Энергетика по средствам и потребностям

Новая инвестпрограмма ТГК-11 позволит снизить цену ввода одного мегаватта энергомощностей в Омске в два с половиной раза.

ОАО «ТГК-11» представило государственным органам новый вариант инвестиционной программы компании в Омской области, скорректированный с учетом изменившихся прогнозов потребления энергии. Программа рассчитана на срок до 2020 года. К этому моменту энергетики готовы увеличить располагаемую мощность своих станций более чем на четверть и тем самым полностью обеспечить реальный прирост электропотребления в регионе. При этом ввод 430 мегаватт обойдется экономике Омской области в два с половиной раза дешевле, чем предполагалось ранее: стоимость инвестиционной программы оценивается в 8,3 млрд рублей. Прежняя редакция программы, принятая еще при РАО «ЕЭС России», была значительно более затратной. Согласно ей, для ввода 495 мегаватт в омской энергосистеме было необходимо потратить в течение семи лет более 23 млрд рублей.

Отраслевые эксперты признают, что предложенный РАО «ЕЭС» в 2007 году общероссийский план строительства генерирующих мощностей не оптимален с точки зрения объемов ввода, географического положения и структуры мощности по видам топлива. Он был призван решить задачу снижения проблемы энергодефицита в условиях быстрого экономического роста и увеличения спроса на электроэнергию. При этом вопросы повышения эффективности работы существующего оборудования, энергосбережения, экологии в программе РАО имели далеко не первостепенное значение.

Очевидно, что реализация данной программы без учета нынешних экономических условий неизбежно приведет к чрезмерным затратам средств при крайне низкой эффективности. Министр энергетики России Сергей Шматко, выступая в июне перед депутатами Госдумы, подчеркнул, что время потребовало внесения значительных корректив в Генеральную схему развития электроэнергетики страны. Они связаны с тем, что качественно изменились прогнозные параметры с точки зрения темпов роста спроса на энергию. Министерство совместно с инвесторами и региональными властями приступило к уточнению Генсхемы.

Омская область не исключение. В программе РАО «ЕЭС» прогнозировалось, что энергопотребление к 2009 году вырастет в регионе до 12 млрд кВт/ч. Фактически же, по данным ОДУ Сибири, начиная с IV квартала 2008 года наблюдается снижение спроса на энергию. За первые шесть месяцев 2009 года потребление электроэнергии в Омской области составило 5,5 млрд кВт/ч, что на 6,8% ниже уровня 2008 года. Согласно данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, потребление электроэнергии на уровне 12 млрд кВт/ч возможно в Омской области лишь после 2012 года, а по прогнозам ОДУ Сибири, это случится еще позже — ориентировочно в 2016 году.

Реальному положению дел отвечает новый вариант инвестиционной программы ТГК-11. Центральная идея нового проекта — энергоэффективность. С одной стороны, график ввода новых мощностей привязывается к уточненному прогнозу энергопотребления в регионе. С другой — предлагаемые в программе проекты экономичны и направлены на то, чтобы при минимальных вложениях получить максимальный результат. В сравнении с вариантом РАО «ЕЭС» стоимость одного вводимого мегаватта снижается в два с половиной раза — с 47,5 до 19,3 млн рублей.

Этот результат достигается за счет проведения менее дорогостоящих технических мероприятий, которые позволят снять ограничения на использование установленной мощности омских электростанций в полном объеме: установки более эффективного и мощного современного оборудования, широкого внедрения энергосберегающих технологий, применения эффективной системы закупок. В результате будет достигнута значительная экономия при сопоставимом приросте генерирующей мощности. При этом программа полностью покрывает прогнозный рост потребления электроэнергии в регионе.

Из мероприятий альтернативной программы наиболее значительным и капиталоемким является проект по реконструкции Омской ТЭЦ-3. Здесь предполагается установка высокоэффективного оборудования с применением технологий сжигания газа по схеме ПГУ. Это будут две газовые турбины с котлами-утилизаторами отработанных газов и паровая турбина. При затратах на реализацию проекта в 2,7 млрд рублей электрическая мощность станции увеличится на 90 МВт. Прирост на 40 МВт даст реконструкция четырех турбин, которая обойдется компании в 624 млн рублей. А после 2015 года планируется начать работы по замене на ТЭЦ-3 турбины № 10. Проект предполагает демонтаж существующей турбины и монтаж в освобожденную ячейку турбоагрегата Т-120-12,8 с реконструкцией схемы подпиточной установки, паропроводов острого пара и электрической схемы. В результате установленная мощность станции возрастет еще на 70 МВт, а тепловая — на 160 Гкал/ч.

Параллельно с модернизацией ТЭЦ-3 будут вестись работы и на ТЭЦ-5, где с помощью ряда технических решений компания планирует исправить недостатки циркуляционной схемы, допущенные при проектировании и строительстве станции более четверти века назад. Реконструкция четырех градирен позволит снять ограничения и увеличить располагаемую мощность станции на 60 МВт. Этот проект стартовал в 2009 году, проведены работы по модернизации обшивки, устройств орошения, водораспределения и воздухорегулирования градирни № 1, а остальные планируется модернизировать до 2012 года. Затраты на реализацию проекта составят 520 млн рублей. Также позволит снять ограничения по выдаче мощности ТЭЦ-5 и реконструкция циркуляционной системы, после чего располагаемая мощность возрастет еще на 120 МВт. Реконструкция будет вестись в две очереди — с 2010-го по 2015 год, а общие затраты составят ориентировочно 450 млн рублей.

Особое место в программе занимают вопросы экологической безопасности областного центра. По сравнению с первоначальным вариантом программы уровень негативного воздействия на экологию существенно снижается. Большая часть новых мощностей будет работать на природном газе, а проблему золоотвалов планируется решить посредством реализации проектов переработки золошлаковых отходов в материалы для строительной и дорожной отраслей.

Наконец, ключевой вопрос реализации инвестиционной программы — финансовый. План, принятый при РАО «ЕЭС», предполагал привлечение средств на строительство новых мощностей за счет дополнительной эмиссии акций ТГК-11. В условиях экономического кризиса в ближайшие годы реализация такого варианта не представляется возможной. Новый вариант инвестпрограммы ориентирован на собственные ресурсы энергокомпании и привлечение банковских кредитов. Пока длилось судебное разбирательство с ООО «Нефть-актив», оспаривавшим консолидацию ТГК-11, переговоры компании с банками об открытии долгосрочных кредитных линий были блокированы. Сегодня эти ограничения сняты, и ТГК-11 успешно ведет работу с Газпромбанком, «ГЛОБЭКСом» и рядом других российских банков. Важную помощь энергетикам оказывают и меры правительства России по стимулированию кредитования финансовыми институтами реального сектора и снижению кредитных ставок. Все это делает перспективы обеспечения инвестиционной программы необходимыми средствами абсолютно реальными.

Согласно исследованию авторитетного международного аналитического агентства McKinsey Global Institut, имея четвертый по размеру электроэнергетический сектор в мире, Россия является явным аутсайдером по эффективности производства и использования энергоресурсов. На производство и передачу одного мегаватт-часа нам требуется в шесть раз больше людей, чем энергокомпаниям в США; при этом стоимость строительства угольной электростанции на 25–40% выше, чем в Северной Америке и Европе, а ее КПД существенно ниже. Сравнивая программу РАО «ЕЭС» с расходами на возведение аналогичных электрообъектов в других странах, агентство делает вывод о том, что стоимость строительства новых мощностей в России может быть снижена примерно на 40% — с 2500 до 1450 долларов за киловатт. Ключевые составляющие такого снижения — стандартизация проектов, повышение эффективности закупок, упрощение лицензирования.

Прямая речь

Валентин Шаталов,
исполнительный директор Сибирской Энергетической Ассоциации, директор Сибирского филиала ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике»:

— Старение энергооборудования — один из ключевых рисков для энергобезопасности страны. Сегодня 59% генерирующего оборудования выработало свой парковый ресурс полностью, более четверти — на 80%. Поэтому модернизация существующих объектов и повышение уровня технической готовности действующих электростанций в ближайшие годы не менее важны, чем ввод новых мощностей.

Для выполнения этой задачи корректируется Генсхема размещения энергомощностей — это нужный и своевременный процесс. Генерирующим компаниям необходимо дать возможность предлагать обоснованные изменения к их инвестиционным обязательствам, если они решают главные задачи — покрытие реальных потребностей территорий в электроэнергии и обеспечение энергобезопасности. Но это лишь часть необходимой работы. Для того чтобы выполнить поставленную президентом России Дмитрием Медведевым задачу радикального роста энергоэффективности, государству необходимо создавать реальные стимулы для энергосбережения и у производителей энергии, и у ее потребителей.

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ