АНТИКРИЗИС: ОПЫТ КОМПАНИИ. Борьба за дешевые лекарства

Желание снизить стоимость медикаментов в рознице заставляет аптечные сети искать новые способы работы с производителями. Одним из кардинальных решений, принятых «Аптечной сетью 36,6», стал переход на прямые договоры с производителями. Компания рассчитывает получить дополнительное конкурентное преимущество, снизив конечную цену продукта. Однако участники местного рынка подчеркивают, что полностью перейти на такую схему работы все равно не удастся.

С недавнего времени в «Аптечной сети 36,6» действует новая коммерческая политика, направленная в первую очередь на увеличение доступности лекарственных средств и снижение цен на них во всех регионах России. Как пояснила специалист по связям с общественностью «Аптечной сети 36,6» Светлана Белкина, в течение нескольких последних месяцев компания заключает прямые договоры с производителями, что позволяет существенно снизить отпускные цены. «Сегодня мы работаем напрямую с более чем 60 производителями, которые поставляют в нашу сеть свою продукцию. Прямые контракты позволяют снижать цену для конечного потребителя на 5–7% в зависимости от категории товара», — говорит Светлана Белкина.

Как отмечают в компании, «Аптечная сеть 36,6» будет осуществлять поставки по прямым контрактам через собственную систему логистики, поэтому переход на новую коммерческую политику не потребовал дополнительных затрат. Пока компания продолжает работать со всеми крупными дистрибьюторами — «СИА Интернэшнл», «Роста», «Катрен», «Аптека-Холдинг», — кроме «Протека». Сейчас поставки идут параллельно — самостоятельно и с помощью дистрибьюторов. Однако в компании не назвали соотношения прямых контрактов и договоров с дистрибьюторами.

В Новосибирске свои аптечные сети имеют такие крупные дистрибьюторы, как «Катрен» (сеть «Мелодия здоровья») и «Роста» (сети «Радуга» и «Ваше здоровье»). Каждый из этих дистрибьюторов, по словам заведующей филиалом аптеки № 4 МП «Новосибирская аптечная сеть» Елены Ульяновой, имеет прямые контракты с производителями. «Розничному игроку довольно сложно добиться прямых контрактов. Нужны свои склады, откуда товар будет централизованно доставляться в аптеки, — говорит Ульянова. — Это действительно позволяет снизить конечную цену на медикаменты, минуя торговую наценку дистрибьютора. И это разумный путь». В то же время она полагает, что аптеки разных сетей расположены в разных районах города, и они не всегда конкурируют за одного покупателя: «Если компания прорекламирует эту акцию, то отток покупателей из других аптек действительно возможен, но уверена, что и другие дистрибьюторы, имеющие свои аптечные сети, не будут сидеть на месте».

Другие эксперты минусом такой схемы называют то, что затраты на логистику полностью ложатся на розничного оператора. «С одной стороны, это позволяет контролировать качество и в некоторых случаях снизить конечную розничную цену. Думаю, в пределах 5–7%, не более, поскольку производитель вряд ли даст розничному оператору низкую отпускную цену. Ведь дистрибьюторы получают максимальные скидки за счет больших объемов закупок», — считает генеральный директор консалтинговой компании «Стратагема» Елизавета Власова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ