Спасти авторынок

Кредитный бум остался в прошлом, но дилеры по-прежнему считают предоставление займов на автомобили одним из основных инструментов стимулирования спроса. Поэтому автопроизводители сегодня активно предлагают собственные кредитные программы. Не отстает и государство: расширение лимита по льготному кредитованию до 600 тыс. рублей призвано увеличить продажи отечественных автомобилей. Однако, по мнению дилеров, пойти на такие меры нужно было гораздо раньше — сейчас это вряд ли приведет к существенному росту продаж автомобилей.

Поддержать отечественное

Поддержать упавший рынок продаж автомобилей способно государство, заявляют в правительстве. При этом государство субсидирует только сегмент новых автомобилей, собранных или произведенных в России. Напомним, что льготная программа автокредитования машин российской сборки вступила в силу в марте этого года (фактически банки приступили к выдаче таких кредитов в апреле). Изначально взять в кредит можно было на автомобиль из специального списка Минпромторга стоимостью до 350 тыс. рублей. В первые месяцы работы программы стали очевидны ее основные недостатки — машины в комплектации стоимостью до 350 тыс. у дилеров быстро закончились. Купить можно было только ВАЗы и, если повезет, то Renault Logan. А некоторые машины, включенные в льготный список, изначально стоили дороже 350 тыс. рублей.

Программу пришлось дорабатывать. Так, с начала июля воспользоваться льготой по кредиту (государство возмещает 2/3 ставки рефинансирования) можно, выбирая автомобиль, произведенный в России, стоимостью уже до 600 тыс. рублей. В результате список машин пополнился еще 21-й моделью. А размер первоначального взноса по кредиту снизили с 30% до 15%. Все эти послабления дали эффект. Так, в целом по стране уже за июль число выданных банками займов в рамках реализации программы субсидирования автокредитов увеличилось на 34%.

Напомним также, что по программе с марта этого года работали три госбанка — Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ 24. В августе к ним присоединился и Газпромбанк. Кроме того, возможно, что в пул скоро войдут «ЮниКредит», Банк Москвы и Альфа-Банк. Если, конечно, их заявки на участие в программе устроят Минпромторг и правительство.

Но несмотря на эти «подарки» для автомобилистов и расширение участников программы, в августе также стало известно, что ее финансирование в этом году будет сокращено в два раза — до 1 млрд рублей. При этом в министерстве подчеркивают, что деньги, зарезервированные на 2009 год, частично будут использованы в 2010 году (в следующем году на субсидии планируется направить 3,5 млрд рублей). А общий объем средств, выделенных на программу, останется прежним — на уровне 6 млрд рублей. Но некоторые эксперты говорят, что такое решение правительства вызвано тем, что пока программа не оправдала себя и недостаточно оживила автокредитование.

Результаты есть

Однако сами банкиры и дилеры придерживаются иного мнения. «За прошедший период стало очевидно, что данная программа оказалась очень эффективной. Если по стандартным схемам потребители предпочитают брать в кредит все-таки импортные автомобили, как новые, так и подержанные, то удельный вес заявок на автокредиты в ВТБ 24 на российские авто значительно вырос», — констатирует заместитель управляющего Новосибирского филиала ВТБ 24 Константин Каменщиков. Кроме того, господин Каменщиков отмечает, что расширение Минпромторгом списка автомобилей в августе 2009-го позволило оформлять кредиты не только на легковые автомобили отечественной сборки, но и на транспортные средства категорий С и D. «Теперь мы можем предложить заемщику гораздо больший выбор по очень выгодной цене, в том числе и на коммерческий транспорт», — радуется банкир.

Конкретные результаты по программе с момента ее внедрения в ВТБ 24 не раскрывают. Зато в Сибирском банке Сбербанка России «КС» рассказали, что, по последним данным, на 19.08.09 выдано около 500 кредитов на сумму свыше 90 млн рублей, на рассмотрении — 235 заявок.

В Сбербанке также отмечают, что клиенты живо интересуются обновленными условиями программы, часть из них после полученных консультаций кредитного специалиста банка планирует предоставить пакет документов для оформления кредита.

Что касается моделей автомобилей, которые в банке берут в кредит, то Топ-5 выглядит следующим образом: около 80% частных клиентов Сбербанка, ставшие автовладельцами с помощью данной программы автокредитования, выбрали автомобиль марки LADA. Далее по популярности идут автомобили марки Renault (16%), Chevrolet и Skoda (1,5%). А для заемщиков ВТБ 24 наиболее долгожданной маркой автомобиля стала включенная недавно в список «Лада Приора Универсал». «Можно сказать, что на данный момент Топ-5 наиболее популярных автомобилей по госпрограмме занимают различные модификации «Лады». Что касается расширенного списка (стоимостью до 600 тыс. рублей), то здесь пока явных тенденций к лидерству не просматривается», — отметил господин Каменщиков.

Дилеры тоже поделились с корреспондентом «КС» впечатлениями от реализации программы. Заместитель президента «ФССК» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Honda в Томске) Андрей Щегерцов рассказывает, что после того как появилась льготная программа, в автоцентре разошлись все Skoda Fabia, которые под нее подходили. «Но вскоре произошло повышение курса иностранных валют, и 10–15-тысячное подорожание машин привело к тому, что под эту программу перестала попадать Skoda Fabia. Поэтому пока люди думали над тем, стоит ли им брать льготный кредит, оказалось, что эта машина уже недоступна. Потом программу, как известно, модернизировали — увеличили стоимость автомобилей и расширили список, но многие к тому времени уже потеряли интерес. Поэтому я считаю, что это нужно было сделать раньше», — отмечает господин Щегерцов. «Расширение горизонта программы до 600 тыс., несомненно, правильный шаг, но, к сожалению, запоздалый, — солидарен с «коллегой» маркетолог «Арлан-Сибири» (официальный дилер ВАЗ, «GM-АвтоВАЗ», УАЗ, KIA, Fiat, Ssangyong, Isuzu в Иркутске) Владимир Михайлов. — Того ажиотажа, который был при внедрении программы, мы сейчас не наблюдаем».

Как рассказывают в автоцентрах, многие клиенты, которые купили машины за 300–350 тысяч, теперь недовольны, так как сейчас они могли бы позволить себе более дорогой автомобиль. «Наиболее активные клиенты для того, чтобы воспользоваться программой, выбрали минимальную комплектацию автомобиля. А теперь они понимают, что могли бы взять машину дороже и комфортнее. Естественно, это вызывает массу недовольств с их стороны», — также сетует Андрей Щегерцов.

Дилеры отмечают, что сегодня банки хорошо работают по этой программе, и спрос со стороны клиентов есть. Но если бы льготное кредитование российских автомобилей изначально было бы продумано еще при запуске, то спрос мог бы быть еще больше. В то же время участники автомобильного рынка не ждут, что программа льготного кредитования подстегнет продажи в значительной степени. «В целом идея неплохая, программа решает свои небольшие задачи. Для покупателей ее появление — скорее дополнительный импульс к покупке машины. Но не более того», — резюмирует господин Щегерцов.

Автопроизводители стараются

Несмотря на усилия государства, активно стимулирующего автокредитование, многие автопроизводители тоже не сидят сложа руки. Так, сразу несколько крупных автомобильных гигантов открыли в России представительства собственных банков — BMW Bank, Mercedes-Benz Bank RUS, Toyota Bank, а другие при этом внедрили кредитные программы под собственными брендами — GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, PSA Finance, Subaru Finance, Suzuki Finance, Volkswagen Finance, а также Lada-finance и Sollers Finance, стартовавшие весной 2009 года.

По своей сути эти программы должны позволить клиенту купить автомобиль по более низкой процентной ставке, так как производитель возмещает часть затрат банку. К тому же клиенту даже не нужно ходить в банк — предоставив все документы кредитному менеджеру дилера, он при благоприятном исходе уже в течение двух часов после одобрения кредита сможет уехать из салона на новом автомобиле. Такие сроки называют в «Мерседес-Бенц Банке РУС». Дилеры, работающие по схеме Peugeot Finance, пошли еще дальше и обещают принять кредитное решение в течение часа, не требуя справок и поручителей, в отличие от программ некоторых других производителей. Более того, сам кредит может вообще быть беспроцентным, но первоначальный взнос при этом должен составлять не менее 30–50%. Однако и в этом случае есть свои нюансы. Так, по словам директора по маркетингу компании «Россо» (официальный дилер Peugeot, Мitsubishi, Audi, VW, Skoda, Chery, Hyundai в Иркутске) Веры Рыжкович, оформляя беспроцентный кредит, клиент не может получить скидку, которая сейчас предоставляется на Peugeot, поэтому он стоит перед выбором — либо взять беспроцентный кредит без скидки, либо обычный кредит, но получить скидку на автомобиль. «При этом многие выбирают первый вариант», — отмечает Рыжкович.

Дилеры, работающие по программам Nissan Finance и BMW Bank, в качестве преимущества в свою очередь отмечают возможность получить автокредит при наличии всего лишь двух документов, однако в этом случае первоначальный взнос будет более значительным. Так, в BMW Bank он достигает 50% при неподтвержденном работодателем доходе. Для сравнения: для оформления кредита на покупку Hyundai в рамках совместной со Сбербанком РФ программы требуется наличие сразу семи документов — от справки о доходах за последние шесть месяцев до квитанций об уплате налогов, рассказывают в компании «Барс» (официальный дилер Hyundai, BMW, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, ТагАЗ, Scania, Yamaha в Омске).

«В целом же среди условий получения кредита автопроизводители не выделяют ничего специфичного: достаточно иметь возраст от 21 до 60 лет, иметь регистрацию, постоянное место работы с трудовым стажем на последнем месте работы не менее четырех, в некоторых случаях — шести месяцев. Сам срок кредита составляет до пяти лет, процентная ставка, как правило, 0-20%, а комиссия — либо около 2% от стоимости автомобиля, либо 6000 руб. Некоторые финансовые структуры, например BMW Bank, даже разграничивают процентные ставки при официальном или подтвержденном работодателем доходе и просто при заявленном доходе. Различие в ставках между этими категориями в среднем составляет один процент.

Отдельным преимуществом финансовых структур производителей является наличие услуг, которые коммерческие банки попросту не предлагают. В основном это разновидности схемы Buy-Back и оперативного лизинга, заключающиеся в возможности обратного выкупа автомобиля дилером после истечения указанного в договоре срока. В этом случае клиент по сути берет автомобиль в аренду, выплачивая деньги только на его использование. Таким образом, эта схема открывает для покупателей новые возможности — имея ограниченную сумму денег, клиент может взять автомобиль премиум-класса, а через пару лет сменить его на новый. Подобные схемы предлагают Audi Financial Service, Mercedes-Benz Bank RUS для модели Е-Класса и Toyota bank. Однако для производителей такая схема рискованна из-за того, что в текущих условиях указанная в контракте сумма выкупа может значительно отличаться от остаточной стоимости автомобиля, в результате все убытки ложатся на производителя. Поэтому такие программы, несмотря на свою перспективность, имеют ограниченное распространение».

Растет ли спрос?

Сами дилеры высоко оценивают популярность кредитных программ производителей. По их данным, доля продаж автомобилей в кредит с использованием финансовых программ автопроизводителей колеблется от 10% до 50%. Максимальную долю в 50% «КС» наблюдает в «СЛК-моторс» (официальный дилер Toyota в Барнауле и Новосибирске, Nissan, Audi в Новосибирске) в отношении программы Nissan Finance. В компании «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot в Новосибирске) отмечают, что клиенты, которые отправляют заявки по банкам через дилера, в 71% случаях пользуются услугами Peugeot Finance, и эта доля практически не меняется.

Похожие цифры называют и в компании «Орион» по Mercedes-Benz. «В кредит мы продаем около 30% автомобилей Mercedes-Benz, из них не менее 80% — это кредиты Mercedes-Benz Bank RUS. Работа с «материнским» банком удобна тем, что он предлагает индивидуальный подход и возможность оперативно оформлять сделки, здесь низкий процент отказов, а также выгодные условия кредитования», — отмечает менеджер по маркетингу и рекламе «Ориона» (официальный дилер Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge в Красноярске) Екатерина Рубан. Руководитель отдела маркетинга «Байерн-Кар» (официальный дилер BMW в Кемерове) Дмитрий Сухачев, напротив, говорит, что в текущих условиях клиенты мало пользуются кредитными предложениями BMW Bank в связи с высокими процентными ставками при оплате в рублях и валютным риском при оплате в долларах, что актуально даже при низких процентных ставках.

В то же время в отличие от премиум-сегмента ряд дилеров массовых брендов отмечает, что программы кредитования производителей часто не устраивают клиентов своими условиями. Руководитель отдела продаж «Люкс-авто» (официальный дилер General Motors, Citroen в Иркутске) Александр Марчук говорит, что программы GM Finance пользуются спросом в том числе в силу небольшой эффективной процентной ставки, однако строгие требования, предъявляемые к заемщикам, отпугивают многих клиентов, и в целом объемы кредитования остаются небольшими. Кроме того, кредитные программы производителей теперь напрямую конкурируют с государственными программами субсидирования, и эта конкуренция не в пользу кредитных программ производителей.

«Успех любой кредитной программы заключается в легкости, прозрачности схемы ее работы для дилера и покупателя, который не обязан тратить усилия для понимания схемы ее работы. Люди, информированные о программах государственного кредитования, сразу же покупают автомобиль по этой схеме, а тех, кто кропотливо изучает порой не настолько прозрачные кредитные схемы автопроизводителей, все же меньшинство», — отмечает Владимир Михайлов. По его словам, выгода кредитных программ производителей очевидна при небольшом сроке кредитования (например, один год), а уже при трехлетнем кредите ощутима выгода государственного субсидирования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ