Фато из Новосибирска покорил Сиракузы

В мае в новосибирской театральной жизни случилось весьма примечательное событие, правда, далеко за пределами города. Впервые за более чем 2000-летнюю историю Teatro Greco di Siracusa (Греческий театр в Сиракузах) на его сцену ступила нога русского актера. Заведующий кафедрой пластического воспитания Новосибирского государственного театрального института Василий Лукьяненко сыграл роль Фато в спектакле «Медея». Поставил еврипидовскую трагедию на этой античной сцене известный польский режиссер Кшиштоф Занусси. Он-то и пригласил сибирского специалиста по сценическому движению выступить в качестве постановщика сцен с хором — обязательным участником всех греческих трагедий. Он же и придумал несуществующего в пьесе персонажа Фато (Рок), который по причине своей бессловесности был вполне под силу русскоговорящему артисту.

В пластическом рисунке этой роли автор и исполнитель выражает все звериное, черное, что скрывается в каждом человеке. Присутствует такое начало и в главной героине трагедии — Медее, убивающей своих детей. Появление получеловека-полуобезьяны служит своеобразным прологом спектакля. Внешнему преображению доброжелательного сибиряка в устрашающего монстра способствует грим. Василия вплоть до ушей красят в черный цвет, на грудь приклеивают кусочки шерсти, а собственную бороду многократно усиливают с помощью штрихов, наносимых специальным карандашом. Перед каждым спектаклем превращение занимает более полутора часов. «Увидеть такого персонажа в трагедии Еврипида и настоять на необходимости его присутствия в спектакле было смелым шагом даже со стороны такого именитого режиссера, как синьор Занусси, — рассказывает Василий Лукьяненко. — Эксперты Института античной драмы были насторожены. Беспокоились, что появление такого существа на сценической площадке не будет понятно зрителям и вызовет негативный настрой с первых минут. Но на премьере стало очевидно — Занусси не ошибся, реакция зрителей была заинтересованной и эмоциональной».

По словам Маэстро, так уважительно называли итальянские актеры польского режиссера, идея привезти в Сиракузы хореографа из Сибири себя оправдала: стоило ждать человека из Новосибирска, потому что он умеет делать много такого, чего не умеют делать другие».

Продюсер Василия Лукьяненко Анастасия Журавлева, вернувшись в Новосибирск из Сиракуз, до сих пор находится под впечатлением от премьеры. «Нам бесконечно повезло, — сообщила Анастасия «КС» по телефону. — По некоторым деталям, возникавшим в ходе обсуждения контракта, становилось понятно, что опыта работы с Россией у Национального института античной драмы ранее не было. И особого счастья от возникающих сложностей генеральный менеджер проекта, с которой мне пришлось вести переписку, не испытывала. Но авторитет пана Кшиштофа сыграл свою роль. И мы очень рады, что режиссер и труппа довольны работой специалиста по movimento. Я думаю, какие бы проекты ни ждали нас в будущем, премьера «Медеи» останется в памяти на всю жизнь».

Каждый сезон в театре города Сиракузы играют две новые античные трагедии. Организацией проекта занимается на протяжении уже нескольких десятилетий фонд «Национальный институт античной драмы». К постановке приглашают одного известного иностранного режиссера, а вторую трагедию отдают соотечественнику.

В этом сезоне наряду с «Медеей» в греческом театре молодой талантливый итальянский режиссер Даниеле Сальво поставил спектакль «Эдип в Колоне». Если дневное время отдавали «Медее», то в этот же день вечером репетировали «Эдипа». Все актеры за исключением звезд, играющих главные роли Эдипа (Джорджио Албертацци) и Медеи (Элизабетта Поцци), заняты в обоих спектаклях каждый вечер, кроме понедельников. Понедельники, как и в большинстве российских театров, — выходные. Единое решение основного оформления сцены для обоих спектаклей разработал известный архитектор Массимилиано Фуксас. «Справиться с непростой творческой задачей за 15 дней репетиций помогла сценическая площадка, — полагает Василий Лукьяненко. — Атмосфера настоящего античного театра, необыкновенная красота места, где шли репетиции, эмоционально очень помогли. А выходить на такую сцену — каждый раз значительное волнение и большое счастье. Огромную радость я испытал от работы с прекрасной театральной актрисой, исполнительницей главной роли Медеи — синьорой Элизабеттой Поцци. Яркая, опытная, признанная звезда итальянской сцены, она ни разу не позволила себе неуважительного, расслабленного отношения к репетиционному процессу. Итальянцы — удивительно отзывчивые зрители. Я никогда не забуду непередаваемого чувства, которое пережил на премьере, услышав шквал долго неумолкающих аплодисментов». Всего Василию Лукьяненко предстоит сыграть в Тeatro Greco 19 спектаклей. 20 июня актер и постановщик пластических сцен выйдет на сцену, чтобы в последний раз услышать, увидеть и запомнить, как 8000 зрителей стоя аплодируют актерам под открытым звездным небом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ