Время перемен

Рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) находится сегодня в достаточно сложном положении — общий спад достигает 17%. При этом уже в ближайшие год–полтора на сибирском рынке ожидаются достаточно ощутимые перемены. Часть компаний уйдет, а наиболее сильные позиции займут прозрачные сети, развивающиеся за счет собственных средств. О своем видении дальнейшего развития рынка и о том, какие антикризисные меры приняты в компании, корреспонденту «КС» ЮЛИИ ПОЛУНИНОЙ рассказал управляющий регионом «Сибирь 1» компании «М.Видео» ВЛАДИСЛАВ УШАКОВ.

— Владислав Андреевич, какова сегодня ситуация на Сибирском рынке бытовой техники и электроники? Как себя чувствуют здесь основные игроки?

— На мой взгляд, данный рынок еще недостаточно заполнен, компаниям есть к чему стремиться и какую нишу занимать. Среди наиболее сильных игроков местного рынка — федеральные компании. Тем не менее у многих из них есть сейчас определенные проблемы с товаром. Прежде всего из-за отсутствия наличных денег. В большей степени это связано с тем, что активы компаний недостаточно высоки, а также со сложностью иерархии структуры управления и взаимодействия финансовых потоков. Понятно, что сегодня поставщики так же, как и ритейлеры, стараются снизить затраты и оптимизировать свои ресурсы. Поэтому с их стороны ужесточились требования по платежам, поставщики сейчас не готовы предоставлять сетям товар без предоплаты.

— Проблема с наличными деньгами актуальна и для вашей компании?

— У «М.Видео» ситуация несколько проще. Мы публичная компания: в начале прошлого года вышли на IPO, и сегодня наши экономические значения гораздо выше, чем у многих других игроков рынка. Также у нашей компании хорошее текущее отношение долга к EBITDA, со значением значительно меньше 1, в то время как в других компаниях нормой считается 3. Деньги, полученные в результате IPO, мы направили на открытие новых магазинов на условиях аренды и на увеличение товарных запасов в связи с расширением сети. Важна и полностью прозрачная отчетность, чего нет в других компаниях.

— Говоря о наиболее сильных игроках сибирского рынка БТиЭ, вы не упомянули региональные компании. Каково их положение сегодня?

— Скажу честно, мы не рассматриваем региональные сети как серьезных игроков современного рынка. Просто потому, что у них магазины несколько иного формата, рассчитанные на другую целевую аудиторию. Поэтому, если раньше наша компания достаточно много времени уделяла анализу деятельности других компаний, в том числе региональных, то сегодня мы этим занимаемся гораздо меньше. Я думаю, уход региональных сетей или их поглощение более сильными компаниями — вопрос времени. Максимум через полтора года на местном рынке останутся только самые сильные игроки.

— Если говорить о поглощении региональных сетей, кому это может быть интересно? Например, со стороны вашей компании есть интерес?

— Сегодня к сибирскому рынку БТиЭ присматривается несколько западных компаний. Среди них, например, «Медиамарт», открывший свои первые магазины в России два года назад. И я не исключаю, что в случае принятия решения о выходе в Сибирь эти компании будут скупать региональные сети для того, чтобы быстро войти в конкретный интересующий их город. Но необходимо уточнить, что для западных компаний принципиально важны площади магазинов (не менее 1000 кв. м) и их расположение. Что касается «М.Видео», мы не планируем никаких поглощений. Тем не менее я не исключаю, что в случае интересных предложений мы встанем на место каких-то магазинов региональных компаний. Но здесь будет индивидуальная работа с каждым конкретным предложением. Ведь у любой сети есть ключевые магазины, расположенные в хороших местах и дающие весомый вклад в общую прибыль компании, а есть магазины, больше работающие на лояльность покупателей к сети. Так вот вторые нам не интересны.

— Каково в целом положение «М.Видео» в Сибирском регионе?

— Ситуацию в целом оценить достаточно сложно, гораздо корректнее сделать это на уровне каждого конкретного магазина. В Сибири у нас есть магазины, которые работают уже несколько лет, а есть, которые открылись только в прошлом году. Например, в Красноярске «М.Видео» появилась в середине 2008 года. В основном наши ожидания воплотились в жизнь, оборот и прибыль по каждому магазину находятся в пределах нормы.

— Как-то корректируете свои планы в связи с кризисом?

— Есть корректировки по срокам открытия новых магазинов, потому что приостановлено строительство ТЦ, в которых мы планировали открыться. Если бы со стороны наших партнеров не было никаких проблем, мы бы продолжали открытия в соответствии с планом. Что касается закрытия магазинов, их пока нет.

— Сегодня многие компании так или иначе сокращают свои издержки. Как обстоит эта ситуация у вас?

— Конечно, сейчас мы более детально следим за своими расходами и проводим оптимизацию бюджетных средств. Но я хочу уточнить, что в большей степени сокращение расходов коснулось технического обеспечения компании. В отношении персонала сейчас у нас нет ни увольнений, ни сокращения заработной платы. Потому что мы понимаем, что грамотные и профессиональные специалисты необходимы для того, чтобы выжить в кризис.

— Изменились ли как-то сегодня покупательские предпочтения?

— Нельзя не отметить, что люди сейчас стали сравнивать цены в разных магазинах, также покупатели стали более чувствительно относиться к различным акциям. В товарных группах наибольшим спросом пользуются различные мобильные устройства: телефоны, фотоаппараты, ноутбуки, игровые приставки. Крупногабаритная техника потеряла свои позиции. Во-первых, потому что покупки такой техники очень сильно завязаны на строительство жилого фонда. А во-вторых, у людей сейчас гораздо меньше возможностей делать крупные приобретения.

— Сегодня практически все участники сибирского рынка БТиЭ проводят бесконечные рекламные кампании и акции. Понятно, что это выгодно для покупателей. А дает ли какие-то преимущества подобная череда различных акций самим компаниям?

— Когда на рынке идет честная конкурентная борьба, это выгодно и покупателям, и самим компаниям. Ведь итог каждого «сражения», каждой акции — захват определенной доли рынка. Сейчас на рынке БТиЭ как раз переломный момент — здесь началась серьезная конкурентная борьба, суть которой в следующем: либо ты откусишь кусочек от конкурентов, либо откусят от тебя. И все это происходит на фоне общего падения рынка. Поэтому череда рекламных акций, которая, конечно, затратна для компаний, — это работа на перспективу. Если во время кризиса компания получит много лояльных покупателей, у нее в итоге увеличится доля рынка.

— Как я поняла, реклама на рынке БТиЭ сегодня просто необходима. А изменился ли подход к ней?

— Хотя рекламные бюджеты компании практически не изменились, поменялись принципы их расходования. В нашей компании наиболее популярна сейчас локальная поддержка новых магазинов. Мы размещаем рекламу на наиболее популярных носителях в каждом конкретном городе (например метро, наружные щиты, местные СМИ), раздаем купоны, подарки. В течение недели после открытия магазина действует существенная скидка на товары — до 50–60%, это очень привлекает покупателей. Помимо этого, «М.Видео», как и многим другим компаниям, сейчас очень важна быстродействующая реклама. Наиболее эффективная — телереклама. Конечно, она весьма дорога, поэтому в определенные моменты мы жертвуем, например, «наружкой» в пользу телевидения.

— Сейчас многие компании (не только работающие на рынке БТиЭ) развивают или планируют развивать собственные интернет-магазины. Насколько это направление актуально и востребовано?

— Несмотря на то что у нашей компании есть интернет-магазин, а в Сибири его открытие планируется в этом году, я не считаю, что данный формат сможет в ближайшие несколько лет вытеснить обычные магазины. Как показывает статистика, продажи через Интернет увеличиваются незначительно. Прежде всего потому, что русские люди в большинстве своем не доверяют покупкам в режиме on-line. К тому же покупателям важен личный контакт, возможность, так сказать, пощупать товар и получить качественную и подробную консультацию. Конечно, с учетом развития интернет-индустрии в регионах и с учетом повышения качества услуг, предоставляемых интернет-провайдерами, количество интернет-продаж будет расти. Но давать какие-то конкретные прогнозы я бы не стал.

— Если говорить о сибирском рынке БТиЭ в целом, что его ждет в ближайшее время?

— Сегодня спад рынка БТиЭ на общероссийском уровне — около 17–20%, и я очень надеюсь, что он не достигнет 25%. По прогнозам наших аналитиков, некий пик кризиса наступит уже в конце этой весны. Что касается сибирского рынка, я уверен, что через год — максимум через полтора, здесь останутся три–пять наиболее сильных игроков. Кто будет входить в этот состав, пока сказать сложно. Но я вовсе не исключаю, что здесь будут компании, пока не представленные на рынке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ