«Факторы» почувствовали интерес рынка

Как это ни парадоксально, но в последнее время интерес сибирских компаний к такому инструменту, как факторинг, начал расти. Причем круг клиентов «факторов» расширяется за счет представителей малого и среднего бизнеса, а спрос на некоторые виды факторинга уже в разы превышает предложение. С чем это связно, попыталась выяснить корреспондент «КС» ЮЛИЯ ДАНИЛОВА.

Замена кредиту

По словам управляющей Новосибирским филиалом Промсвязьбанка Елены Гончаровой, в текущей экономической ситуации факторинг — едва ли ни единственный источник финансирования оборотного капитала компаний, осуществляющих поставки продукции в розницу на условиях отсрочки платежа. Очевидно, это и является основной причиной роста интереса к факторингу со стороны сибирских компаний. «Если до кризиса факторинг казался сибирякам сложным продуктом, который банки выдумали в качестве альтернативы кредитам на пополнение оборотных средств и овердрафтам, то за последние полгода ситуация начала кардинально меняться. Кредиты подорожали, залоги принимаются с солидным дисконтом, требования к заемщикам возросли. Где, например, оптовику, работающему с федеральной торговой сетью на условиях отсрочки платежа, взять деньги для сокращения кассовых разрывов, выплаты зарплаты, осуществления текущих платежей? С залогами в торговле традиционные проблемы: недвижимость, как правило, взята в аренду; товары в обороте, особенно продукты питания, в качестве обеспечения банки принимают неохотно, — комментирует ситуацию собеседник «КС». — К тому же с началом кризиса поставщики сырья перешли на стопроцентную предоплату, торговые сети увеличили отсрочки платежей почти вдвое, наконец, девальвация больно ударила по импортерам (а доля импорта, например, в продуктовой рознице — свыше 40%). Как результат, в I квартале 2009 года объем выплаченного Промсвязьбанком финансирования по договорам факторинга превысил 20 млрд рублей (данные по РФ)».

Директор по маркетингу и PR ООО «ВТБ Факторинг» Людмила Климанова добавляет, что дополнительную привлекательность факторингу придает более высокая оборачиваемость вложенных средств по сравнению с другими финансовыми институтами. В ситуации, когда заемщику погасить обязательства и перед банком, и перед факторинговой компанией сложно, приоритет отдается именно факторингу — ведь неоплата поставок приведет к остановке бизнеса, тогда как с банком есть шанс договориться о реструктуризации задолженности. И наконец, спрос растет из-за того, что в условиях дефицита ликвидности у компаний, работающих с отсрочкой платежа, появились серьезные проблемы, связанные с долговыми обязательствами дебиторов. Зачастую поставщики самостоятельно не в состоянии провести качественный анализ покупателей, которым отгружают в кредит свою продукцию. Именно поэтому они обращаются к специалистам в факторинговых компаниях.

Продал и забыл

В отраслевой структуре сделок по факторингу за 2008-й и начало 2009 года, по наблюдению начальника управления факторинговых операций НОМОС-БАНКа Владимира Колодяжного, превалирует доля традиционных потребителей услуги — компаний, занятых в сфере оптовой торговли. Собеседник «КС» связывает это с тем, что в условиях кризиса «факторы» отдают предпочтение работе с представителями, по их мнению, наиболее устойчивых сфер экономики — поставщиками продуктов питания и товаров народного потребления. В «ВТБ Факторинг» к наиболее «факторабельным» клиентам также относят предприятия легкой промышленности, оптовой торговли (электрооборудование, алкогольные напитки и пр.), производство (металлургия, алкоголь, пищевые продукты, фармацевтика) и обрабатывающие отрасли. «Это субъекты реального сектора экономики, которые поставляют продукцию, товары, услуги с отсрочкой платежа, работают на рынке В2В, — поясняет Людмила Климанова. — Их бизнес часто ведется по принципу «продал и забыл». Кроме того, бизнес компаний оптовой торговли должен быть близким к конечному потребителю. Именно конечные покупатели товаров и услуг генерируют денежные потоки, которые обеспечивают факторинговый бизнес».

В Промсвязьбанке подтверждают выводы, сделанные коллегами по рынку. Так, в 2008 году в обороте факторинговых операций банка доля оптовой торговли составила 76%, а доля оптовиков в клиентской базе достигла 74%. Если говорить о предпочтениях в товарных группах, то это продукты питания и товары повседневного спроса в средней и низшей ценовых категориях — то есть те сегменты, где потребительский спрос остается достаточно стабильным даже в период кризиса. «Выбор торговли и ее определенных сегментов не случаен. Чем больше срок оборачиваемости средств в отрасли, тем меньше ее привлекательность для факторинга. Отсрочка платежа поставщикам в розничных сетях составляет 45–75 дней. В эти сроки ритейлеры рассчитывают реализовать товар конечным потребителям — населению, — поясняет Елена Гончарова. — В продуктовой рознице сроки чуть ниже, в непродуктовой (сегмент DIY, бытовая техника и электроника) — выше. Максимально допустимая отсрочка платежа у наших клиентов по факторингу на сегодняшний день, как правило, составляет 90 дней. Если ритейлер не способен реализовать товар в течение этого срока, мы, скорее всего, не будем работать по факторингу с его поставщиком».

Эксперты также отмечают устойчивую тенденцию к значительному усилению интереса к факторингу со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в названных выше отраслях.

Наибольшим спросом у клиентов, по оценкам директора Новосибирского представительства Национальной Факторинговой компании Сергея Радько, по-прежнему пользуется финансирование под уступку прав денежного требования. В компании также фиксируют большой спрос на услугу, связанную с покрытием риска неплатежа покупателя. Собеседник «КС» считает это вполне объяснимым явлением, поскольку бизнес столкнулся с вопросом, как выжить в условиях кризиса, сохранив покупателей, не потеряв долю рынка и не став жертвой необдуманной политики коммерческого кредитования. «Поручительство «фактора» за покупателей клиента — это гарантия того, что, во-первых, с помощью «фактора» через установку лимита на покупателя будет определен тот объем товарного кредита, который покупатель сможет «переварить»; во-вторых, гарантия того, что если все-таки покупатель не осуществит оплату поставки, эту оплату произведет за него «фактор», — поясняет Радько.

Дыхание кризиса

Безусловно, как и все сегменты отечественного финансового рынка, факторинг ощутил на себе дыхание кризиса. В частности, как сообщили «КС» в «ВТБ Факторинг», по сравнению с прошлым годом увеличились ставки не только по кредитам, но и на услуги факторинга. Причем по безрегрессному факторингу ставки выросли не только из-за повышения стоимости денег, но и из-за роста кредитных рисков в экономике. Произошло сокращение продуктовой линейки. По словам Владимира Колодяжного, большинство «факторов» занято своими внутренними проблемами, и все реже встречаются предложения таких продуктов, как безрегрессный, международный, реверсивный, электронный факторинг и др. Чаще все сводится к традиционному предложению — факторинг с правом регресса.

Ужесточились требования к клиентам, установленные системой риск-менеджмента факторинговых компаний, увеличились сроки рассмотрения пакета документов с момента их предоставления и до принятия клиента на обслуживание. Например, в Промсвязьбанке в октябре прошлого года пересмотрели систему риск-менеджмента, ввели несколько дополнительных требований к оформлению документов, которые предоставляются для получения финансирования. Кроме того, поскольку одним из узких мест кризиса стала платежеспособность контрагентов, в банке начали применять технологию тестирования риска — повысили для всех без исключения клиентов планку дисконта с 10 до 40% по факторингу с регрессом, после чего организовали тщательный мониторинг платежной дисциплины контрагентов.

«Там, где условия договоров соблюдались, поставки оплачивались дебиторами вовремя, дисконт был плавно снижен до «докризисного» уровня в 10%. То есть при предоставлении в банк документов, подтверждающих отгрузку в адрес покупателя, банк финансировал 90% от суммы счета-фактуры. Выбранная нами тактика оказалась эффективной как для банка, так и для клиентов: спустя полгода большая часть из них финансируется на 90% от суммы поставки, — рассказывает Елена Гончарова. — В целом же наши минимальные требования к клиентам просты: поставки в адрес дебитора должны носить регулярный характер, осуществляться строго по безналичному расчету и с отсрочкой платежа, таких покупателей (дебиторов) у клиента должно быть несколько, отсрочка платежа — не более 90 дней».

В условиях кризиса факторы так же начали более пристально оценивать предприятия, представляющие крупный бизнес. Многие из них при работе с клиентами, как и банки, стали делать акцент на отрасли экономики, которые наименее проблемны. «Мы смотрим на мотивацию клиента на факторинг. Если ему нужны деньги, чтобы «залатать дыры» или поручительство за дебиторов, которые уже почти «мертвы» и наверняка не смогут выполнить своих обязательств, то такому клиенту мы, конечно же откажем», — говорит Сергей Радько.

Не больше 5%

Перспективы дальнейшего роста интереса к факторингу, по оценкам участников рынка, во многом будут зависеть от общей экономической ситуации. Как отмечают в ВТБ Факторинг, если негативный период затянется, то рынок скорее всего просядет, так как факторинг – это инструмент, который используется для развития бизнеса компаний и он особенно полезен для предприятий, выходящих на новые рынки, увеличивающих отсрочки платежа своим покупателям. Но для этого, должен быть покупательский спрос на продукты и услуги, предлагаемые клиентами факторинговых фирм.

Впрочем, даже при негативном развитии событий эксперты не исключают резкого увеличения спроса на нефинансовые составляющие факторингового обслуживания, такие как профессиональный кредитный анализ дебиторов, управление и сбор дебиторской задолженности, страхование рисков клиента. А Людмила Климанова прогнозирует рост интереса к безрегрессному факторингу. «Впрочем, повышение спроса не всегда приводит к повышению предложения. Уже сейчас спрос на этот вид факторинга в разы, превышает предложение», — заявляет собеседник КС. Эти слова подтверждает исследование, проведенное в середине мая Промсвязьбанком совместно с порталом factorings.ru. Согласно опросу участников рынка, рост объемов бизнеса в 1 квартале 2009 года наблюдался только у 10% факторов, а подавляющее большинство компаний (63%) отмечают значительное сжатие своих портфелей. В целом, по экспертов Промсвязьбанка, темпы роста этого рынка в 2009 г. вряд ли превысят 5%.

Прямая речь

Каковы подводные камни факторинга? Может ли компания-клиент их обойти?

Юлия Голышева, аналитик ИК «ФИНАМ»

Проблем при взаимодействии факторинговых компаний с клиентами может возникнуть достаточно много. Стоит отметить, что большинство из них связано с вопросом выбора фактора, его деловой репутации и финансовой устойчивости. Прежде всего, среди «подводных камней» стоит выделить тарифные условия факторингового обслуживания. Высокая стоимость, как правило, не свидетельствует о высоком качестве оказываемой услуги, однако обычно тарифы лидеров рынка отличаются в сторону повышения от мелких и средних компаний. Достаточно высокая стоимость услуг лидеров рынка зачастую обусловлена хорошим качеством обслуживания клиентов. У факторов, предлагающих демпинговые тарифы, нередко происходит сокрытие от клиентов существенных условий договора, что влечет неудобства для клиентов, которые выражаются в дополнительных финансовых издержках. Известны случаи, когда факторинговая компания, декларирующая низкие ставки, может использовать скрытые комиссии, предлагать недостаточный объем финансирования, ставить ограничения по оплате поставок дебиторам при определенных условиях. Поэтому необходимо детально ознакомиться с договором. При работе с факторами у клиентов нередко возникает проблема в изменении порядка расчетов, в результате чего покупатель оказывается должен не продавцу, а факторинговой компании. Для устранения этой проблемы необходимо провести совместную работу фактора, продавца и дебитора уже на начальном этапе сотрудничества, четко разъяснив заинтересованным сторонам условия работы. Помимо перечисленного, существует еще один риск — факторинговая компания может прекратить финансирование. В условиях кризиса это может быть обусловлено дефицитом финансовых ресурсов фактора и невозможностью исполнения обязательств по договору. Подобные проблемы, вероятно, придется решать в судебном порядке, однако данный вопрос займет существенное время, что не на руку клиенту фактора.

Марина Гуляева, директор сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»

Факторинг – очень хороший инструмент в работе финансового директора. Факторинг позволяет компаниям увеличивать скорость обращения денег. Наиболее часто такая схема работы используется в торговых и производственных компаниях, которым постоянно требуются финансовые средства на развитие.

Что касается сферы услуг, то здесь этот инструмент используется сравнительно редко. Так, в середине 2008 года мы планировали начать применение этого инструмента с тем, чтобы создать гибкую политику кредитования клиентов из малого и среднего бизнеса. Некоторым нашим клиентам требовалась возможность приобретения программных продуктов ИНТАЛЕВ в рассрочку, и схема факторинга вполне подходила для этого. Причем мы рассматривали только факторинг без регресса для защиты от рисков неплатежей и переложения ответственности за управление дебиторской задолженностью на факторинговую компанию. Но в процессе принятия решения мы увидели несколько минусов факторинга, которые заставили нас отказаться от этой схемы расчета до лучших времен. Первый минус – это сроки. Максимальная отсрочка, которую нам предлагали факторинговые компании, составляла 120 дней. Для нашей категории клиентов такой срок отсрочки был слишком мал, им требовалась возможность растянуть платежи хотя бы на 6 месяцев. Второй – это фактор риска. Мы провели детальное изучение вопроса минимизации рисков при совершении сделок по факторингу. Одно дело, когда это сделка по продаже, например, строительных материалов – тогда все претензии к качеству товара, его комплектации могут быть решены в момент поставки. Но когда «продается» программное обеспечение, то речь идет о внедрении сроком от месяца до года, и возможностей по предъявлению претензий клиентом здесь значительно больше: покупатель может вдруг заявить, что его не устраивает этот софт, и отменить сделку. И тогда ответственность за возврат задолженности может быть переложена с факторинговой компании на нас. Еще к минусам этого инструмента можно отнести трудоемкость документооборота и сопровождения таких сделок, а также определенную зависимость в принятии решения о финансировании от Банка-фактора.

Если говорить о применении этого инструмента сегодня, то, конечно, оно стало более рискованным. Факторинговые компании оказались в ситуации, когда стоимость финансирования серьезно возросла, а доступность – заметно снизилась. Ситуацию усугубляет рост неплатежей по проведенным факторинговым операциям. Однако многие эксперты прогнозируют, что после прохождения острой фазы финансового кризиса факторинговые компании, которым удалось выстроить эффективную систему риск менеджмента, ожидает стремительный рост.

Точка зрения

Используете ли вы такой инструмент, как факторинг? Каковы его плюсы и минусы?

Игорь Васюков,
исполнительный директор сети магазинов «Посуда Центр»:

— Мы работаем по факторингу только с нашими поставщиками. Плюсом использования данной схемы оплаты является тот факт, что каждая сторона получает то, что ей нужно: сеть — необходимую отсрочку платежа за поставленный товар, поставщик — быструю оборачиваемость капитала. Но есть у факторинга и ряд минусов, таких как более высокие проценты (выше, чем при обычном кредитовании), сложный и неудобный документооборот. Для того чтобы получить более или менее приемлемую процентную ставку в факторинговой компании, необходимо набрать достаточно большой пул крупных покупателей, каждый из которых должен предоставить пакет документов, подтверждающих их платежеспособность. Разумеется, такая бумажная волокита существенно затрудняет работу, поэтому мы сами пока услугами факторинговых компаний не пользуемся.

Оксана Кулагина,
начальник отдела привлечения ресурсов ГК «Обувь России»:

— В 2007 году для осуществления расчетов с оптовыми клиентами мы запустили систему факторинга. Она оказалась очень удобной для оптовых клиентов, которые имеют отсрочку платежа до 120 дней и закупают большие партии товара, расширяя ассортимент. В то же время мы как поставщик получаем сразу же оплату от банка за товар. Если в 2007 году по этой системе работали только клиенты из Сибири — 10 компаний, то в 2008 году их было уже более 50 по всей России. Благодаря факторингу ряд наших оптовых клиентов увеличил количество закупаемого товара. Факторинг в значительной мере активизировал работу оптового направления, ускорил оборачиваемость дебиторской задолженности.

Однако с октября 2008 года мы уменьшили объемы работы по факторингу, что связано с общей программой по снижению рисков, принятой в компании. В принципе услуга факторинга сейчас востребована и перспективы у нее есть. Факторинг — это фактически возможность привлечь беззалоговый кредит и получить значительную отсрочку платежа. В то же время он несет в себе определенный риск, поэтому популярность данного инструмента снижается. В условиях кризиса, когда вероятность неплатежей возрастает, необходимо более тщательно подходить к отбору дебиторов. Выбирая факторинг, компании сейчас делают ставку на стабильные крупные организации, которые точно оплатят поставку товара, хоть и с рассрочкой. Банки, предоставляющие факторинговые услуги, тоже стали более жестко подходить к проверке надежности дебитора. Кроме того, они меняют условия сотрудничества — отказываются от работы без регресса, когда факторинговые компании принимали на себя риски несвоевременной оплаты товара дебитором. Теперь риски невозврата дебиторской задолженности поставщик принимает на себя. Еще один момент: факторинговые компании уменьшают сроки по отсрочке платежей со 120 до 90 дней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ