Есть ли жизнь на рынке?

Розничные рынки, еще недавно считавшиеся несколько устаревшим форматом, в кризис получили вторую жизнь. Покупатели хотят сэкономить, а производители — организовать сбыт продукции, минуя посредников. Впрочем, на практике все выглядит не так однозначно. Приток покупателей и арендаторов отмечают лишь единицы; большая же часть рынков в Новосибирской области рискует вовсе исчезнуть.

По данным областной администрации на 1 июня 2009 года в Новосибирской области действовали 107 розничных рынков, рассчитанных на 23,9 тыс. торговых мест, из которых фактически использовались 20,7 тыс. (86,3% общего числа). При этом по итогам 2008 года на территории области действовало 108 розничных рынков с общим числом торговых мест 26,4 тыс. Тогда специалисты администрации отмечали снижение доли продажи товаров на рынках в структуре оборота розничной торговли — так, в 2008 году она составила 9,2%.

Сегодня муниципальные власти констатируют сокращение количества рынков по сравнению с прошлым годом. В первую очередь закрываются стихийные рынки, или микрорынки. Этот процесс начался с тех пор, как в 2007 году вышел закон о розничных рынках и мэрия ужесточила требования к их технологической базе. Не все рынки смогли им соответствовать, а те, что остались, должны в течение следующих нескольких лет потратиться на усовершенствование материально-технической базы, капитальный ремонт и т. д.

Этот закон вызвал недовольство владельцев многих рынков, которых он фактически поставил перед вопросом, продолжать ли свою деятельность, пытаясь соответствовать стандартам, или вовсе закрыться. Директор ЗАО «Радость-1» Владимир Чернов в числе тех, кто склонен полагать, что закон был пролоббирован сетями, преследующими цель ликвидировать рынки как формат, и уверен, что это станет причиной исчезновения многих рынков. «Нас теперь постоянно мучают проверками. Уже сейчас многие рынки на грани закрытия», — говорит Чернов, отмечая, что сам он, вероятно, выберет иную организационно-правовую форму торговли для нынешнего рынка, как делают некоторые игроки. Один из вариантов — стать торговым комплексом, что, по словам Чернова, избавит от необходимости подгонять рынок под новые стандарты.

Рынок не манит

С наступлением финансового кризиса было бы логично предположить, что некоторые покупатели, особенно чувствительные к цене, перейдут на рынки от уже привычных сетевых форматов. Впрочем, вопрос, действительно ли рынок дает возможность экономить, довольно спорен, как и то, что рынки в период кризиса оказались в наиболее выгодном положении. Существенного притока новых клиентов они не ощутили. По словам ведущего специалиста торгового отдела по работе с рынками «Облпотребсоюза» (наиболее крупные подконтрольные рынки — ЗАО «Октябрьский рынок» и ООО «Ленинский рынок») Елены Егорчевой, покупателей на рынке больше не стало. «Несмотря на некоторые преимущества рынков, где нет фиксированной цены на продукцию и можно поторговаться, некоторые все-таки предпочитают гипермаркеты. Сейчас вряд ли кто-то специально поедет на рынок — преимущественно сюда приходят жители близлежащих домов».

Помимо части покупателей, многие рынки теряют сейчас и арендаторов, удержать которых не помогает даже снижение арендных ставок. Так, на рынке компании ЗАО «Радость-1» (по улице Выборной) арендные ставки были снижены в этом году в три раза по сравнению с прошлым годом, что не повлияло на количество желающих здесь торговать.

По словам Елены Егорчевой, при постоянных текущих затратах и арендных платежах как единственном источнике доходов снижать свои доходы рынки не в состоянии, особенно когда вступил в силу закон о розничных рынках, по которому владельцы рынков должны увеличивать суммы инвестиций в их развитие.

Сами игроки говорят о том, что следует разделять рынки на продовольственные, вещевые и универсальные. Сложнее всего, по общему мнению, приходится рынкам вещевым, где уходят арендаторы и падают арендные ставки. Продовольственные рынки, напротив, чувствуют себя хорошо. Зачастую на универсальных рынках увеличиваются продовольственные зоны, а арендные ставки сохраняются на прошлогоднем уровне.

Впрочем, в затруднительном положении оказались не все игроки — некоторые продолжают активно развиваться, наращивая покупательский поток. Один из ярких примеров — Центральный рынок, который не только относительно благополучно переживает кризис, но и строит оптимистичные планы на будущее. Направление развития рынка было выбрано еще на этапе смены собственника (в январе 2007 года контрольный пакет акций ОАО «Центральный рынок» (56,4%) был приобретен компанией ООО «Обь-3», принадлежащей предпринимателю Александру Ракшину, владельцу компании и сети супермаркетов «Мария-Ра»). За последние два года в ремонт и реконструкцию, по словам директора ООО «Центральный рынок» Алексея Виноградова, было вложено порядка 150 млн рублей. До конца этого года планируется вложить еще около 15 млн рублей.

Игра на повышение

По мнению руководства Центрального рынка, важный момент его успешного развития — привлечение арендаторов к благоустройству территории рынка. «Мы стимулируем арендодателей вкладывать деньги в развитие. У нас есть возможность засчитывать в счет арендной платы вложения арендаторов в ремонт и благоустройство рыночных площадей», — отмечает Виноградов.

Что же касается арендной политики рынка, то она как раз противоположна той, которая действует на большинстве других. Центральный рынок в этом году повысил арендную плату на 15%, и, как заверил Алексей Виноградов, это не привело к оттоку арендаторов. «С тех пор, как мы управляем рынком, просьбы о понижении арендной ставки единичны. Как правило, мы предоставляем отсрочку по арендной плате, которая устраивает арендаторов. На сегодняшний день у нас порядка 2500 арендаторов, половина из которых торгует продуктами питания. В целом заполняемость на рынке — 99%», — отметил он. Кроме того, в последние годы на Центральном рынке идет увеличение потока покупателей. «Когда мы пришли два года назад, поток составлял около 10 тыс. человек в месяц. Сегодня он приближается к 45 тыс. в день. До конца года планируем увеличить эту цифру еще на 10%», — добавил Виноградов.

Из сети на рынок

Один из очевидных, казалось бы, плюсов розничных рынков в том, что они позволяют производителям напрямую реализовывать свой товар. Страдающие в последнее время от дебиторской задолженности со стороны сетей, производители ищут возможности наладить собственную розницу и регулярный канал сбыта. Однако, судя по реакции владельцев рынков, массового притока производителей и владельцев крестьянско-фермерских хозяйств не наблюдается. По словам Елены Егорчевой, часто производители не идут на рынки из-за мифа о существовании некой «мафии», не позволяющей заходить туда новичкам. Другая причина — банальное отсутствие транспортных возможностей у крестьянских хозяйств, которым часто проще продать товар перекупщикам и не заниматься его реализацией самостоятельно.

Однако обобщать здесь было неправильно. Некоторым игрокам удается не только сохранять арендаторов, но и привлекать новых. По словам Алексея Виноградова, наряду с сокращением ассортимента в сетях – в первую очередь c выводом эксклюзивных и более дорогих позиций – на рынке, напротив, появляются арендаторы с уникальным ассортиментом и услугами. «Например, по хлебной продукции, помимо продажи уже готовых изделий, у нас расширяются арендаторы, которые будут печь хлеб на месте. На днях свою фирменную точку открывает компания «Восход»; скоро начнут работу пекарни барнаульских предпринимателей. Также на наш рынок заходят грузинские и узбекские хлебопеки с фирменным национальным ассортиментом», – рассказывает Виноградов.

Несмотря на затруднительное положение многих рынков, и муниципальные власти, и сами игроки все-таки не считают, что этот формат исчерпал себя. К тому же, как показывает опыт других сибирских городов, в первую очередь необходимо уделять внимание эффективности управления и использования рыночных площадей. Например, на днях в Омске были проданы на аукционе два муниципальных рынка. Напомним, что в начале июня мэрия Омска высказалась за изменение формы собственности муниципальных рынков. Идея заключалась в необходимости акционирования предприятия «Муниципальные рынки» при сохранении контрольного пакета акций за городской администрацией. К поиску инвесторов властей Омска подтолкнуло то, что предприятие было недостаточно рентабельным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ