Бизнес на остатках

По закону колеса ритейла популярность форматов торговли меняется от дешевого к более дорогому и наоборот. Смена идет параллельно изменению платежеспособности населения. И если последние годы одежный ритейл пестрил открытиями моно- и мультибрендовых бутиков, то сейчас вполне логичным выглядит появление стоков или дисконт-центров. Одним из последних в Новосибирске открылся дисконт-центр джинсовой одежды Colin’s. Несмотря на то что успешность магазина оценивать еще рано, его владельцы уже сейчас отмечают ежемесячный прирост продаж.

Дисконт-центр Colin’s площадью 350 кв. м открылся в ТЦ «Фестиваль». Решение открыть магазин было принято собственниками бренда Colin’s и партнерами марки в Новосибирске, также развивающими здесь концептуальные магазины Colin’s. Как рассказывает один из них, Иван Сметанников, идея открытия стока появлялась и раньше, поскольку одежный ритейл всегда сталкивается с остатками коллекций, которые невозможно продать в течение сезона, а реализовывать их в концептуальных магазинах было бы неправильно. «С кризисом оптимальных по площади и цене помещений стало больше, к тому же сейчас внимание покупателей смещается к более выгодному ценовому предложению», — отмечает он.

Финансовые показатели стока не раскрываются, однако Сметанников рассказывает, что проект уже сейчас можно назвать успешным. «Для организации магазина нам не потребовалось больших вложений: формат дисконта предполагает простое, недорогое оборудование, невысокую арендную плату и, разумеется, очень низкие цены, которые и компенсируют простоту в оформлении и позиционировании магазина, делая формат привлекательным для покупателя. В то время как большинство одежных ритейлеров ощущает спад продаж, в нашем дисконте мы видим положительную динамику». В будущем Иван Сметанников не исключает возможности открытия стока и по другим маркам.

Опытные участники рынка, уже давно развивающие дисконт-центры, отмечают, что в кризис этот формат оказался наименее подвержен снижению объемов продаж. «Сейчас мы можем говорить не столько о притоке новых покупателей, сколько об отсутствии заметного падения продаж, что в нынешней рыночной ситуации уже говорит о востребованности этого формата», — считает директор дисконт-центра Reebok (входит в Adidas Group) Алексей Дорохов. Спортивные стоки Adidas и Reebok — одни из самых ярких представителей этого сегмента рынка в Новосибирске и создавались с учетом строгого соответствия стандартам формата. Однако в целом о чистоте формата дисконтов в Новосибирске и даже Сибири говорить сложно, и, по словам игроков, зачастую слово «дисконт» в названии магазина используется лишь как рекламный ход.

«Скидка в правильном дисконте в среднем составляет 50–60% на цену, по которой вещь продавалась в концептуальном магазине, и порой может достигать 90%, когда идет ликвидация коллекции», — поясняет Дорохов. Кроме того, игроки, развивающие стоки, отмечают, что в последнее время в дисконт-центрах заметен всплеск оптовых скупщиков, которые приобретают вещи для дальнейшей реализации.

Другие ритейлеры полагают, что формат стоков даже в настоящий момент нельзя назвать популярным. «Сегодня популярно торговать пивом. А стоки — это как любой магазин одежды, только цены ниже, — говорит руководитель направления fashion-retail компании «Конквест» Марина Кравцова. — Магазин нужно открыть в правильном месте, научиться правильно формировать ассортимент, обновлять его вовремя, проводить уценки и т. д. Во время кризиса покупатель смещается в средний и низкий ценовые сегменты — это единственная причина, почему сегодня такие магазины могут быть более востребованы, чем обычно».

Некоторые игроки полагают, что сегмент дисконтов формируется лишь тогда, когда сформировался рынок основных форматов, что говорит о зрелости одежного рынка в целом. Одним из важных показателей зрелости становится готовность одежных ритейлеров сотрудничать с дисконт-центрами — избавляться от остатков, отдавая их на реализацию в стоки.

Смысл открывать стоковый магазин есть и тогда, когда компания имеет сеть фирменных магазинов. «В таком случае экономика каждого из этих магазинов будет здоровей, — говорит Кравцова. — В случае с Colin’s думаю, что это временное явление. Выгодным сотрудничеством можно назвать такое, когда обе стороны имеют прибыль и довольны. Думаю, что в нашем городе это вряд ли возможно: продавец не готов расставаться со своим товаром «за копейки» (ведь можно его продавать и на собственных площадях), а покупатель стока не готов покупать «за рубли», потому что после накрутки цена у товара перестает быть привлекательной».

Рискованным моментом в организации стока, не подкрепленного собственными магазинами, может стать тот факт, что концептуальные магазины не всегда способны обеспечить сток необходимым количеством товара, поскольку магазин просчитывает свои заказы так, чтобы после распродажи осталось до 5% товара. В зависимости от результатов сезона сток может образоваться или нет, а покупатель стока должен иметь регулярные поставки, поскольку широкий ассортимент так же важен для этого формата, как и для любого другого одежного магазина. Поэтому стоковым магазинам проще иметь дело с российскими сетями Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее игроки не исключают, что нынешняя рыночная ситуация даст толчок развитию и укреплению этого формата.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ