SMB ставит на Интернет без ограничений

Безлимитные тарифы на выход в Интернет для юрлиц получили широкое распространение в Сибири всего год назад, а сегодня интерес в ним проявляют, по оценкам разных операторов, от 70% до 100% компаний. Следствие такого бурного развития — быстрое снижение тарифов: сегодня компания может подключить безлимитный Интернет за 5–6 тыс. рублей.

Рынок доступа в Интернет для корпоративных клиентов делится на четыре основных сегмента в зависимости от категории заказчиков: операторы связи, крупные клиенты, бизнес-центры, сектор SMB. Разница между сегментами огромная. В каждом из них свои тенденции, работают разные операторы, везде есть свои лидеры. Так, например, в сегменте крупных заказчиков преимущество имеют федеральные операторы связи («Билайн Бизнес», «Сибирьтелеком» и ТТК), а с представителями малого и среднего бизнеса, как правило, успешнее работают локальные провайдеры. В Новосибирске это «Новотелеком», «Сибирские Сети», «НИР-Телеком» и другие (всего в городе порядка 40–50 провайдеров), в Омске — «Омские кабельные сети» и «Сибинтерком», в Барнауле — «Интелби» и «Барнаул.ру», в Кемерове — Good Line.

Исполняющий обязанности заместителя генерального директора — директор Новосибирского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Алексей Махорин утверждает, что структура спроса корпоративных клиентов постепенно смещается в сторону безлимитных тарифов. «Еще чуть более года назад доля абонентов, выбравших безлимитное предложение, в общей массе измерялась единицами процентов, сейчас это уже десятки процентов», — подчеркивает Алексей Махорин.

Спрос на безлимитный Интернет в каждом из сегментов свой. Среди крупных заказчиков лишь около 15% компаний отдают предпочтение безлимитным предложениям. «В своей основной массе крупные клиенты больше заинтересованы в качестве и бесперебойности услуг, а для того чтобы в пики нагрузки не возникало сложностей, необходимы широкие полосы (до 100 Мбит/с)», — подчеркивает коммерческий директор компании «ТТК-Западная Сибирь» Александр Перепелица.

Гораздо более высокий спрос на Интернет без ограничений в сегменте SMB. «Малому бизнесу нужен дешевый Интернет на скорости до 2 Мбит/с, — считает Александр Перепелица. — Именно поэтому безлимитные предложения популярны в первую очередь именно в сегменте SMB». «На данный момент примерно 70% юридических лиц в СФО интересуется безлимитными тарифами, и этот процент постоянно растет, — утверждают в пресс-службе «Ростелекома». — В Новосибирске безлимитный Интернет интересует примерно 90% компаний». «Сегодня спрос на безлимитный Интернет в Красноярске, Новосибирске и Кемерове для юридических лиц очень высок, — соглашается директор Сибирского региона ОАО «ВымпелКом» (бренды «Билайн» и «Билайн Бизнес») по корпоративному бизнесу Максим Свищев. — В связи с этим основные предложения операторов на рынке широкополосного доступа в Интернет основаны именно на безлимитном подходе». За I квартал этого года, по словам Максима Свищева, продажи «Билайн Бизнес» безлимитных тарифов на Интернет в названных городах составляют почти 100% от общего объема. «Спрос обусловлен возможностью клиента планировать свой бюджет и контролировать его», — объясняет Максим Свищев. «На безлимитных тарифах компаниям проще считать и контролировать свои бюджеты. Это дает ощущение стабильности, постоянства, — добавляет начальник отдела маркетинга провайдера Good Line (Кузбасс) Надежда Попова. — Поэтому и спрос неизменно растет».

Тарифы на безлимитный доступ в Интернет для юрлиц делятся на две категории: предложения с гарантией скорости доступа и без нее. В первом случае в Новосибирске стоимость канала со скоростью 1 Мбит/с составляет 10–15 тыс. рублей в месяц, 2 Мбит/с — 20–25 тыс. рублей в месяц. Пользователи тарифных планов с негарантированной скоростью доступа за канал 1 Мбит/с платят 3–4 тыс. рублей в месяц, за 2 Мбит/с — 5–6 тыс. рублей в месяц. В остальных регионах СФО стоимость выше на 20–30%.

Наиболее востребованными являются безлимитные тарифы со скоростью от 1 до 3 Мбит/с с гарантированной шириной канала, утверждают в «Ростелекоме». «Наши корпоративные клиенты — в основном средний и малый бизнес, поэтому тарифы компании ориентированы в первую очередь на них, — рассказывает генеральный директор «Сибирских Сетей» Олег Кусь. — Самый востребованный из безлимитных тарифов — 4 Мбит/с за 6,5 тыс. рублей».

«Безлимитными предложениями чаще всего пользуются средние компании, которые не хотят вкладываться или пока не имеют ресурсов, чтобы контролировать лимитный трафик», — добавляет Олег Кусь. Так или иначе, стабильный спрос на безлимитный Интернет сохраняется со стороны практически всех типов компаний.

Кризис, по мнению операторов, оказал влияние на их доходы от продажи услуг доступа в сеть Интернет юрлицам. «На корпоративном рынке есть тенденция к снижению ARPU (средний ежемесячный доход от одного абонента. — «КС»), связано это с тем, что многим небольшим компаниям пришлось сократить расходы или вовсе уйти с рынка», — сетует Олег Кусь. «В этот период некоторые компании, безусловно, ставят вопрос о нецелевом использовании Интернета собственными сотрудниками. Большинству перекрыли доступ к таким ресурсам, как «Одноклассники.ру», «ВКонтакте» и прочие социальные сети, а также к online-играм. Практически все ввели ограничения на доступ к тяжелому (видео, аудио) контенту, — делится наблюдениями Максим Свищев. — Тем не менее пока мы не чувствуем снижения спроса на наши услуги, по некоторым показателям, например, объем трафика, мы даже фиксируем рост».

«По нашим наблюдениям, резкого падения спроса нет, — отмечает Надежда Попова из Good Line. — Он снизился по объективным причинам: сокращение расходов и издержек, ликвидация компаний и прочее. Зато возрос интерес компаний к затратам на услуги связи, в том числе Интернет. Руководители стали задумываться, как сократить расходы. И совершенно логично на рынке появились выгодные для них предложения. Обе стороны остались в выигрыше».

Фокус в том, что связь — это не та статья расходов, от которой можно отказаться без ущерба для бизнеса, поэтому спрос на услугу среди корпоративных клиентов стабилен.

Тем не менее операторы заметили, что в современных условиях юридические лица стали внимательнее изучать предложения операторов. «Если в период роста компаний основой выбора оператора связи является качество предоставляемых услуг, то в период кризиса таким фактором становится стоимость услуги», — подчеркивает Александр Перепелица.

Прогнозы

«Тенденция к снижению цен на доступ в Интернет для юрлиц продолжится, однако ожидать такого же резкого роста спроса на безлимитные тарифные планы, какой мы наблюдали в последний год на рынке физических лиц, в сегменте корпоративных клиентов не стоит», — уверен Александр Перепелица.

«Мы полагаем, что будет меняться сама структура спроса на услугу, возможно, компании будут переходить на другие варианты потребления, например, определять временное ограничение или другие скорости», — комментируют в пресс-службе «Ростелекома».

«Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы, многие клиенты ведут серьезную работу над оптимизацией любых непрямых расходов. В большей степени это характерно для мелкого и среднего бизнеса, тогда как для крупных компаний качество предоставления услуг провайдером продолжает оставаться в фокусе», — подводит итог Максим Свищев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ