Пересмотреть нельзя отказать

Что чаще всего вынуждает клиентов-юрлиц обращаться к банку за реструктуризацией и рефинансированием займа? Кому готовы пойти навстречу кредиторы и какие варианты отсрочки платежей могут предложить клиентам? Ответы на эти вопросы постарался найти корреспондент «КС» ЮЛИЯ ДАНИЛОВА.

Как отмечает заместитель начальника Кредитного управления Новосибирского Муниципального банка Наталья Доценко, большинство обращений в банки по поводу реструктуризации ссудной задолженности пришлось на I квартал 2009 года. В этот период неопределенность в экономике страны спровоцировала трудности в работе многих предприятий и повлекла за собой такие явления, как несвоевременные расчеты между поставщиками, нехватку оборотных средств, сокращение штата и т. д. В результате большинство заемщиков обращалось, да и до сих пор обращается в кредитные организации, чтобы снизить текущее долговое бремя и удержать на плаву бизнес.

Удержаться на плаву

Как отмечает заместитель начальника Кредитного управления Новосибирского Муниципального банка Наталья Доценко, большинство обращений в банки по поводу реструктуризации ссудной задолженности пришлось на I квартал 2009 года. В этот период неопределенность в экономике страны спровоцировала трудности в работе многих предприятий и повлекла за собой такие явления, как несвоевременные расчеты между поставщиками, нехватка оборотных средств, сокращение штата и т.д. Как результат, большинство заемщиков обращалось, да и до сих пор обращается в кредитные организации, чтобы снизить текущее долговое бремя и удержать на плаву бизнес.

Впрочем, банкиры рассказывают, что нередко сталкиваются с ситуацией, когда компании, даже обладающие возможностью регулярно вносить текущие платежи по кредитам, перестают это делать. Кто-то пытается под шумок вывести деньги из тонущего бизнеса и формально обращается за рефинансированием, чтобы показать, что он предпринимал шаги для спасения компании. Кто-то прямо заявляет банкирам, что «в нынешней сложной ситуации стабильно погашать кредит просто безнравственно». Кто-то предпочитает направить кредитные деньги на покупку новых активов, чтобы захватить долю тонущего конкурента или выйти на новый сегмент рынка. Что кстати, далеко не всегда негативно воспринимается банками. «Сейчас время занимать новые ниши и многие предприятия пытаются этим воспользоваться. Один наш заемщик лет 5 ходил вокруг одного склада – недвижимость ему нравилась, а цена – нет. Сейчас цена упала, но у него нет денег для того, чтобы приобрести склад, так как он оплачивает кредит, — рассказывает топ-менеджер Новосибирского филиала одного из крупнейших федеральных банков. — Он честно рассказывал нам об этом и предложил реструктурировать ему займ с отсрочкой погашения, чтобы у него появились средства на приобретение актива. Если банк понимает бизнес и финансовое состояние заемщика и то, что приобретение позволит ему расширить бизнес и укрепиться на рынке, то почему бы не пролонгировать такой займ? Сейчас нет проблем с ликвидностью, банкам некуда девать деньги. Какой смысл выдергивать их из под хорошего клиента, чтобы вернуть их в кассу и сидеть, считая убытки?».

Часть участников рынка, к причинам, подвигающим клиентов обращаться за рефинансированием, относит и более благоприятные факторы. В частности, компании вынужденно занимавшие в конце 2008 — начале 2009 года деньги под 30-40% годовых, сейчас предпочитают перекредитовываться. В некоторых банках сегодня можно привлечь деньги и под 18-20%, а то и меньше, то есть практически в два раза дешевле, чем зимой. Банкиры так же отмечают, что к лету текущего года большинство компаний уже привыкли к работе в кризисных условиях, структурировали свой бизнес, пересмотрели стратегию развития и готовы предоставить банкам аргументированные причины необходимости рефинансирования ранее взятых займов.

Сейчас меняется и перечень отраслей которые поставляют банкам больше всего клиентов на рефинансирование. Если весной такие заявления чаще всего подавали компании строительной отрасли, ритейлеры, АПК, то теперь к ним присоединяются и другие заемщики. Так в начале августа на он-лайн конференции "Сибирьтелеком" топ-менеджер компании заявил, что Сибирскому банку Сбербанка России направлено предложение о снижении ставки по привлеченным компанией в мае трем кредитным линиям на сумму 1 млрд рублей каждая.

Как на духу

Охотнее всего банки идут навстречу своим лояльным клиентам, бизнес которых хорошо знают и за состоянием которых внимательнейшим образом наблюдали в течение последнего года. Кредиторы объясняют это просто: сейчас слишком высоки риски для работы с нестабильными компаниями.

Больше шансов получить «добро» у того, кто будет честен с банком. По словам управляющего директора Москоммерцбанка Инны Касьяновой, желательно, чтобы заемщик заранее, предвидя сложности в бизнесе, обратился в банк, который проведет мониторинг его финансового состояния и совместно с клиентом разработает приемлемые схемы реструктуризации. «Основным условием согласия банка является целесообразность. Нет смысла изменять условия обслуживания долга, если это не приведет к выправлению ситуации в бизнесе и своевременному погашению кредита», — говорит Касьянова.

Практически все опрошенные банкиры заявили, что главная цель реструктуризации — помочь клиентам пережить трудную ситуацию путем оптимизации платежей, поскольку в просроченной задолженности и уничтожении бизнеса заемщика в попытке вернуть долги не заинтересованы ни банк, ни клиент. По словам начальника отдела контроля розничного кредитования Урало-Сибирского ТУ ОАО «АКБ «РОСБАНК» Сергея Сергеева, положительное решение, как правило, дается, если подтверждено, что у клиента действительно возникли проблемы, а не просто появилось желание не платить и потянуть время, если клиент не скрывается от банка, а сам стремится урегулировать ситуацию с неплатежами. «Далеко не все заемщики, которые начали испытывать финансовые сложности, смогут рассчитывать на спасительные меры, — соглашается руководитель по поддержке и сопровождению продаж кредитных продуктов Промсвязьбанка Дмитрий Петренко. — Претендент на реструктуризацию должен суметь объяснить банку не только причину, по которой необходима такая мера, но и механизм решения задачи, откуда он возьмет через несколько месяцев средства на выполнение своих обязательств».

«А на мой взгляд, банки сегодня готовы рефинансировать займы и «плохим», и «хорошим» клиентам. «Плохим» — от безысходности, а «хорошим» потому, что мы видим, как резко сократились объемы производства и упала выручка большинства предприятий во всех секторах экономики, — комментирует ситуацию управляющий филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС» Василий Ожередов. — В силу специфики развития нашей экономики многие предприятия, даже ориентированные на долгосрочные отношения с банками, были вынуждены перебиваться короткими деньгами, и сейчас им приходится это расхлебывать. Клиентам необходима передышка, возможность прийти в себя. Но в то же время нужно всегда смотреть правде в глаза. Если ситуация безнадежная — имеет смысл сразу начинать процедуру банкротства, выделять работающее ядро, свободное от обязательств, продавать его инвестору и погашать хотя бы часть долгов заемщика».

В то же время сегодня на рынке появляются предложения от некоторых банков, готовых рефинансировать займы клиентов других кредитных организаций. Об этом на недавней пресс-конференции заявил председатель совета директоров МДМ Банка Игорь Ким, отметивший, что пока этот продукт запускается в банке в качестве пилотного проекта, но после его обкатки и анализа эффективности он может быть поставлен на поток. Интерес к такой работе проявляет и «ГЛОБЭКС». По словам Василия Ожередова, сегодня клиенты начинают искать альтернативу взятым в острую фазу кризиса дорогим и неудобным кредитам и находят более интересные и привлекательные условия.

Без алгоритмов

Абсолютно все опрошенные «КС» банкиры заявили, что стандартных программ рефинансирования в их банках не существует. Каждый случай является уникальным, и под каждого клиента разрабатывается свой индивидуальный продукт с учетом разных факторов — начиная от того, в какой отрасли работает компания, и заканчивая ее финансовым положением и психологической нагрузкой, которая падает на руководителя-собственника. По словам генерального директора банка «Сосьете Женераль Восток» в Новосибирске Игоря Смурова, общее у таких продуктов только одно — их задачей является снижение долговой нагрузки заемщика перед банком в текущем времени с условием исполнения обязательств согласно достигнутым новым договоренностям.

Тем не менее обобщенные варианты того, как банки сегодня готовы войти в положение клиента, все-таки можно выделить. Достаточно часто заемщику предоставляют новый кредит на новых условиях, предусматривающих отсрочку уплаты основного долга, процентов по нему либо удлинение срока кредита, что автоматически уменьшает платежи. «После реструктуризации займа, которая проходит через погашение старого и выдачу нового с усилением залога, старая долговая история клиента обнуляется. Банку не нужно создавать на него дополнительные резервы, его нормативы выправляются, а заемщик при помощи этих виртуальных вещей вновь становится «хорошим». Это всем выгодно», — пояснил «КС» банкир, пожелавший остаться неизвестным. На такие условия рефинансирования может рассчитывать непроблемный заемщик с нормальными финансовыми показателями, стабильно обслуживающий кредит, но у которого в связи с экономической конъюнктурой упали объемы бизнеса и ему сложно гасить кредит вовремя. Он может попросить банк передвинуть дату возврата или рассрочить платеж на вменяемый срок (максимум до полугода). Как правило, такая реструктуризация пройдет для клиента безболезненно — только в том случае, если кредитный договор достаточно старый, по нему будет увеличена ставка до рыночных уровней.

Если заемщик проблемный, то, по словам топ-менеджера новосибирского филиала одного из крупнейших российских банков, кредитор будет считать издержки по взысканию задолженности (в т. ч. сроки судебных разбирательств, исполнительного производства, убытки от создания РВПС и т. д.) и оценивать вероятность того, что это взыскание состоится как таковое. Отсюда и сформируется позиция банка по параметрам такой реструктуризации. «Как правило, сейчас условия реструктуризации для проблемных заемщиков — это нормальное обслуживание долга (своевременная уплата процентов, комиссий — как правило, повышенных) и постепенное (частями) погашение в течение длительного срока, — рассказал собеседник «КС». — Хотя мне известны случаи, когда, например, кредит продлевался на срок до пяти лет, и при этом в первый год заемщик даже не платил по нему проценты. Однако данный кредит был хорошо обеспечен».

Некоторым нестабильным заемщикам банки повышают ставки, но при реструктуризации это не рассматривается кредитором как источник получения дополнительного дохода, а является стимулом для более быстрого возврата средств. «У нас был случай, когда клиент в такой ситуации быстро нашел средства и попросил вернуть ему старую ставку», — вспоминает один из участников местного финансового рынка.

По старому кредиту банк может предложить отсрочку по погашению основного долга и/или вознаграждения по кредиту, чаще всего на 6–12 месяцев. Недавний пример: НОМОС-БАНК отодвинул на год грейс-период, при котором клиент будет платить только проценты по займу. Предполагается, что лишь с конца 2010 года заемщик банка — Первый строительный фонд, бравший кредит на строительство кирпичного завода, — начнет выплачивать банку «тело» кредита. Банки также могут предложить клиенту изменить график платежей с ежемесячного на ежеквартальный с учетом ожидаемых поступлений денежных средств и т. д. В РОСБАНКе, к примеру, заявили о готовности предоставить платежные каникулы на срок до трех–шести месяцев.

Сегодня при рефинансировании банк порой даже предлагает заемщику более низкую процентную ставку и увеличивает лимит кредитования. «Если банк обладает выдержкой и возможностью, то он может отложить сроки погашения кредита на три–четыре года и подкорректировать условия возврата, когда ситуация у заемщика улучшится. Изменение ставки зависит от «жадности» банка. Как показывает практика, слишком высокая ставка зачастую препятствует погашению долга, так как у заемщика просто опускаются руки. Не нужно жадничать», — советует Василий Ожередов.

Впрочем, во всех этих ситуациях банк потребует дополнительных гарантий в виде обеспечения или поручительств. Чем лучше залог, который сможет предоставить заемщик, тем на более лояльные условия рефинансирования он сможет рассчитывать. «В нынешней ситуации очень значимым является вопрос, готов ли собственник давать личное поручительство в качестве дополнительного обеспечения по кредиту. Это лакмусовая бумажка, показывающая, верит ли сам клиент в развитие своего бизнеса или нет. С юридической точки зрения это не самый действенный инструмент, но в качестве усиления доверия банка к клиенту он важен», — констатирует директор филиала «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Андрей Почеснев.

При рефинансировании в большинстве случаев клиент может рассчитывать максимум на получение годовых кредитов — больше пока банки давать не готовы.

На досрочное погашение кредита, отказ в рефинансировании и расторжение договора сегодня банки идут достаточно редко и только в самых крайних случаях — если финансовые проблемы возникли у самой кредитной организации и она, несмотря на репутационный ущерб, вынуждена под разными предлогами «вытрясать» деньги из клиентов, либо случай безнадежен и компания камнем идет на дно.

В последнее время на рынке стали появляться и другие варианты, с помощью которых банки решают проблемы клиентов, попавших в сложное финансовое положение. Например, в качестве возврата всего или части кредита они забирают блокирующий пакет акций заемщика, чтобы контролировать его деятельность, предотвратить вывод активов и обеспечить возврат взятых средств. Иногда заемщику даже предоставляют дополнительный кредит, чтобы дать еще один стимул к развитию бизнеса, — несколько подобных сделок в последнее время провел УРСА Банк. Впрочем, эксперты отмечают, что такие «покупки» пакетов временны, и, после того как банки отобьют свои деньги, они скорее всего выйдут из бизнеса.

Кстати, предложения о реструктуризации могут несколько отличаться в зависимости от того, к какому классу относится компания-заемщик — является ли она крупным корпоративным клиентом или входит в МСБ. Василий Ожередов отмечает, что многоотраслевые предприятия с диверсифицированным бизнесом более устойчивы и у них есть возможность перераспределить финансовые потоки внутри системы, но они и более неповоротливы. В малом бизнесе важным фактором является психологическая нагрузка на руководителя, который может «сломаться», и это делает его бизнес более уязвимым — но, с другой стороны, компании МСБ более мобильны и креативны. «Впрочем, это только общие рассуждения, так как каждый случай рефинансирования очень индивидуален», — говорит собеседник «КС».

Хуже не будет?

Большинство опрошенных участников рынка заявило, что пока не видит предпосылок для ухудшения ситуации и роста количества обращений за реструктуризацией, и добавили, что они внимательно мониторят ситуацию. Так, в Новосибирском Муниципальном банке на постоянной основе проводится оценка финансового состояния заемщиков и анализируется ситуация на рынке в целом, чтобы своевременно выявлять отрицательные тенденции и принимать необходимые меры. «В работе с должниками главным действующим лицом у нас является кредитный эксперт, который лично знает бизнес заемщика, бывает на его предприятии и хорошо представляет реальную картину дел в компании, — рассказывает управляющий новосибирским филиалом КМБ БАНКа Вячеслав Чехомов. — Поскольку в работе мы придерживаемся принципов партнерства с нашим клиентом, то на практике эксперт выступает для него в качестве финансового консультанта. При работе в таком режиме гораздо выше эффективность, во-первых, предотвращения просроченной задолженности, во-вторых, ее контроля».

Впрочем, некоторые эксперты все-таки полагают, что банкам стоит приготовиться к ухудшению рыночной ситуации осенью текущего года, так как до сих пор они показывали только объем просроченных платежей, а осенью будет понятен объем просроченных кредитов.