VPN вытесняет аренду каналов

Услуга объединения офисов посредством виртуальной частной сети (IP VPN) продолжает оставаться драйвером роста бизнеса операторов связи, несмотря на кризис. Более того, IP VPN постепенно вытесняет с рынка другие виды аналогичных услуг, в частности обычную аренду каналов. Однако в текущем году операторы все же отмечают некоторое падение спроса, заставляющее пересмотреть сделанные ранее прогнозы.

Рост вопреки всему

По оценкам J & P Consulting, общий объем российского рынка VPN в 2008 году вырос на 48% и составил 16,6 млрд руб. При этом около 56% доходов рынка приходится на Москву, а 44% — на остальные регионы России.

По данным «КС», полученным от федеральных операторов, сибирский рынок услуг VPN демонстрирует более значительный рост. Так, в апреле 2008 года его общий объем составлял чуть более 1 млрд рублей, а уже через год — 1,9 млрд рублей (см. график). Причем, по мнению директора по корпоративному бизнесу «ВымпелКома» в Сибирском регионе Армэна Гасаряна, рынок освоен только на 60%.

«Услуги по созданию и эксплуатации VPN-сетей по популярности сегодня уступают, пожалуй, только услугам по предоставлению доступа в Интернет, — утверждает коммерческий директор национального оператора связи «Синтерра» Павел Кучерук. — Они наиболее востребованы среди крупных компаний, особенно территориально распределенных».

«Сегодня IP VPN — это основной (наряду с доступом в Интернет) драйвер роста телекоммуникационного рынка в сегменте корпоративных клиентов, даже на фоне общего снижения темпов роста рынка в целом и региональных рынков в частности», — соглашается первый заместитель директора сибирского филиала ОАО «Ростелеком» — коммерческий директор Роман Кравцов.

По его словам, спрос на услугу IP VPN со стороны клиентов компании сохраняется, и оператор даже планирует увеличить в 2010 году свою долю в этом бизнесе на треть. «За год спрос на услугу в «Ростелекоме» вырос в восемь раз, хотя общеэкономическая ситуация в стране и мире в это время как раз находилась в состоянии спада», — делится Роман Кравцов.

По оценкам J & P Consulting, лидером российского рынка VPN является компания «РТКомм» с 19,1%-ной долей рынка. На втором месте расположилась компания «ВымпелКом» (купившая федерального оператора Golden Telecom), занимающая более 10% рынка (по доходам). Третье место принадлежит «Московской Городской Телефонной Сети» (7,5% рынка).

Кризис все же оказал негативное влияние и на этот сегмент. «До кризиса показатели роста рынка IP VPN в 2009 году прогнозировались на уровне 18–20%. Сложная экономическая ситуация в целом негативно отразилась на рынке — офисы крупных федеральных компаний закрываются, замедлились темпы региональной экспансии, — сетует руководитель отдела PR и маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ Екатерина Цвилева. — Однако эти негативные факторы компенсируются другой тенденцией — технологической миграцией, когда компании в целях оптимизации и модернизации отдают предпочтение централизованной модели IP VPN-сети и отказываются от выделенных каналов».

Услуга IP VPN действительно постепенно вытесняет с рынка другие технологии для объединения офисов в единую сеть. «2008 год стал для услуг VPN ключевым с точки зрения их доминирования над обычной арендой каналов. Тренд по замещению услуг начал формироваться еще в 2003–2004 годах, — вспоминает Павел Кучерук. — Это объясняется повышением уровня развития «тяжелых» информационных систем, которые применяют бизнес и структуры власти. Если раньше основные информационные потоки потребителя были сконцентрированы между регионом и центром (или клиентом и центральным сервером), то в последнее время появилась необходимость в так называемых поперечных связях, которые VPN позволяет обеспечить».

Профиль клиента

Кризис привел к определенным изменениям в портрете основного потребителя услуги IP VPN. Ранее это были в основном крупные предприятия и организации, имеющие широкую филиальную сеть в регионах, в частности, банковские и государственные структуры. Работа с большими объемами информации требует высокого уровня защиты и скорости передачи данных — IP VPN как раз является современным решением для такого рода потребностей. Кроме того, все больше компаний используют IP VPN в качестве альтернативы услуги по аренде выделенных каналов.
«Однако в последнее время мы наблюдаем тенденцию потребления услуги компаниями любого масштаба (от крупного производства до локальной организации), которые заинтересованы в надежной и качественной передаче информации», — отмечает Роман Кравцов.

В Orange, напротив, считают, что на данном этапе наблюдается централизация инфраструктуры и смещение центра принятия решений в Москву и Санкт-Петербург. «Поэтому в большей степени заказчиками услуги IP VPN сегодня являются крупные федеральные компании, чем региональные игроки», — уверена Екатерина Цвилева.

Тенденции

Тенденции рынка IP VPN в условиях кризиса обусловлены стремлением компаний снизить собственные затраты, сделать контроль над ними более жестким, а расходование — максимально эффективным.

Операторы отмечают высокий интерес заказчиков к переходу со схемы оплаты за фактически израсходованный трафик на фиксированные платежи. «Это объясняется тем, что в текущих условиях заказчик хочет иметь точное бюджетирование своих затрат на ближайшую перспективу, с тем чтобы минимизировать свои риски», — объясняет Екатерина Цвилева.

«Заказчики также стремятся либо снизить свой бюджет на телекоммуникации, либо в рамках существующего бюджета увеличить объем потребляемых услуг, — продолжает она. — Так, все больший интерес вызывают услуга по анализу производительности приложений, позволяющая оптимизировать и контролировать нагрузку на сеть, а также услуги аудио- и веб-конференций, видео-конференц-связь, конвергенция фиксированной и мобильной связи». Это высокотехнологичные услуги, которые позволяют добиться повышения эффективности труда и экономии накладных расходов.

Наиболее продвинутый тип виртуальных сетей — CDN (Content Delivery Network) — обеспечивает передачу видео и другого «тяжелого» контента. Это позволяет реализовывать проекты видео-конференц-связи, дистанционного обучения, телемедицины и т. д. «CDN — это самый требовательный к каналам связи класс виртуальных сетей. При этом рынок CDN растет самыми высокими темпами, много быстрее других типов VPN», — отмечает Павел Кучерук.

По его мнению, телеком-рынком теперь «рулят» приложения. «Качество и тип услуг, наконец, определяет потребитель исходя из своих нужд. Именно поэтому через несколько лет, кроме CDN, никаких других VPN-сетей не останется», — резюмирует Павел Кучерук.

Точка зрения

Александр Перепелица,
коммерческий директор «ТТК-Западная Сибирь»:

— Кризис способствует только увеличению спроса на услугу. Дело в том, что для создания собственных распределенных защищенных корпоративных сетей решение IP VPN экономически выгоднее, чем заказ дорогостоящих каналов, как внутригородских, так и межрегиональных, которые намного дороже и требуют наличия определенного набора телекоммуникационного оборудования. Поэтому наблюдается тенденция к постепенному сокращению рынка предоставления каналов при динамичном развитии рынка IP VPN. Даже крупные банки с распределенными филиальными сетями, прежде арендующие каналы в связи с повышенными требованиями к защите информации, переходят на IP VPN. Та же тенденция наблюдается и в сегменте госучреждений и добывающего сектора. Степень защищенности информации в сетях IP VPN повышается с каждым годом.

В последнее время услуга становится интересна не только крупным финансовым структурам, но и среднему бизнесу, так как доступность IP VPN повышается. Однако этот сегмент переживает не самые лучшие времена: ожидающаяся вторая волна кризиса снизит его потребность в дополнительных услугах связи. Тем не менее вместе с улучшением экономической ситуации в стране и развитием сетевой структуры среднего бизнеса будет повышаться спрос и его заинтересованность в IP VPN.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ