ОПЫТ КОМПАНИИ. Покажем кризису кукиш

РУСАЛ решил вовлечь сотрудников своих предприятий в кампанию по снижению издержек. С этой целью среди металлургов был объявлен конкурс «Кризис — время изменений», для участия в котором требовалось разработать плакаты, призывающие снижать издержки. Как подчеркивают эксперты в области менеджмента, такие меры в общем безобидны, но большой пользы от них ожидать сложно.

«Смекалку рабочую за деньги не купишь! Коллега! Снижай издержки, покажи кризису кукиш!», «Рубль копейка сбережет, из граммов тонны сложим. Даже в малом экономя, кризис уничтожим», «Валюту не трать на запчасти — затрата опасная. Есть и на наших заводах продукция классная!» — эти и другие подобные слоганы придумывают сотрудники предприятий UC Rusal в России, на Украине и в Армении, соревнуясь в конкурсе «Кризис — время изменений». Особый интерес к такому художественно-пролетарскому подходу работы с кадрами проявил и НкАЗ — одно из старейших предприятий компании. Завод достаточно сильно пострадал от кризиса: в апреле была выведена из производства одна из двух площадок предприятия.

По словам руководителя пресс-службы UC Rusal-Новокузнецк Ольги Седовой, цель конкурса — «через стимулирование креатива способствовать росту лояльности и сопричастности сотрудников к изменениям, предпринимаемым компанией для противостояния экономическому спаду».

Металлурги НкАЗа с помощью графических образов и хлестких лозунгов продемонстрировали достижения и возможности для изменений, которые открываются перед предприятием в кризисное время. Победителем внутризаводского этапа конкурса стал начальник отдела оформления отгрузки продукции, известный на заводе художник Владимир Олейник. Слоган на его плакате гласит: «На борьбу с кризисом встань во весь рост! Нам кризис этот недешево дался, издержкам — бой, экономике — рост! Снижать себестоимость — пусть каждый из нас личной целью задастся!»

«Судя по всему, затраты на мероприятие небольшие — вреда от него быть не может. Что же до пользы, если организаторы и участники в нее верят, то, вероятно, она может оказаться духоподъемной в кризис», — считает гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. В свою очередь, как утверждают экономисты предприятий РУСАЛа, принятая с начала года антикризисная программа компании «Быть первым» уже дала ощутимые результаты: экономический эффект от принятых мер по сокращению издержек в целом по компании составил в I квартале $554 млн, в том числе благодаря внедрению в производство целого ряда рационализаторских идей, предложенных рабочими.

Так, работники литейного производства Саяногорского алюминиевого завода (САЗ) предложили сэкономить деньги, расходуемые ежегодно на изготовление технологического инструмента, путем его реставрации. Такой способ позволит снизить затраты на производство отработанных частей на 400 тыс. рублей (50% от стоимости изготовления). Ежегодно на САЗе расходы на покупку новых шумовок для снятия шлака, пик для запирания леток различного диаметра и титановых ложек для отбора проб приближаются к миллиону рублей.

Еще одна деталь антикризисной стратегии на Новокузнецком алюминиевом заводе. Уже более 150 сотрудников НкАЗа, находящихся в режиме неполной занятости или вынужденного простоя, в свободное время выходят на общественные работы на родном предприятии — озеленяют и благоустраивают территорию завода, занимаются косметическим ремонтом зданий, очисткой подъездных путей, мытьем окон, внутрицеховыми подсобными работами. Согласно Трудовому кодексу, общественные работы по внутреннему совместительству занимают не более 4 часов в день и, соответственно, 80 часов в месяц. «Решение привлечь заводчан к общественным работам было принято с целью сохранить доходы наших сотрудников, — рассказывает директор по персоналу Елена Неклепаева, — и мы ожидаем, что после выплаты первой заработной платы за счет средств федерального бюджета количество желающих принять участие в общественных работах вырастет. На настоящий момент мы готовы предоставить временные рабочие места 822 сотрудникам».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ