ТрансКредитБанк: надежный партнер для эффективного бизнеса

Новая экономическая реальность стала для финансовой отрасли проверкой на прочность и возможностью оценить правильность выбранной стратегии. Нам особенно интересен опыт банка, демонстрирующего безусловную устойчивость, рост финансовых показателей и положительную динамику бизнеса. Секретами успеха с корреспондентом «КС» ИВАНОМ ПЕТРОВЫМ поделился управляющий филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в Новосибирске ОЛЕГ ПАВЛИКОВ.

— Олег Анатольевич, сегодня основными критериями выбора финансового партнера становятся его стабильность и надежность. Чем подтверждает ТрансКредитБанк статус надежной кредитной организации?

— ТрансКредитБанк — один из крупнейших национальных банков, системообразующий банк транспортной отрасли России, и это дает нам серьезные преимущества в работе в условиях мирового финансового кризиса.

ОАО «ТрансКредитБанк» создано в ноябре 1992 года. Основной акционер и бизнес-партнер, владеющий 55% уставного капитала банка, — ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»), второй по размеру принадлежащего пакета акций акционер банка — Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние». Это две крупнейшие компании России, одна из которых является естественной монополией. Следовательно, ТрансКредитБанк можно отнести к категории окологосударственных банков, надежность которых гарантируется акционерами.

Железнодорожная отрасль работает стабильно, крупные инфраструктурные транспортные проекты поддерживаются на высшем правительственном уровне. ТрансКредитБанк обеспечивает до 90% расчетов ОАО «РЖД», а также обслуживает (в т. ч. выплачивает заработную плату) большинство сотрудников отрасли.

Высокая надежность банка определяется ориентированностью его бизнеса не на спекулятивные операции на финансовых рынках, а на предоставление услуг предприятиям реального сектора экономики. Руководство банка в своей работе всегда придерживалось принципов минимизации рисков, так как от банка зависит бесперебойность расчетов огромной транспортной монополии, без которой немыслима экономика России.

— Как изменилась политика банка в области кредитования частных и корпоративных клиентов? Какие коррективы внес ТрансКредитБанк в кредитные программы?

— Сразу отмечу, что ТрансКредитБанк кредитование не останавливал, однако в нынешних условиях у банка изменились подходы к выдаче кредитов как физическим, так и юридическим лицам. Что касается юридических лиц, то здесь, во-первых, сместились приоритеты с долгосрочного кредитования на краткосрочное. В условиях нестабильности экономики и банки, и сами заемщики не заинтересованы в «длинных» деньгах, так как сложно сделать прогноз, каким будет финансовое положение предприятия через несколько лет и сможет ли оно исправно гасить кредит. И мы считаем, что в этих условиях новый импульс получит факторинг. Во-вторых, мы более тщательно стали подходить к оценке заемщика. Имеется в виду, что мы подробно анализируем не только деятельность самого заемщика, его финансовое состояние, но и делаем прогнозы по развитию его бизнеса, оцениваем его дебиторов — конечных потребителей продукции и услуг предприятия. В-третьих, ужесточились требования к обеспечению заемщика. Как и многие другие банки, сейчас мы предпочитаем в качестве залога недвижимость. Но в то же время если заемщик проходит по всем другим критериям оценки, мы готовы рассмотреть в качестве обеспечения кредита и товар в обороте.

При кредитовании физических лиц ситуация аналогична — изменились сроки выдачи кредитов и критерии оценки заемщиков.

Помимо подходов к кредитованию, изменились и процентные ставки. Так, с 1 октября 2008 года в банке повысились в среднем на 1–2% годовых ставки по программам потребительского кредитования частных лиц, а также ставки за пользование кредитом для владельцев кредитных карт. Правда, по кредитам, выданным банком до 1 октября, размер процентных ставок не изменился.

Изменение условий выдачи кредитов для клиентов связано с удорожанием внешних ресурсов, привлекаемых банками. Рост стоимости финансовых ресурсов, укорачивание сроков их привлечения диктуют необходимость смещения акцентов с долгосрочного кредитования, в котором обычно заинтересованы клиенты, к кредитованию на сроки до года по всем категориям заемщиков.

— В нынешних условиях многие банки уменьшают свое присутствие в регионах, сокращают сеть обслуживания. Затронули ли эти тенденции ТрансКредитБанк?

— В сентябре 2008 года советом директоров ТрансКредитБанка было принято решение о дальнейшем развитии региональной сети банка. Так, в начале 2009 года были открыты два филиала в гг. Сочи и Казани. Таким образом, на сегодняшний день общее число пунктов обслуживания банка насчитывает 270 офисов в различных регионах страны. В Новосибирске и области их количество составляет восемь, два из которых открыты в городах Барабинске и Карасуке.

— ТрансКредитБанк, по данным ряда российских рейтинговых агентств, входит в Top–10 по объему «карточного» бизнеса. В Новосибирске у банка большое количество банкоматов. Расскажите, как развивается данное направление в сегодняшних условиях.

— Да, действительно, ТрансКредитБанк достаточно активно ведет себя как эмитент и эквайер банковских карт. Банком активно реализуются проекты по организации банковского обслуживания на территориях предприятий — клиентов банка и выплате зарплаты их сотрудникам через банковские карты международных платежных систем Visa и MasterCard. Владельцами карт ТрансКредитБанка по всей России являются более 2 млн частных лиц, около четверти эмиссии карт приходится на Сибирский федеральный округ РФ (СФО), в котором работает восемь региональных подразделений банка с офисами в 25 городах и населенных пунктах региона. Только Новосибирским филиалом ТрансКредитБанка в 2008 году реализовано 120 новых зарплатных проектов на базе банковских карт с предприятиями и организациями области, эмитировано свыше 82 тыс. банковских карт их сотрудникам.

Продолжает активно расширяться инфраструктура обслуживания держателей карт банка по всей стране, в которой в настоящее время работает уже свыше 1850 банкоматов. На сегодняшний день в Новосибирске и области установлено более 60 банкоматов. Практически все банкоматы банка работают в круглосуточном режиме. Помимо традиционного снятия наличных денежных средств, в банкоматах банка держатели карт могут получить широкий спектр услуг. Это и возможность оформить срочные депозиты, оплатить услуги операторов мобильной связи, телевидения, доступа в Интернет, осуществить переводы денежных средств между карточными счетами, открытыми в банке, получить доступ к системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Банк». А в ближайшее время Новосибирский филиал планирует запустить еще и систему оплаты жилищно-коммунальных услуг через банкоматы.

Банк обладает готовыми решениями для предприятий торговли и сервиса по обеспечению приема банковских карт. Одним из самых крупных является проект по организации продаж железнодорожных билетов по банковским картам через кассы ОАО «Российские железные дороги» и через Интернет.

— С какими результатами банк закончил I квартал 2009 года?

— Грамотно разработанная стратегия развития банка обеспечила положительную динамику его бизнеса — за первые три месяца текущего года банк добился роста всех основных финансовых показателей. Так, чистая прибыль, полученная ТрансКредитБанком за I квартал 2009 года, составила 1,9 млрд рублей по сравнению с 0,23 млрд рублей годом ранее; чистые активы банка увеличились до 210 млрд рублей, что в 1,6 раза больше показателя на 1 апреля 2008 года; по состоянию на 01.04.09 кредитный портфель ТрансКредитБанка достиг 135,3 млрд рублей (рост за год — на 44%); объем средств клиентов, размещенных в банке, вырос за год в 1,6 раза и составил 137,3 млрд рублей.

Результаты работы офисов банка, расположенных в СФО, также значительны: за 2008 год совокупная балансовая прибыль офисов банка в СФО увеличилась в два раза, чистые активы превысили показатель 2007 года на 42%, рост кредитного портфеля составил 26%.

Что касается Новосибирского филиала банка, то балансовая прибыль, полученная им, выросла за 2008 год в два раза, активы — на 34%, рост кредитного портфеля составил 17%, объем привлеченных средств клиентов увеличился на 25%.

Хочу отметить, что результаты деятельности ТрансКредитБанка продолжают получать высокую оценку экспертов. Банк имеет кредитные рейтинги авторитетных международных агентств Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service, а по результатам работы за 2008 год ТрансКредитБанк признан самым надежным среди крупнейших банков страны по версии российского журнала «Профиль». Так что наше кредо — надежность, профессионализм, государственный масштаб — с лихвой оправдало себя.

— Какие меры предпринимает банк для дальнейшего успешного развития?

— Увеличение собственного капитала является одной из приоритетных задач ТрансКредитБанка и обеспечивает возможность реализации планов развития бизнеса в условиях нестабильности финансовых рынков.

Еще летом 2008 года было принято решение о формировании банком дополнительной «подушки» ликвидности. Для этого в июне ТрансКредитБанк провел дополнительную эмиссию, в июле разместил облигационный заем на 5 млрд рублей, валютные облигации на 350 млн долларов США. Таким образом, у банка появилось почти 800 млн долларов США дополнительных ресурсов.

Важным событием стало привлечение ТрансКредитБанком от НПФ «Благосостояние» двух субординированных депозитов — в объеме 1 млрд рублей сроком на 10 лет и в объеме 2 млрд рублей сроком на 10,5 года. Привлеченные субординированные депозиты были учтены при расчете величины собственного капитала банка и позволили банку получить возможность привлечения субординированного депозита от Внешэкономбанка в случае необходимости.

Построенная ТрансКредитБанком многоступенчатая система эффективного управления финансовыми рисками позволяет успешно преодолевать трудности. Мы продолжаем своевременно и в полном объеме выполнять все обязательства перед своими клиентами, контрагентами и вкладчиками, добиваясь хороших результатов и расширяя масштабы своего бизнеса.

Сегодня ТрансКредитБанк:

входит в двадцатку крупнейших банков России по объемам основных финансовых показателей;

имеет кредитные рейтинги авторитетных международных агентств Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service;

входит в список кредитных организаций, поручительствами которых могут быть обеспечены кредиты ЦБ РФ, облигации банка включены в ломбардный список ЦБ РФ;

является опорным банком крупнейшего государственного транспортного холдинга — ОАО «РЖД», обеспечивая до 90% расчетов компании;

через собственную сеть региональных офисов обеспечивает финансовый сервис населению более чем в 180 городах и населенных пунктах России;

гарантирует надежность сбережений населения, являясь участником Системы обязательного страхования вкладов (рег. № 416)

Филиал ОАО «ТрансКредитБанк» в г. Новосибирске: ул. Ленина, д. 86,
тел./факс: (383) 229-51-00, 221-54-48

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ