АНТИКРИЗИС. «ТОП-КНИГА» потеснится

Крупная федеральная книготорговая компания «ТОП-КНИГА» начала реализацию антикризисной программы, итогами которой, по замыслу менеджмента, должны стать сокращение объема занимаемых площадей и оптимизация продаж. «Планируем сделать ставку на продажу большого количества бестселлеров — это будет способствовать удовлетворению интереса широкого круга покупателей. Большинство из них не нуждается в постоянном наличии нескольких сот тысяч наименований книг, а в случае отсутствия нужной книги в этом же магазине можно сделать заказ», — пояснил PR-директор «ТОП-КНИГИ» Вячеслав Ухов.

По его словам, работа по переориентированию «ТОП-КНИГИ» на продажу бестселлеров уже идет. Однако на книжном рынке нет единого понимания, что такое бестселлер. «Одни считают, что это книга, которая продается в одном магазине не менее чем четырех раз в месяц, другие утверждают, что для статуса бестселлера достаточно продаж двух книг в месяц, — говорит Ухов. — Мы для себя определили, что книгу можно считать бестселлером, если она продается одним магазином не менее пяти раз в месяц. Но надо понимать, что книгу нередко делают бестселлером продавцы — если они ориентированы на активные продажи. Поэтому сейчас одно из направлений оптимизации нашего бизнеса — это развитие навыка активных продаж у персонала». Параллельно «ТОП-КНИГА» активизировала процесс расширения своего интернет-магазина.

Руководство компании ожидает, что проведенная работа не только ускорит товарный поток, но и позволит компании уменьшить объем занимаемых площадей. В настоящее время все магазины «ТОП-КНИГИ» расположены на площади порядка 120 тыс. кв. м. «Есть задача увеличить производительность квадратного метра, — подчеркнул Вячеслав Ухов. — С одной стороны, это работа по снижению цены аренды, с другой — сокращение занимаемых площадей. Например, в Новосибирске на сегодняшний день мы сократили площади магазинов в среднем на 7%. Посмотрим, что это нам даст и надо ли продолжать этот процесс».

«По нашим данным, «ТОП-КНИГА» не только уменьшает площади занимаемых магазинов, но и совсем закрывает некоторые, — говорит замдиректора компании «Новосибирсккнига» Ольга Радченко. — Например, в Кургане компания готовится закрыть сразу три магазина. Но в целом стратегия в условиях кризиса выбрана правильно — ведь после закрытия или «урезания» магазинов они будут открывать новые, уже меньшей площадью 50–100 кв. м. Практика показывает, что в новые магазины покупатели идут охотнее и покупают активнее, правда, только поначалу. А через год можно снова провести рокировку помещений».

Однако при этом в руководстве «Новосибирсккниги» подчеркивают, что сами не собираются ни закрывать магазины, ни уменьшать площади. «Значительная часть помещений находится у нас в собственности, — пояснила Ольга Радченко. — Мы арендуем только три, при этом наш арендодатель — муниципалитет. Арендная плата при этом рассчитывается согласно льготному коэффициенту для книжных магазинов. А «ТОП-КНИГА» арендует по коммерческой стоимости, поэтому политика сокращения площадей — вынужденная мера».

Впрочем, менеджмент «ТОП-КНИГИ» опасается перестараться с сокращением площадей. «Можно, например, отказаться от игровых площадок на территории магазинов, но при этом мы потеряем как покупателей родителей с детьми», — рассуждает Ухов. Переговоры о сокращении арендных ставок в «ТОП-КНИГЕ» не комментируют, ссылаясь на коммерческую тайну.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ