Небесная бухгалтерия

Падение пассажиропотока стало одной из первых реакций рынка пассажирских авиаперевозок на кризис и причиной снижения показателей большинства авиакомпаний. Прогнозируя это, многие авиаперевозчики уже в прошлом году предприняли ряд мер, позволивших компенсировать снижение клиентского спроса и собственной рентабельности.

В нынешних условиях первоочередной задачей для большинства авиакомпаний стало не только увеличение количества перевезенных пассажиров, но и поддержание эффективной и прибыльной операционной деятельности компании. Уже в октябре–ноябре авиакомпании перешли на антикризисный режим работы. Эксперты рынка называют несколько мер, которые позволили сгладить удары кризиса. Руководитель аналитической службы агентства «Авиа Порт» Олег Пантелеев среди таких шагов выделяет оптимизацию маршрутной сети (направления и частотность), заключение коммерческих соглашений с другими авиакомпаниями, в том числе о совместной эксплуатации, сокращение издержек на продажу перевозок и урезание расходов на персонал, в том числе сокращение административного персонала. Кроме того, среди антикризисных мер он называет рефинансирование обязательств, в том числе с привлечением механизмов господдержки. «Правда, пока практически это невозможно для большинства авиакомпаний, но теоретически вполне реально, — отмечает аналитик. — Плюс ко всему эффективной антикризисной мерой можно назвать и использование механизмов социальной поддержки со стороны государства — пример дотаций полетов с Дальнего Востока в целом положительный».

Сами авиакомпании также говорят о нескольких направлениях, по которым шла оптимизация. Например, антикризисный план в «Уральских авиалиниях», принятый еще в октябре 2008-го, затрагивал практически все сферы деятельности, в том числе требовал оптимизации тарифной сетки, сокращения расходов на основную деятельность, уменьшения постоянных расходов, включая затраты на персонал. Коммерческий директор ОАО «АК «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов выделяет такие меры, как сокращение производственных затрат (Интернет, телефон, представительские расходы и т. п.), снижение арендной платы по офисам продаж авиакомпании, прекращение выплат членам совета директоров АК.

В S7 Airlines отмечают, что снижение накладных расходов на 25% сейчас дает возможность компании экономить более 300 млн рублей в год, а сокращение персонала на 30% позволило показать лучшую доходность на одного сотрудника на рынке — 12,9 млн рублей в год.

В аналитических отчетах независимых экспертов рынка авиаперевозок наряду с пассажирооборотом компаний фигурирует и такая цифра, как процент коммерческой загрузки, который более существенно влияет на показатель рентабельности компаний и отчасти свидетельствует об их способности оперативно реагировать на рыночную ситуацию. А снижение этого показателя может негативно отразиться на рентабельности авиакомпании. Например, за I квартал 2009 года у «Аэрофлота» этот показатель снизился с 66,1% до 61,2%, у UTAir этот показатель составил 70,4%, у «Уральских авиалиний» эксперты зафиксировали 60,1%, у S7 Airlines — 68,8% (данные авиационно-космического портала Avia.ru).

Относительно же объема пассажиропотока, фиксируемого официальными аналитическими источниками, специалисты авиакомпаний говорят, что такая отраслевая статистика не в полной мере отражает действительность, поскольку не учитывает пассажиров, перевезенных по соглашениям код-шеринга и договорам фрахта. Такие соглашения есть, например, у S7 с авиакомпаниями «Глобус», «ВИМ-Авиа», «Владивосток Авиа», «Авиалинии Дагестана» и др., которые «Сибирь» регулярно использует для перевозки своих пассажиров в связи с сокращением провозных емкостей в конце 2008 года и I квартале 2009 года.

Однако одна из главных антикризисных мер, которую упоминают и аналитики, и сами авиаперевозчики, — оптимизация парка воздушных судов, использование высокоэффективных самолетов, позволяющих существенно экономить затраты на топливо. В частности, S7 Airlines в ноябре прошлого года полностью прекратила эксплуатацию судов советского производства, что позволило значительно снизить расходы на топливо. И если в I квартале 2008 года расходы на топливо в общих расходах авиакомпании составляли 45,3%, то за аналогичный период 2009-го эти расходы составили уже 21,42%. По словам руководителя пресс-службы S7 Airlines Кирилла Алявдина, такое сокращение расходов на топливо позволило сохранить положительные финансовые результаты в условиях кризиса рынка пассажирских авиаперевозок. Также компания получает дополнительный доход от продажи запчастей и сдачи в аренду остановленных самолетов советского производства, который по итогам года составит до 370 млн рублей.

Резюмируя вышесказанное, эксперты добавляют, что ключевым фактором в реализации антикризисных мер становится не столько правильность выбора той или иной статьи для сокращения. «Авиакомпаниям трудно ужиматься, так как многие ресурсы у них и так уже на пределе», — говорит Олег Пантелеев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ