Налоговик возглавит новую службу

На этой неделе в Новосибирск вернулся бывший руководитель территориального управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Владимир Камышан, оставивший этот пост около года назад. Теперь господин Камышан возглавил управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Он намерен набрать штат и в ближайшее время заняться анализом деятельности подконтрольных предприятий. Сами производители с некоторым скепсисом воспринимают идею усиления контроля государства над рынком, но при этом надеются, что новая инстанция со временем сможет снизить на рынке количество теневой продукции.

«Центральный аппарат службы по регулированию алкогольного рынка уже работает, но из руководителей территориальных управлений в округах я назначен первый, — рассказал «КС» Владимир Камышан. — С 1 октября этого года Федеральная налоговая служба планирует постепенно передавать функции по контролю Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Мы будем контролировать соблюдение законодательства в сфере производства и реализации алкогольной продукции. В частности, в функции службы входит ведение ЕГАИС — системы по контролю за производством алкогольной продукции, лицензирование предприятий алкогольной промышленности, легализация производства алкоголя. За последние годы на алкогольном рынке было многое упущено, надо наводить порядок — так, необходимо, чтобы была обеспечена легальность производства».

Владимир Камышан с 90-х годов и до ноября прошлого года возглавлял в Новосибирской области территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Затем пошел на повышение, и до недавнего времени руководил межрегиональной инспекцией ФНС по Приволжскому федеральному округу. «На моей прежней работе на меня были возложены контрольные функции за работой подведомственных управлений, но сами управления не подчинялись этой службе. А в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка у меня более широкие полномочия, — так пояснил он свой переход на новую работу. — Мне предлагали остаться в Приволжском округе — организовать службу и лишь затем перевестись сюда. Но я все-таки убедил руководство, что будет правильнее, если я здесь с самого начала буду открывать территориальное подразделение. В свое время я с нуля начинал работу налоговой службы и знаю, что это такое: ни стола, ни компьютера поначалу… Но одно дело, когда начинаешь работу на малознакомой территории, и другое — в регионе, где ты знаешь людей, а они — тебя. Хотя Приволжский округ мне очень понравился, все там устраивало — и должность, и перспективы, тем не менее тянуло в Сибирь».

Пока Камышан затрудняется сказать, будет ли в распоряжении его службы достаточно механизмов, позволяющих навести порядок в отрасли. «Многое будет зависеть от принятия нормативных актов, которые сейчас внесены на рассмотрение в Госдуму, — если их утвердят, то служба будет наделена необходимыми полномочиями», — поделился он с корреспондентом «КС».

По словам Владимира Камышана, значительная часть регионов Сибири относится к проблемным территориям, где не хватает порядка в части контроля за производством и продажей алкоголя. «В первую очередь это связано с тем, что в свое время был упущен контроль за алкогольным рынком — важнейшей частью доходов бюджета. А ведь в советское время почти 30% бюджета страны обеспечивала алкогольная промышленность. К сожалению, Новосибирская область уже потеряла многих производителей — например «ВИНАП», «Каолви» в Куйбышеве, в других регионах СФО также закрылась значительная часть предприятий». (Не все производители смогли приспособиться к законодательным изменениям на алкогольном рынке, и для многих вынужденные простои в ожидании получения лицензии обернулись в 2007–2008 гг. значительными убытками и банкротством.)

Одним из первых шагов территориального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в СФО будет анализ деятельности подконтрольных предприятий — планируется изучение их работы на предмет соответствия законодательству документации и оборудования.

Впрочем, Владимир Камышан признается, что некоторую тревогу вызывает количество штата, который будет находиться в его распоряжении, — 80 человек. «Это очень немного, если учесть, что нужно будет охватить весь СФО. Когда я работал в структуре налоговой службы, при отсутствии на месте работника в областном аппарате я мог позвонить в районную налоговую инспекцию и поручить провести проверку. А сейчас придется посылать сотрудников из Новосибирска по всей территории округа. На уровне областей не планируется пока создание самостоятельных структур. На мой взгляд, этого недостаточно для полноценного контроля, но время покажет. Внушает оптимизм то, что я могу подбирать команду сам, а здесь, в Новосибирске я знаю людей, знаю, кто как относится к делу, поэтому могу влиять на эффективность работы команды».

Участники алкогольного рынка уже ждут начала работы новой контролирующей службы, но пока в факте ее появления видят как плюсы, так и минусы.

«Моя личная позиция — у нас и так слишком много контролирующих служб. В реальном секторе экономики работает порядка 5% населения, они создают валовой продукт, а что делают остальные 95%? — рассуждает конкурсный управляющий красноярского алкогольного завода ОАО «Минал» (Минусинск Красноярского края) Михаил Илларионов. — Статистика умалчивает, как много на алкогольном рынке некачественной продукции — как правило, из южных республик, а доля качественных алкогольных напитков — лишь порядка 12%. Думаю, что основная задача новой службы состоит в том, чтобы справиться с этой проблемой. Вопрос — насколько это удастся. Например, по поводу готовящегося упорядочения акцизов на алкогольную продукцию есть две точки зрения. Одни придерживаются мнения, что это поможет рынку: мелкие производители некачественного товара просто не выдержат конкуренции. И другое мнение — что некачественного товара будет больше: производители в погоне за сверхприбылью будут искать варианты, как им выходить на прилавки, минуя акцизные сборы. И найдут. Полагаю, что также и в отношении службы — нет однозначного мнения о ее будущей эффективности».

«До сих пор было множество законов, достаточно жестко регламентирующих алкогольную отрасль, но далеко не все они работали. Сейчас создается ощущение, что государство настроено навести порядок отрасли — тому подтверждение недавнее сообщение, что готовится совершенствование ее регулирования: лицензирование перевозок спирта, установление единой ставки акциза, 100%-ная предоплата акциза покупателем спирта, — отметил гендиректор ООО «Омсквинпром» Андрей Стрелец. — С началом работы службы по контролю нашего рынка появляется шанс вывести на свет часть теневой продукции. А то, что налоговик возглавил контроль за алкогольной отраслью, — это хорошо, учитывая, что во многих регионах она является бюджетообразующей».

«В первую очередь новая служба должна «мочить» оптовиков и сети, которые торгуют водкой по заниженным ценам, — заявил «КС» совладелец ООО «Витта» Сергей Проничев. — Достаточно посмотреть фактуры оптовиков и цены на прилавках».

Представители опрошенных «КС» ритейлеров говорят, что хотя и знают о начале работы новой службы, но затрудняются предсказать, как ее появление повлияет на работу рынка. «Может быть, производители и оптовики действительно «имеют зуб» на некоторые сети из-за ценовой политики, — говорит исполнительный директор ЗАО «РегионМарт Томск» Ирина Сурикова. — Что касается нашей сети, то мы от поставщиков добиваемся не оплаты полочного пространства, а минимальных цен. Руки оптовикам не выламываем, но стремимся к тому, чтобы цены наши были самыми низкими в городе, дешевле, чем у наших конкурентов. При этом не рассматриваем некачественную продукцию — работаем с одними и теми же производителями и не берем алкоголь, завезенный на рынок непонятными для нас путями».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ