮ МИНИНУ рассказал генеральный директор компании АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ.

— Как изменились темпы роста телекоммуникационного рынка в Сибири в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

— Ситуации в различных сегментах рынка Западной Сибири отличаются друг от друга. Рынок фиксированной связи замедлил свое развитие. В первом полугодии прошлого года он вырос на 13%, а в этом — на 9%. При этом основным драйвером роста рынка связи стал сегмент услуг для населения — его рост составил 15% (в прошлом году — 10%). Темпы роста корпоративного рынка за год упали с 15% до 8%.

— Как развивался рынок интернет-доступа за последний год?

— Этот сегмент по-прежнему остается самым динамичным. Объем розничного рынка интернет-доступа за год вырос на 50%, а в сегменте юридических лиц — на 10%.

Рынок физических лиц сегодня также показывает большую динамику роста. Его развитие происходит по сценарию, аналогичному развитию рынка сотовой связи. В течение пяти последующих лет мы можем ожидать ежегодного роста абонентской базы не менее чем на 50%, учитывая снижение тарифов, объем рынка будет расти на 30% в год. Такие темпы роста на розничном рынке объясняются невысоким уровнем проникновения Интернета среди населения (не более 30–35%) и обширной экспансией федеральных операторов в регионы.

Кризис населению не страшен — стоимость услуги невысока, а популярность Интернета растет с каждым днем. Платить 500–700 руб. в месяц для семьи из трех человек со средним семейным бюджетом 25 тыс. руб. не так уж накладно. Вместе с тем для физических лиц операторы разрабатывают массу дополнительных сервисов. Степень популярности Интернета растет с каждым днем: расширяются социальные сети, накачиваются информацией файлообменники, развиваются платежные интернет-системы, системы бронирования, заказов билетов и многое другое.

Потенциал рынка интернет-доступа в сегменте корпоративных пользователей, напротив, снизился. Вместе с достаточным уровнем насыщения услугой крупные организации сократили объемы потребления, а некоторые представители среднего и малого бизнеса (СМБ) и вовсе отказывались от Интернета.

— Еще в самом начале обострения кризиса, осенью 2008-го, аналитики утверждали, что телекоммуникационная отрасль одной из немногих переживет его без особых потерь. Как вы можете прокомментировать эти прогнозы по прошествии года?

— Действительно, в телекоммуникациях кризис ощутим не настолько сильно, как в других отраслях. Связь является инфраструктурной услугой, без которой невозможно полноценное функционирование предприятий. Крупные клиенты лишь незначительно сократили объемы потребления услуг, а вот на рынке СМБ зимне-весенняя волна кризиса повлекла массовое отключение клиентов. Этот сегмент в сложившихся обстоятельствах оказался наименее защищен. Наш анализ ситуации показал, что для отказа от услуг связи у клиентов есть целый ряд причин: смена места расположения офиса, сокращение филиальных структур, прекращение деятельности предприятием, финансовые трудности. На эти ситуации оператор повлиять не в состоянии. Но, напомню, что даже в такой ситуации в целом рынок связи показал рост в 10%.

— Как корректировались инвестиционные планы операторов связи в новых условиях?

— Большинство федеральных операторов разрабатывали свои бюджеты на 2009 год без учета влияния кризисных явлений. Позже инвестиционные планы многих компаний, имеющих пока невысокий охват в регионах, были пересмотрены в сторону уменьшения. Федеральные операторы были настроены на обширную экспансию, у них имелись солидные финансовые ресурсы — как свои, так и привлеченные. Однако их объемы пришлось сократить, в первую очередь из-за роста стоимости кредитов. По нашим прогнозам, строительство сетей операторов в 2009-2010 годах продолжится, но не в таких масштабах, как планировалось изначально.

На деятельности региональных операторов кризис сказался сильнее, еще больше ограничив их инвестиционные возможности. В сложившейся экономической ситуации они практически не выходят в новые районы и занимаются оптимизацией ранее построенных сетей в целях повышения уровня проникновения.

— Программа инвестиций вашей компании подвергалась «экстренному» пересмотру?

— Нет, мы ничего не меняли, более того, по итогам шести месяцев этого года принятая инвестиционная программа у нас выполняется с опережением. Планы нам удалось выполнить за счет собственных оборотных средств без привлечения кредитных ресурсов.

— Как изменилось отношение банков к кредитованию телеком-операторов?

— Условия для кредитования стали более жесткими, но, конечно, не настолько, как, скажем, на строительном рынке. Скорее, сами операторы идут на кредитование с меньшей охотой, ведь их стоимость существенно возросла. В целом же риски в телекоммуникационной отрасли вследствие кризиса не увеличились, поэтому банки готовы работать с операторами, как и прежде.

— Какая стратегия развития оказалась успешной в этот период?

— Сегодня на сибирском рынке четко прослеживаются две стратегии, которых придерживаются региональные операторы, работающие с массовым рынком. Одни используют классическую модель — сокращение издержек, а другие, весьма немногочисленные, увеличили инвестиции в привлечение новых абонентов и захват доли на рынке. Сегодня уже очевидно, что рыночные позиции первых сильно пошатнулись, тогда как операторам второй группы удалось серьезно нарастить свою рыночную долю.

— Претерпели ли какие-то изменения схемы взаиморасчетов операторов с корпоративными клиентами в связи с кризисом? Например, некоторые операторы отмечают, что их клиенты начинают отказываться от оплаты трафика в пользу фиксированных платежей, чтобы упростить бюджетирование.

— Это действительно так. Еще полтора года назад в структуре доходов от предоставления услуг интернет-доступа корпоративным лицам доминировала оплата за фактически потребленный трафик. Сегодня же большинство клиентов предпочитает покупать безлимитный доступ в Интернет за фиксированную абонентскую плату. Кризис в значительной степени ускорил это перераспределение.

— Почему на этом рынке до сих пор не наблюдается консолидации?

— На самом деле этот процесс идет полным ходом, просто операторы не афишируют это. На данный момент активно скупаются небольшие провайдеры, годовая выручка которых составляет несколько миллионов рублей. Как правило, это операторы, образовавшиеся на базе домовых сетей. Они практически прекратили свое существование, поскольку не выдерживают конкуренции. Сейчас на драфте уже стоят операторы среднего размера с выручкой до 20 млн рублей в год. Процесс поглощения этих компаний также активно идет, причем кризис его только подтолкнул.

Владельцы крупных региональных операторов, сделки между которыми скрыть не удастся, пока не спешат выставлять свой бизнес. Это как раз те самые игроки рынка, которые активно вкладывают инвестиции в развитие, с целью повысить капитализацию своих компаний перед продажей. Участвовать в процессе консолидации рынка они начнут только по достижении определенного уровня проникновения Интернета — пока он низок.

— Поделитесь основными стратегическими планами на ближайшие несколько лет.

— Пока мы строим планы до 2015 года. К этому времени планируем занять 25% рынка доступа в Интернет на розничном рынке Западной Сибири и увеличить доходы компании в 2,5 раза. При этом нам важно сохранить долю корпоративного рынка на уровне 30%. В 2015 году должна включиться стратегия удержания доли рынка.

До конца текущего года мы прогнозируем выполнение плановых показателей по доходам на 100%.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ