Кризис сформировал новую тенденцию на рынке лизинговых услуг. Большинство лизигодателей вынуждено составлять sale-предложения по изъятому за долги имуществу, поскольку их клиенты не в состоянии платить даже в рассрочку. И хотя у покупателей есть шанс приобрести необходимую технику и оборудование по ценам на 15–30% ниже рыночных, эксперты сомневаются, что подобные распродажи спасут всех. На фоне сокращения числа договоров на поставку оборудования в лизинг часть лизинговых компаний будет вынуждена уйти с рынка.
Август 2009 года объявлен в Первой лизинговой компании месяцем распродажи на все изъятое оборудование и спецтехнику. Акция под лозунгом «Хороша цена к сезону» идет в «ДельтаЛизинг». В штат компании CARCADE Лизинг принят специальный сотрудник, курирующий направление по реализации изъятых предметов лизинга. А в ГК «Интерлизинг» «КС» рассказали, что в структуре группы сформирована новая компания ООО «Экспресс», специализирующаяся на торговле бывшей в эксплуатации техникой. Все это свидетельствует о том, что начиная с IV квартала 2008 года лизинговые компании вынуждены резко изменить вектор развития с активной лизинговой деятельности на сохранение портфеля и собственной ликвидности. В результате на сегодня почти каждый лизингодатель накопил парк изъятой техники и оборудования. Хранение оборудования уже вызывает дополнительные затраты; к тому же все насущнее потребность в средствах для заключения новых сделок, так что лизингодатели все более заинтересованы в извлечении ресурсов, некогда вложенных в предметы лизинга.
Список изъятого имущества достаточно широк, хотя однозначно прослеживаются отраслевые преференции. «Острее всего ситуация с неплатежами по лизингу складывается на строительном рынке и в сопутствующих отраслях — например, в производстве цемента, кирпича, ЖБИ и других строительных материалов, в угольной отрасли и связанных с ней крупнотоннажных перевозках и т. д», — констатирует руководитель Первой лизинговой компании Николай Подсосов. В числе проштрафившихся лизингополучателей немало транспортных компаний и предприятий АПК.
Все лизинговые компании тщательно скрывают суммы, сложившиеся в результате долгов по платежам. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что реализация изъятого имущества лишь частично компенсирует возникшие убытки. Например, по информации официального сайта Первой лизинговой компании стоимость продаваемого имущества составляет от 175 тыс. до 13,5 млн рублей. Скидка по разным позициям колеблется от 25 тыс. до 2 млн рублей, то есть от 10 до 30%.
По словам заместителя генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» по Западно-Сибирскому региону Елены Дергач, сегодня многие лизингодатели реализуют технику часто по стоимости ниже, нежели остаток основного долга клиента, — в этом и состоит суть распродажи. «При реализации изъятой техники мы акцентируемся не на сумме задолженности, а на реальной рыночной цене. С начала кризиса стоимость всех активов продолжает неуклонно снижаться, а значит, то, что мы реализовывали, например, по 3 млн рублей за единицу зимой, сейчас можно приобрести за 2,5–2 млн рублей. Изъятая техника также может быть продана на условиях 100%-ной оплаты, в рассрочку, возможно, с оформлением лизинговой сделки», — говорит госпожа Дергач.
С сентября 2008 года перед CARCADE Лизинг остро встал вопрос хранения и сбыта автомобилей, возвращенных в компанию в результате дефолтов лизингополучателей. «В январе текущего года мы самостоятельно реализовали 29 автомобилей, в феврале — 39, в марте — 68, в апреле — 71, в мае — 81, — рассказывает управляющий директор CARCADE Лизинг Алексей Сичинава. — С течением времени из-за низкого спроса на новые автомобили и растущего интереса к вторичному авторынку со стороны бизнеса автодилеры стали формировать более серьезные и привлекательные предложения по покупке транспорта б/у. Мы заключили несколько пакетных соглашений и в настоящее время успешно сотрудничаем с нашими партнерами. Кроме этого, появился спрос на автомобили б/у со стороны существующих клиентов компании, так что на сегодняшний день проблем с реализацией изъятых легковых автомобилей у CARCADE нет».
Генеральный директор ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания» Дмитрий Малахов считает, что продажа б/у техники и оборудования лизинговыми компаниями — это обычная торговля на вторичном рынке, где могут рассматриваться как скидки и рассрочка по платежам, так и всевозможные бартерные схемы. Лизинговая компания в соответствии с условиями реализации конкретного договора лизинга может предложить как очень низкие цены, так и стоимость выше рыночной. «В этом случае лизинговым компаниям выгоднее транслировать условия договора лизинга на нового клиента по схеме аренды с последующим выкупом либо продажи в рассрочку», — говорит Малахов.
Впрочем, несмотря на расширение предложений от лизинговых компаний, вопрос «Где найти новых покупателей?» по-прежнему стоит очень остро. По словам опрошенных «КС» руководителей лизинговых компаний, чаще всего покупателями становятся оптовые организации, специализирующиеся на продаже б/у автотранспорта. Заявки также поступают от физических и юридических лиц, торговых агентов и брокеров. Нередки случаи, когда покупателями оказываются сотрудники самой лизинговой компании.
«Сегодня большим спросом пользуется лесная техника, так как после девальвации и роста цен в лесной отрасли появилась высокая маржа. Но практически никому не нужна строительная техника, так как большинство компаний отрасли находится на грани выживания, а успешные игроки не имеют больших объемов стройки, — считает гендиректор ООО «Русские инвесторы-Сибирь» Андрей Панченко. — Многим покупателям интересна лизинговая техника со скидкой, но у них нет ресурсов. В такой ситуации наиболее конкурентоспособными окажутся те лизингодатели, которые смогут сразу же передать изъятую технику новому лизингополучателю». При финансировании техники или оборудования лизинговыми компаниями всегда проводится анализ предмета лизинга на ликвидность — то есть на возможность быстрой продажи техники или оборудования в случае изъятия у лизингополучателя по причине невыполнения договора лизинга (неплатежи и так далее). «Страховкой для лизинговой компании здесь является аванс, который всегда оплачивает лизингополучатель и который зависит как от срока лизинга, финансовых показателей компании, так и от ликвидности предмета лизинга и может составлять от 5 до 49% от стоимости. То есть чем менее предмет лизинга ликвиден, тем большим должен быть аванс, — комментирует ситуацию Константин Грибов, ведущий специалист Департамента по работе с клиентами ООО «БКС Консалтинг» — Естественно, в случае изъятия техники лизинговой компании выгодно ее реализовать быстрее, поэтому цена на имущество выставляется на 5–10% ниже существующей в данное время на рынке. Если предмет лизинга не удается реализовать в приемлемые сроки — цена опускается еще ниже, вплоть до той цены, которая будет интересна покупателям». Директор Департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко считает, что для успешных распродаж имущества лизинговым компаниям необходимо более дифференцированно подходить к вопросу формирования стоимости и дисконтной скидки, так как существует негласное правило, что техника б/у дешевле новой минимум на 30%. Если лизинговые компании будут использовать данный подход к распродаже имущества, то и спрос окажется достаточно высоким, и количество реализованного имущества значительно возрастет.
Впрочем, лизинговые компании продолжают сражаться за каждый договор. Они по-прежнему больше заинтересованы не в изъятии техники, а в том, чтобы клиент продолжал платить, и поэтому гораздо охотнее реструктуризируют платежи лизингополучателя, решаясь на изъятие только в самом крайнем случае. А эксперты «БКС Консалтинг» отмечают, что лизинговая компания, у которой портфель состоит из неликвидной техники и оборудования, обречена нести убытки, и будущее ее под большим вопросом. Поэтому в живых останутся только те лизинговые компании, которые реально оценивали все риски при финансировании и имеют сбалансированный портфель сделок.
Прямая речь |
Какая техника чаще всего выставляется на продажу?
Алексей Сичинава, управляющий директор CARCADE Лизинг:
– Характер техники, выставленной на продажу, может зависеть от направления деятельности лизинговой компании. Например, CARCADE специализируется на лизинге автотранспорта, преимущественно легкового, поэтому в общем объеме изъятых предметов лизинга наибольшую долю – порядка 70% – занимают легковые автомобили. Как правило, это иномарки, в том числе отечественной сборки. Оставшиеся 30% падают на долю грузовой и специализированной техники. Потребителями данной категории предметов лизинга являлись металлургические, строительные предприятия, транспортные компании – т.е. организации, пострадавшие от кризиса в наибольшей степени.
Не секрет, что подержанная иномарка уходит быстрее, чем узкоспециализированная техника, предназначенная, скажем, для строительной отрасли, которая сегодня находится не в лучшем положении. Лизингодатель будет только рад, если на эту технику найдется покупатель. Спецоборудование требует специальных условий хранения и обслуживания, что сопряжено с дополнительными материальными затратами. Чем раньше лизингодатель реализует это оборудование, тем лучше для него. Для ЛК главное – минимизировать свои потери.
Елена Дергач, заместитель генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» по Западно-Сибирскому региону:
– Наибольшим спросом у покупателей пользуется спецтехника импортного и российского производства, а также пищевое оборудование всех направлений.
Игорь Федоров, директор по продажам ООО «Экспресс»:
– В условиях неминуемого роста вторичного рынка некоторым сдерживающим фактором для нового проекта ГК Интерлизинг является недостаток собственной техники. Именно поэтому наше организация начала сотрудничество с различными лизинговыми компаниями и банками, с поставщиками техники, работающими по системе trade-in, а также с компаниями, решившими провести перевооружение парка техники. В первую очередь мы планируем сосредоточиться на реализации автотранспорта и дорожно-строительной техники.
Дмитрий Малахов, генеральный директор ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания»:
– Это строительная техника и транспорт, т.е. те объекты лизинга, отрасли применения которых больше всего коснулась сложная экономическая ситуация.