Тренинг против кризиса

Бизнес-тренинги пользовались завидным устойчивым спросом всегда. Однако в последнее время их популярность неуклонно растет, при этом все чаще в тренингах прослеживается тема «антикризиса». По мнению участников рынка, эта ситуация вполне объяснима: сегодня для руководителей компаний и специалистов важно получить или усилить именно антикризисные умения и навыки. Однако стоит принять во внимание, что участие в таких тренингах вовсе не гарантирует успешного выхода компании из кризиса.

Что предлагают

Сегодня в Новосибирске отмечается явный рост интереса к тренингам: если сравнить показатели февраля и мая 2009 года, то объем заказов на различные тренинги вырос в два раза, и он продолжает увеличиваться. По мнению директора центра «Харизма» Анны Власовой, это связано прежде всего с тем, что люди приспособились к новым условиям, пережили первоначальный шок и теперь готовы переходить на другие условия работы, повышать ее эффективность и, соответственно, проходить различное бизнес-обучение. «Однако по своей сути антикризисные тренинги — скорее маркетинговый ход: сегодня в названиях появились такие фразы, как «в условиях кризиса», «в новых экономических условиях», «в условиях нестабильности», — отмечает Власова. — На самом деле антикризисные тренинги были и до кризиса, поскольку в компаниях всегда были риски и возможность попадания в свой локальный кризис. Связаны они были в большей мере с разработками антикризисных стратегий».

«Наши программы всегда были направлены на увеличение эффективности, только сама эффективность как таковая еще год назад мало кому была нужна. Тогда она чаще всего измерялась доступностью кредитов и финансовых ресурсов, которых у компаний было предостаточно, — говорит коммерческий директор группы компаний «ЛИРТАНА» Андрей Федюкин. — Сегодня же задачи кардинально изменились, можно смело сказать, что доля антикризисных программ составляет 100%».

Наибольшим спросом, по мнению участников рынка, сегодня пользуются тренинги, приносящие быстрый экономический эффект и направленные на решение конкретных ситуаций: обучающие программы для менеджеров по закупкам и для менеджеров по продажам; тренинги и консалтинговые процедуры, направленные на сокращение затрат (например персонала); сессии/генерации для топ-менеджеров компаний, направленные на разработку краткосрочного (три–шесть месяцев) плана действий в период кризиса.

Также, по мнению управляющего партнера InMar Relations Владимира Косых, тренинги сегодня часто используются в антикризисных коммуникациях, когда возникает потребность в работе с персоналом компании. «Обычно они используются для оперативного формирования навыков, необходимых персоналу в условиях кризиса, например «общение со сложными (недовольными) клиентами», «активные продажи в условиях падения спроса», «снижение стресса», — говорит Косых. — Кроме решения очевидных HR-задач, эти тренинги позволяют решать и коммуникационные антикризисные задачи: трансляцию сообщения «Если руководство в кризис думает о квалификации персонала, значит, уверено в будущем»; снижение напряжения в коллективе, создание более спокойной, рабочей обстановки. Совместное обсуждение планов дает сотрудникам четкое понимание путей выхода из кризиса и объединяет усилия коллектива по реализации антикризисной программы. Все это укрепляет уверенность персонала в успешном разрешении кризиса и помогает сотрудникам транслировать эту уверенность во внешнюю среду».

«Сегодня актуальны программы, связанные с оптимизацией бизнеса; программы, связанные с переговорами (особенно переговоры в условиях изменения, ухудшения условий сотрудничества), — утверждает генеральный директор ООО «Консалтинговая компания Мак» Светлана Лапина. — Многие компании проводят сейчас сокращение персонала, и в этой ситуации растет нагрузка на руководителей и оставшихся сотрудников. Для того чтобы повысить эффективность и руководителей, и сотрудников, в компаниях проводят программы, связанные с повышением эффективности: «Навыки личной и командной эффективности», «Лидерство и стиль управления» — то, что работает и на сплочение команды, и на повышение эффективности каждого в отдельности».

Впрочем, как отмечает консультант по развитию персонала ASIA Consulting Group Дмитрий Кириллов, сегодня количество антикризисных тренингов со звучными названиями а-ля «что-то там в условиях кризиса» уменьшается. «В октябре–ноябре 2008 года практически каждая уважающая себя тренинговая компания начала проводить такие тренинги. Сегодня же, если такие названия и встречаются, то скорее они вызывают негатив у потенциальных участников тренингов, — уточняет Кириллов. — Если отталкиваться от методики возникновения подобных обучающих программ, то можно обозначить два наиболее распространенных подхода. Первый: меняется название тренинга, например, добавляется слово «кризис» — содержательная часть при этом особо не меняется, но тренер делает страшные глаза. Второй вариант: значительное изменение содержательной части, а также подхода к проведению тренинга в соответствии с изменением ситуации на рынке и задачами клиента. Наиболее эффективными и востребованными в условиях кризиса себя показали тренинги, направленные на решение конкретных проблем/ситуаций, а не на развитие сложных навыков».

Сколько стоит

Сегодня наряду с широким предложением различных антикризисных программ потенциальных участников тренингов привлекают и более низкими (по сравнению с прошлым годом) ценами. По словам Светланы Лапиной, сегодня стоимость тренингового дня по сравнению с началом 2008 года снизилась ощутимо: «Если в Москве она колеблется от 55 тыс. рублей и выше за один тренинговый день, то в Новосибирске и СФО сумма за тренинговый день может составлять 25 тыс. рублей и выше. Стоимость зависит от категории участников, тематики программы, уровня тренера».
«Поскольку бюджеты на обучение в компаниях сильно сокращены, мы стараемся уменьшить стоимость тренинга (в среднем с 4–5 тыс. рублей в день на открытый семинар до 3–3,5 тыс. рублей). Поэтому большую часть как открытых, так и корпоративных программ проводят наши внутренние тренеры, московские и питерские специалисты сейчас приезжают гораздо реже (они значительно дороже). Для сравнения: раньше в месяц у нас проходило четыре–пять программ приезжих тренеров, теперь — только одна такая программа, — объясняет Анна Власова. — Кстати, сегодня выросла доля людей, которые приходят на тренинги за свой счет».

Кто учит

Тренинговые компании либо разрабатывают собственные программы, либо приглашают сторонних тренеров. «У руководителей компаний, как правило, свои критерии выбора тренера и программ, и сегодня многие продолжают работать со своими действующими партнерами, — отмечает Светлана Лапина. — Новые программы создавались и создаются всегда. И кризис — время посмотреть, что работает, а что нет. Сегодня остаются только самые эффективные программы, которые дают бизнесу реальные результаты». Как добавляет Анна Власова, для выбора правильного тренера необходимо посмотреть на его опыт, профессионализм, грамотную программу (ее обязательно нужно очень внимательно проанализировать на соответствие поставленной задаче), также нелишним будет найти отзывы и рекомендации тех, кто уже был на семинарах этого специалиста.

Однако, как уточняет директор сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» Марина Гуляева, на слове «кризис» сегодня все зарабатывают, как могут, и бизнес-школы — не исключение. «Что такое антикризисное управление, если речь идет об обычном предприятии среднего бизнеса? Для профессионального менеджера управление в любых условиях — все равно управление. Как этому можно научить на тренинге? На мой взгляд, никак. Потому что управление бизнесом — это четкая стратегия, грамотное управление финансами, продажами, инвестиционными проектами. И систему управления (если она есть) сейчас необходимо оптимизировать, а если ее нет — строить, и как можно быстрее, чтобы не потерять бизнес. И этому невозможно научить на тренинге, — уверена Гуляева. — Построить эффективную систему управления или внести в нее изменения под текущие условия не может рядовой бизнес-тренер или какой-то профессор из научного института. Это может сделать или такой же реальный управленец с практическим опытом управления, или профессиональный консультант по постановке системы корпоративного управления в той или иной области (продажи, финансы, производство), или же специалист по управлению рисками, что тоже важно в условиях нынешней неопределенности».

Как выбирать

Огромное количество разнообразных антикризисных тренингов приводит к проблеме выбора нужного для определенной компании. По мнению Светланы Лапиной, для того чтобы выбрать правильный тренинг, надо четко сформулировать цель — чего вы хотите достичь. «Затем нужно посмотреть, какие варианты есть на рынке, кто их предлагает, с кем уже работает эта компания, — говорит Лапина. — Выбранного тренера можно пригласить к себе в компанию и попросить провести 1,5-часовой мастер-класс по предлагаемой программе и подробно ее обсудить. У меня бывают ситуации, когда мне сбрасывают программу тренинга другой компании и просят ее посмотреть, или звонят и спрашивают о тренере и адекватности стоимости».

Помимо определения задач, которые необходимо решить с помощью конкретного тренинга, важно еще выявить, как борется с кризисом сама тренинговая компания, предлагающая обучение. «Здесь вполне вероятна ситуация сапожника без сапог», — уточняет Дмитрий Кириллов. «Я считаю, что тренинги относятся к товарам, для которых время присутствия на рынке очень важно. Поэтому если, выбирая тренинг, вы четко сформулируете проблемы, которые хотите решить с его помощью, то станет понятно, что никаких особых антикризисных тренингов для этого не нужно, — добавляет Владимир Косых. — Для решения антикризисных задач вполне достаточно обычных качественных тренингов. Ведь в условиях кризиса нужны те же самые навыки, что и до него. Я бы даже сказал, приставка «антикризисный» в названии тренинга должна наводить на мысль, что в антикризисной обертке вам пытаются продать не самый качественный товар».

И главное — нельзя считать, что после прохождения какого-либо антикризисного тренинга можно выйти специалистом в управлении бизнесом в условиях кризиса. «Если раньше человек не управлял своими финансами, не занимался планированием деятельности, не анализировал отрицательный денежный поток по основной деятельности при широком использовании заемных средств, не анализировал рентабельность отдельных направлений деятельности, то вряд ли он научится этому за несколько дней, — резюмирует Марина Гуляева. — Многим компаниям сегодня нужно менять стратегию или модель бизнеса, пересматривать систему управления. И поскольку причины проблем на фоне кризиса у всех компаний разные, то и каких-то общих способов решения этих проблем нет. Надо просто учиться управлять своим бизнесом, управлять рисками. Но, думаю, тренинги здесь не помогут, потому что большинство тренеров — теоретики, а научить этому может только реальный практик».

Точка зрения

АЛЕКСАНДР СЫПКО, менеджер по маркетингу и PR «ШТРИХ-М Новосибирск»:

— В целом сейчас появилось большое число тренингов со словом «антикризисный». Для компаний актуальны тренинги по оптимизации бизнес-процессов, в том числе с помощью внедрения IT-решений, по налогообложению. Некоторым организациям полезны семинары по работе с дебиторами и должниками, процедуре банкротства. Сейчас, чтобы выжить, многим компаниям нужно работать еще активнее, поэтому целесообразным становится дополнительное обучение именно менеджеров по продажам.

Нашей компании было бы интересно участие в тренингах, которые непосредственно повышают профессиональный уровень наших менеджеров: тренинги по продажам в условиях кризиса, жестким переговорам и другие. Кстати, мы периодически участвуем в таких обучающих мероприятиях, и кризис не снизил нашего интереса к ним. А лично мне интересны тренинги с максимумом практических примеров, рассмотрением свежего опыта других компаний. Для себя я не вижу большой пользы от участия в различных психологических семинарах по самомотивации и самонастрою.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ