Анатолий Квашнин: «Развитие малого и среднего бизнеса требует организаторских способностей и профессионализма»

Редакция продолжает совместно с аппаратом полномочного представителя президента проект, направленный на поддержку малого и среднего бизнеса. Сегодня в рамках проекта полномочный представитель президента Анатолий Квашнин рассказал, какие антикризисные меры предпринимаются для развития МСБ.

— Анатолий Васильевич, какой регион в округе наиболее благоприятен для развития малого и среднего бизнеса? Почему?

— Смотря что вы подразумеваете под словом «благоприятен». Во всех регионах есть сферы, где успешно работают предприятия малого и среднего бизнеса, и еще незаполненные перспективные ниши для дальнейшего развития уже имеющихся и организации новых производств. Направления деятельности могут быть разными. Это зависит от специализации региона. Где-то больше развито сельское хозяйство, где-то — добывающие отрасли, а где-то — машиностроение. Общим для всех являются, пожалуй, торговля и сфера обслуживания.

Если иметь в виду условия ведения бизнеса, региональную нормативно-законодательную базу, льготы и преференции, предоставляемые на уровне субъекта, то здесь ситуация не везде одинаковая. Лучше там, где власть понимает, что малый бизнес — это эффективный инструмент для развития экономики, для решения социальных проблем и обеспечения занятости.

— Как вы оцениваете эффективность оказания поддержки малому и среднему бизнесу в регионах округа?

— Если судить по статистическим показателям (количеству малых предприятий, численности занятых на них, обороту, размеру инвестиций), то наиболее благоприятные условия созданы в Томской, Кемеровской, Новосибирской областях, Республике Бурятии.

Развитие малого и среднего бизнеса требует высочайших организаторских способностей и профессионализма. Сейчас уже все уровни власти осознали необходимость оказания максимальной поддержки тем, кто решил начать свое дело.

В каждом субъекте Федерации округа накоплены свои наработки в формировании инфраструктуры поддержки предпринимательства. В этом отношении интересен опыт Томской области, где действуют пять бизнес-инкубаторов, 21 муниципальный центр поддержки предпринимательства, 20 организаций по микрофинансированию, у которых есть представители в 43 самых отдаленных населенных пунктах области. Особое внимание уделяется вопросам молодежного предпринимательства. Действует проект «Первый шаг» — гранты начинающим предпринимателям на создание своего дела.

Следующий этап — конкурс предпринимательских проектов «Бизнес-Старт». Государственная поддержка оказывается на этапе становления предприятия. Кроме того, в области создана инфраструктура развития инновационного предпринимательства, включающая четыре студенческих и четыре производственных бизнес-инкубатора, 13 центров коммерциализации научных разработок, четыре центра трансферта технологий, региональный венчурный фонд.

Для обобщения опыта регионов месяц назад в округе создана рабочая группа, в которую вошли представители шести субъектов Федерации Сибирского федерального округа: Красноярский и Алтайский края, Томская, Омская, Кемеровская, Новосибирская области. Возглавляет группу первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская.

Перед рабочей группой поставлена задача разработать Концепцию формирования устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, взяв при этом все самые передовые, интересные и эффективные формы работы с малым и средним бизнесом. Концепция будет представлена на утверждение на заседании Совета при полномочном представителе в Омске 2 июня.

— Какие регионы, на ваш взгляд, сумели превратить планы и идеи в реальную помощь бизнесу?

— В условиях экономического кризиса все задумались, как помочь малому бизнесу решить нарастающие финансовые проблемы. В Кемеровской области приняли распоряжение о поддержке предпринимателей — арендаторов муниципального имущества. Органам местного самоуправления рекомендовано приостановить начисление штрафных санкций по просроченным арендным платежам. В Красноярске введен понижающий коэффициент на аренду муниципальных помещений. В Иркутской области арендная плата нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, снижена для субъектов малого и среднего предпринимательства на 30–40% в зависимости от месторасположения объектов недвижимости и от того, для какого вида деятельности арендуется помещение.

Во многих регионах округа принято решение о предоставлении налоговых льгот малым предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, снижается ставка налога. В Республике Тыва принято решение о переходе к самой дешевой и простой форме уплаты налога на предпринимательскую деятельность — приобретению патента. Количество видов деятельности, подлежащих патентованию, расширено с 23 до 69.
Эффективной формой поддержки является и система одного окна, когда в специально организованном центре предприниматель получает все необходимые разрешения, связанные с лицензированием, государственной регистрацией, аттестацией, контролем и надзором. Человек может обратиться в такой центр за получением всех регистрирующих и разрешающих документов, пройдя собеседование с одним специалистом, заполняя при этом одну форму заявления и предоставляя один минимальный набор необходимых документов. Далее все согласования осуществляются по внутренним каналам связи территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления.

Во всех городах и районах Кемеровской области созданы центры содействия малому и среднему предпринимательству, которые с 1 мая начали официальную работу по системе одного окна. Предпринимателям предоставляется адресная методическая, информационная, консультационная и образовательная поддержка. Среди направлений работы центров — помощь в обеспечении офисными, производственными и складскими помещениями, земельными участками, оборудованием, необходимым для деятельности малых фирм. Подобная работа ведется во всех регионах.

— Какова, по-вашему, главная ошибка местной власти при разработке программ поддержки малого и среднего бизнеса?

— Если говорить об ошибках, то в большинстве случаев цели программы выражены только общими пожеланиями, нет конкретных показателей, по которым можно судить об эффективности программы, о конечных результатах, сроках выполнения, необходимых средствах и источниках финансирования. Целевые программы развития малого и среднего предпринимательства слабо увязаны с комплексными программами социально-экономического развития регионов, муниципальных образований.

В прошлом и текущем годах большинство регионов округа по поручению президента Российской Федерации пересмотрели действующие программы развития малого и среднего предпринимательства или разработали новые. Приняты пакеты антикризисных мер, включены мероприятия по созданию инфраструктуры поддержки бизнеса: бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, гарантийных фондов, фондов микрофинансирования и других. Увеличено и финансирование таких программ. Так, например, в Забайкальском крае на реализацию программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» дополнительно выделено более 50 млн руб.

— Насколько охотно в рамках таких программ с властью работают банки?

— До осени прошлого года финансовые институты предлагали предпринимателям различные, более доступные, чем в настоящее время, виды кредитов. Теперь ситуация изменилась, банки серьезно ужесточили условия кредитования, повысили размеры залогов и поручительств, что поставило ведение бизнеса на грань риска.

Чтобы увеличить доступность кредитования, органы исполнительной власти и банки заключают соглашения о стимулировании кредитования предпринимательства. Правительство Республики Алтай подписало соглашение о сотрудничестве с Горно-Алтайским филиалом Сбербанка России, региональным филиалом Россельхозбанка. Администрация Томской области заключила соглашения о сотрудничестве со Сбербанком России, Внешторгбанком, банком УРАЛСИБ, РОСБАНКом. В Бурятии для координации взаимодействия между организациями, кредитными учреждениями и правительством республики создан Банковский совет.

Гарантийный фонд Алтайского края увеличил до 50% размер поручительств по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства, а для снабженческо-сбытовых кооперативов до 70%. В Новосибирской области создан фонд развития малого и среднего предпринимательства, который будет выдавать поручительства при оформлении банковского кредита. Размер поручительства составит 30% от суммы предоставляемого кредита.

Практически во всех регионах округа пошли на компенсацию части процентной ставки по кредитам для малых предприятий. В Алтайском крае определены критерии отбора компаний малого и среднего бизнеса, которые смогут получить компенсацию процентной ставки по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка. В приоритетном порядке поддержка предоставляется предпринимателям, работающим в сферах обрабатывающего производства, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства.

Дополнительные механизмы финансовой поддержки предусмотрены для малого и среднего предпринимательства, работающего в сфере инноваций. В Новосибирской области малым инновационным компаниям решено субсидировать часть затрат по созданию инфраструктурных объектов, предоставлять финансовую помощь на трансферт, коммерциализацию разработок, выпуск опытной партии продукции, проведение технологического аудита. Область направит на эти цели около 100 млн руб., кроме того, принято решение о выделении 50 млн руб. в виде субсидий на имущественный взнос в Фонд поддержки предпринимательства.

— Как вы сегодня оцениваете обеспеченность предприятий регионов округа государственным заказом? Можно ли ожидать увеличения масштабов госзаказа? Возможно ли участие представителей малого и среднего бизнеса в реализации госзаказа?

— Подавляющее большинство предприятий округа в настоящее время испытывает проблемы из-за падения спроса на продукцию, и это связано с общемировыми процессами. Государственный заказ открывает перед предприятием возможность перекрыть образовавшиеся ниши в производстве и сбыте продукции. Не думаю, что размер госзаказа может существенно увеличиться. Важно грамотно использовать уже имеющиеся возможности. Прилагать максимум мер, чтобы конкурсы выигрывали отечественные, региональные производители, а не посредники и перекупщики.

Существенно увеличить участие компаний, в том числе малых, в размещении государственного заказа позволит развитие электронных аукционов. На федеральном уровне будет организована работа пяти электронных площадок и общероссийского портала государственных и муниципальных закупок.

Мы занимаемся созданием электронной площадки в Сибири на базе Сибирской межбанковской валютной биржи, которая является частью общероссийской биржевой инфраструктуры финансового рынка и оказывает биржевые услуги на валютном, фондовом и товарном рынках. Это будет элементом системы финансовых услуг для населения Сибирского федерального округа, государственных и муниципальных предприятий, крупного, среднего и малого бизнеса.

— В каких сферах экономики Сибири, на ваш взгляд, наиболее перспективно развитие предприятий малого и среднего бизнеса?

— Первый и главный приоритет экономического развития Сибирского федерального округа — сырьедобывающая отрасль на основе новых технологий. Второй — организация глубокой переработки. Третий — развитие энергетического потенциала. Четвертый — развитие сибирского машиностроения, чтобы обеспечить сырьевую, перерабатывающую и энергетическую отрасли высокотехнологичными машинами и оборудованием. Пятый, особый приоритет — агропромышленный комплекс. Именно на этих направлениях нужно искать перспективные ниши для создания производств.

Один из путей развития предпринимательского сектора — организация малого бизнеса для выполнения заказов крупных предприятий. Крупный бизнес должен становиться центром для развития вокруг него среднего и малого предпринимательства. Огромный плюс малого бизнеса — его мобильность. Крупным предприятиям гораздо сложнее приступить к производству принципиально новой продукции.

Второй путь — организация импортозамещающих производств, но только на рыночных принципах с учетом соотношения цены и качества продукции. Нам необходимо привести в гармоничное состояние внутренний рынок страны, должно быть нормальное соотношение импортной и собственной продукции. Здесь нужны конкретные программы импортозамещения, системно увязанные с программами по созданию рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

Точками роста для малого бизнеса могут стать и особые экономические зоны. У нас в округе четыре туристско-рекреационные зоны. Это ли не площадка для создания малого и среднего бизнеса?

Еще одно направление — организация высокотехнологичных производств с использованием достижений сибирской науки. В Сибирском федеральном округе уже успешно работают более 200 высокотехнологичных компаний. Они производят услуги, продукцию и технологии, конкурентоспособные на российском и международном рынках. В течение нескольких лет ожидается открытие еще до 500 инновационных компаний.

В регионах сельскохозяйственной специализации для малого бизнеса сохраняются большие возможности глубокой переработки экологически чистого сибирского сырья, производстве и расфасовке пищевой продукции, готовой к употреблению.

Возьмем недавний пример — мясокомбинат «Кудряшовское» в Новосибирской области, где в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции осуществлен проект по организации вертикально интегрированной компании по производству свинины. Комбинат обеспечивает выпуск высококонкурентной и востребованной продукции, это пример импортозамещающего производства в очень важной для страны агропромышленной сфере. Представитель крупного бизнеса «Кудряшовское» станет центром для развития вокруг него среднего и малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, которые будут работать по единым высоким стандартам качества и обеспечивать сырьем мясоперерабатывающий комбинат для его полной загрузки.

— Что должны сделать региональные власти, чтобы повысить безопасность предпринимательской деятельности? Как и кем должен осуществляться контроль за соблюдением законности всех проверок и требований, предъявляемых предприятиям малого бизнеса?

— В последнее время на федеральном уровне приняты беспрецедентные меры по снижению количества проверок малого бизнеса. Теперь важно всем структурам строго соблюдать новые правила игры. Но создавать специальный орган, который бы отслеживал законность проведения проверок, думаю, нецелесообразно.

Считаю, что субъекты предпринимательства могут и должны цивилизованными методами отстаивать свои права, в случае нарушений обращаться в органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти. В последнее время во многих федеральных и региональных органах власти активизирована работа горячих телефонов, есть возможность обратиться с жалобой и посредством Интернета.

Кроме того, вопросы безопасности предпринимательской деятельности, законности проведения проверок могут подниматься и решаться в рамках работы региональных и муниципальных советов по предпринимательству, экономических советов, в состав которых входят представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ