А север все ближе и ближе

За последние несколько лет российские авиаперевозчики существенно расширили географию полетов, появились новые маршруты как внутри страны, так и за рубеж. Обновление авиапарка позволило сделать перелеты более быстрыми, комфортными и безопасными. А грамотно составленные расписания облегчают многим предпринимателям планирование деловых встреч. Особое место в структуре внутренних авиаперевозок занимает северное направление. Жизнеобеспечение некоторых районов, оторванных от цивилизации, возможно только за счет регулярного авиасообщения, так же как и развитие добывающей промышленности — доставка рабочих на вахту и обеспечение их продуктами питания также осуществляется силами авиации.

Авиаперевозчики едины в оценке значимости северных авиаперевозок. «Они всегда занимали какую-то часть пассажирских авиаперевозок: летом чуть больше, зимой меньше, — говорит коммерческий директор ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов. — В любом случае зоны Крайнего Севера интересны для перевозок. Есть, конечно, определенные ограничения для полетов зимой — низкие температуры, очень маленькое количество нормальных полос и практически полное отсутствие инфраструктуры. Но нужна ли там эта инфраструктура? Количество коренных жителей невелико, люди в основном прилетают, чтобы заработать деньги, и улетают обратно».

Руководитель пресс-службы S7 Airlines Кирилл Алявдин связывает популярность северного направления с динамикой развития городов региона. «В большинстве своем северные города очень динамично развиваются в связи с тем, что градообразующими предприятиями данного региона в основном являются предприятия нефтяной и газовой промышленности, — говорит он. — Поэтому жителям необходимо обеспечить способ быстро и комфортно добраться до столицы нашей страны. Ведь в связи с удаленностью данных городов от центра дорога на железнодорожном транспорте занимает довольно продолжительное время». Кроме того, исторически города Северного региона основывались и строились при СССР по комсомольским путевкам, этим вызваны достаточная многонациональность населения и потребность выезжать в отпуск в самые различные уголки бывшего СССР. «На всех наших рейсах из Северного региона высокий процент трансферных пассажиров, — рассказывает Кирилл Алявдин. — При составлении расписания полетов делается акцент на ранний вылет из региона в целях обеспечения максимального количества трансферных стыковок через аэропорт Домодедово. А деловым (бизнес) пассажирам предоставляется вечерний вылет из региона, в целях обеспечения на следующий день полноценного рабочего дня в столице. Исторически в северном направлении очень большой поток грузовых перевозок, т. к. эти регионы мало что производят как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, поэтому грузом ввозятся как продукты питания, так и промышленные товары».

Наряду с актуальностью северного авиасообщения перевозчики отмечают и трудности, мешающие более активному развитию этого направления. Причем традиционные для северных районов сложные климатические условия стоят далеко не на первом месте. «При организации перевозок в северном направлении одна из основных трудностей состоит в том, что большинство из аэропортов не допущено к приему и обслуживанию самолетов западного производства, — рассказывает Кирилл Алявдин. — Также нет подготовленного к обслуживанию таких судов персонала, отсутствует необходимая спецтехника, аэропорты не готовы к новым технологиям (новому уровню) обслуживания. Поэтому приход авиакомпании в город начинается с инициирования процесса допуска аэропорта к приему лайнеров западного типа. Силами авиакомпании проводятся подготовка и обучение персонала». Кирилл Скуратов также отмечает сложности во взаимоотношениях с местными аэропортами, однако по несколько иным причинам. «Есть несколько архаичных аэропортов, которые не пускают других перевозчиков, кроме собственных, — поясняет он. — Но я считаю, что этот вопрос находится в ведении антимонопольного комитета».

Одной из проблем Кирилл Скуратов видит высокую стоимость авиационного топлива и, как следствие, дорогие билеты для пассажиров. Стоит заметить, что государство принимает активное участие в процессе развития северного и дальневосточного авиасообщений. Так, к примеру, в этом году было принято решение о предоставлении 50%-ной льготы на авиабилеты из дальневосточных городов в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Буквально месяц назад председатель правительства России Владимир Путин подписал постановление о продлении действия льготных тарифов на воздушные перевозки для граждан, проживающих на Дальнем Востоке. А наряду с продлением льготного периода Путин предложил еще и расширить географию таких перевозок. То есть в ближайшее время льготными авиабилетами смогут воспользоваться и жители районов Крайнего Севера. Кроме того, еще в начале года председатель правительства РФ поручил правительству распространить поддержку федерального бюджета в части компенсации лизинговой ставки на малую авиацию районов Крайнего Севера. Кирилл Скуратов, кстати, также отметил проблему технического оснащения авиаперевозчиков для осуществления коротких рейсов в северные районы. «Ан-24 и Ан-26 уже практически перестают эксплуатироваться, — поясняет он. — А достойной альтернативы этим самолетам у российских производителей, к сожалению, нет. Что касается иностранной техники, то авиакомпании делают в первую очередь упор на приобретение дальне- и среднемагистральных самолетов».

Оценивая динамику развития северных направлений, пресс-служба ОАО «Аэропорт Толмачево» отметила увеличение объема отправок по маршруту Новосибирск–Норильск. Только в июле 2009 года увеличение отправок составило 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Такая динамика роста пассажиропотока связана с увеличением частоты полетов по данному направлению, — говорит пресс-секретарь ОАО «Аэропорт Толмачево» Ольга Кочетова. — На маршруте Новосибирск–Норильск рейсы в 2009 году выполняют авиакомпания «Заполярье» (два раза в неделю) и авиакомпания S7 Airlines (два раза в неделю)». С декабря 2008 года начали выполняться рейсы в Ноябрьск (три раза в неделю) и в Салехард (один раз в неделю), которые ранее не осуществлялись. До Салехарда рейсы выполняет авиакомпания «Новосибирск Авиа» (Новосибирск–Ноябрьск–Салехард), до Ноябрьска — вместе с уже названной — авиакомпания «ЮТэйр» (Новосибирск–Норильск и Анапа–Новосибирск–Норильск). По прошествии нескольких месяцев можно с уверенностью заявить, что данные направления будут развиваться и в дальнейшем». Наряду с увеличением количества рейсов в пресс-службе отмечают и сокращение некоторых направлений. «Из-за трудностей, связанных с экономической ситуацией в стране, незначительно сократился объем отправок по таким направлениям, как Полярный и Нерюнгри, — поясняет Ольга Кочетова. — Снижение за период с января по июль 2009 года в среднем составило немногим более 10% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Авиакомпания «Сибавиатранс» (холдинг «Эйр Юнион»), выполнявшая рейсы из Новосибирска в Новый Уренгой, обанкротилась. На смену данному перевозчику пока никто не пришел, что повлекло к выпадению данного пункта из маршрутной сети аэропорта Толмачево. Авиакомпания «ЮТэйр-экспресс» прекратила еженедельные рейсы в Ханты-Мансийск по причине отсутствия необходимой загрузки. Однако мы считаем что данное падение временное и связано со сложной экономической ситуацией в стране. Администрация ОАО «Аэропорт Толмачево» готова к расширению маршрутной сети в северном направлении и постоянно выступает с предложением к авиакомпаниям открывать новые рейсы».

Дальнейшее развитие авиасообщения регионов России с районами Крайнего Севера связано в первую очередь с развитием добывающей промышленности, а также с совершенствованием дополнительных сервисов. «На данный момент все ключевые города данного региона охвачены маршрутной сетью S7. Недавно мы запустили рейс по маршруту Москва–Тюмень–Москва, с начала года это уже пятый рейс в новые регионы, в том числе в города Западной Сибири, — рассказывает Кирилл Алявдин. — Теперь основное направление работы — это совершенствование уровня оказываемых услуг, внедрение и развитие новых технологий, развитие продаж через интернет-сайт, осуществление веб-регистрации, осуществление сквозной регистрации пассажиров до конечного пункта следования, оформление багажа до конечного пункта следования, предоставление возможности предварительного выбора мест на борту воздушного судна, работа с корпоративными клиентами и т. д.».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ