Эра дешевых денег закончилась

Банки «закручивают гайки» в отношениях с клиентами-юрлицами, причем не только в части кредитования. В последнее время подорожали практически все предоставляемые ими услуги. Как следствие, растет число клиентов, которые переходят из банка в банк по причине повышенных тарифов на обслуживание. Чаще всего в роли перебежчиков выступают компании малого и среднего бизнеса.

Кредиты в рост

Как отмечает исполнительный директор сети магазинов «Посуда Центр» Игорь Васюков, самая серьезная индексация коснулась кредитных продуктов. Какие-то банки из-за действительно более дорогого фондирования, а какие-то в силу законов рынка (все повышают, а мы что, хуже?) стали резко увеличивать ставки даже по ранее выданным кредитам: по сравнению с докризисным уровнем ставки уже выросли на 10 и более процентных пунктов. Генеральный директор ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» Андрей Тютюшев добавляет, что постоянное повышение размера процентной ставки продолжается, и в среднем рост составляет 4–5%. Также ужесточаются требования к качеству залогов и растет залоговый коэффициент.

Ряд участников рынка реагировали на вопросы корреспондента «КС» еще более эмоционально. «На мой взгляд, банки сегодня уже просто обнаглели! Процентная ставка по уже взятым кредитам увеличивается в одностороннем порядке. Причем рост идет постоянно. Предприятие при корректировке бизнес-плана закладывает в него одни показатели по платежам, а потом обнаруживает, что их сумма увеличилась. И нередко это выясняется постфактум, после того как деньги уже переведены в счет погашения очередного транша, и банк заявляет: вы опять не доплатили! — возмущается топ-менеджер компании-производителя продуктов питания. — Это очень эгоистичная позиция, когда банк прикрывает свои, так сказать, тылы, не заботясь о состоянии экономики в целом. Если поднимать ставки для корпоративного клиента, предприятие, соответственно, будет закладывать их в себестоимость и повышать цены на свою продукцию. Это все по цепочке даст новый виток инфляции».

В компании «Обувь России» отмечают, что старые банки-партнеры, как правило, продолжают придерживаться индивидуальных правил работы, а вот новые при установке лимитов по кредитам выдвигают ряд условий для сотрудничества. Согласно этим условиям будущий клиент обязан открыть счета в банке, поддерживать обороты на определенном уровне и заказывать комплексное обслуживание по другим направлениям — эквайринг, зарплатные проекты. «Как правило, при изменении ставок по кредитам банки ссылаются на ставку рефинансирования Центробанка, которая повысилась в декабре 2008 года. В том случае, если это прописано в кредитном договоре. Тогда возможно и обратное развитие событий: если ставка рефинансирования понижается, то можно добиться уменьшения ставки по кредитам. У нас был такой опыт», — рассказывает начальник отдела привлечения ресурсов ГК «Обувь России» Оксана Кулагина.

Впрочем, рост стоимости кредитов не может длиться долго, уверен Игорь Васюков, рентабельность капитала многих предприятий гораздо меньше существующих процентных кредитных ставок в 20–25%, и те предприятия, у которых большая зависимость от кредитных ресурсов, фактически несут убытки в надежде на улучшение ситуации. А в условиях падения спроса и сложностей с рефинансированием увеличение процентных ставок по кредитам может привести к возникновению просрочек у банков и даже к банкротству предприятий. Банки тоже осознают опасность «перегибания палки», и в последний месяц наметилась тенденция снижения ставок — в первую очередь за счет того, что курс рубля с февраля 2009 года является устойчивым и не превышает предела бивалютной корзины, установленной ЦБ РФ. Да и цены на нефть стабилизировались. Поэтому и банки, ранее получившие сверхприбыли на росте курсов доллара и евро, теперь начинают направлять ресурсы на свой основной источник доходов — кредитование, но кредитная политика большинства банков по-прежнему остается очень жесткой и консервативной.

Что осталось от щедрости?

Повсеместно наблюдается рост тарифов на расчетно-кассовое обслуживание (РКО), оформление платежек, на услуги «Интернет-Банк» и «Банк-Клиент» и т. д. По наблюдениям генерального директора ЗАО «БФК» Максима Якубенко, основное увеличение тарифов произошло еще в ноябре–декабре прошлого года.

Тарифы повысились во всех банках, но увеличение прошло по разным позициям и на разную величину. Например, в одном из банков стоимость обработки платежного поручения осталась на прежнем уровне, но стоимость обслуживания по системе «Клиент-Банк» увеличилось на 50%, в другом банке, наоборот, оплата за обработку платежного поручения выросла на 100%, но тарифы на обслуживание по системе «Клиент-Банк» не изменились. Практически во всех банках произошло увеличение тарифов на выдачу справок по запросу клиентов. Андрей Тютюшев также констатирует, что банки вводят дополнительную комиссию или увеличивают действующие — в среднем на 0,5%.

«Если раньше многие банки открывали счета и предоставляли услугу «Клиент-Банк» бесплатно (в целях привлечения клиентов), то за последние полгода такой «щедрости» я уже не встречал, — заявляет и Игорь Васюков. — Выросли тарифы практически на все — от стоимости проведения платежек до комиссии за справку. Иногда в 2–3 раза. Увеличились комиссии за проведение платежей в неоперационное время (при этом операционное время в некоторых банках сократилось до 15.00), а скорость зачисления денег внутри региона, наоборот, снизилась (каждый банк стремится попозже отправить деньги и попозже зачислить). По-видимому, эра «дешевых» денег, когда банки сами бегали за клиентами и чуть ли не навязывали получение кредита, закончилась».

Впрочем, ряд участников рынка заявляет, что проводимую в банках индексацию тарифов на услуги могут назвать значимой только компании с небольшим оборотом бизнеса. По словам финансового директора крупной компании, работающей на рынке ритейла, если корпоративный клиент не держится за каждую копейку в бюджете и банки не вводят неоправданно высокие тарифы, то все эти повышения не очень важны и почти не заметны. «При большом объеме платежек компании выгоднее заключить с банком безлимитный тариф, и тогда она сможет существенно сэкономить. Кроме того, некоторые кредитные организации предоставляют своим постоянным и проверенным клиентам возможность произвести предоплату по фиксированной ставке. Это также защищает интересы компании в плане оптимизации расходов, — поясняет собеседник «КС». — Гораздо серьезнее индексация ударила по малому и среднему бизнесу, где идет подсчет доходов и расходов на уровне собственного кошелька».

Акценты сместились

Опрошенные КС участники рынка считают тенденцию роста тарифов на услуги вполне объяснимой. Из-за сокращения кредитных программ произошло падение процентных доходов, которые ранее составляли львиную долю доходов банков. Рост просрочки, ужесточение требований по резервам на возможные потери, проблемы с формированием ресурсной базы…. Все это вынуждает банки искать новые источники доходов для того, чтобы заработать и содержать инфраструктуру. "При снижении основного источника дохода банки начинают оптимизировать как затратную составляющую (сокращения штата, уменьшение з/п, общехозяйственных расходов и т.п.), так и доходную часть, не связанную с кредитованием, — попросту увеличивают тарифы на РКО", — констатирует исполнительный директор сети магазинов "Посуда Центр" Игорь Васюков.

Еще одна причина повышения комиссионных доходов, по словам управляющего филиалом "Новосибирский" банка "ГЛОБЭКС" Василия Ожередова, изменение внутренней политики банков и введение определенных "заградительных" тарифов, например, на снятие наличных с вкладов, других счетов и карт, противодействие "обналичиванию" и решение каких-либо внутренних задач. "Например, мы по своей инициативе ввели плату за открытие расчетного счета, которая составляет 1000 руб. Сделано это в целях противодействия открытию "одноразовых" фирм, — заявляет Ожередов. — В тоже время в нашем банке снижены тарифы по зарплатным проектам". В Посуда Центре так же отмечают, что в рамках зарплатных проектов тенденция роста ставок не наблюдается. Наоборот, в борьбе за ресурсы банки идут на уступки вплоть до отказа от комиссий.

Заместитель директора по развитию Новосибирского Муниципального банка Дмитрий Березовский заявил о появлении еще одной тенденции. С первого квартала текущего года большинство банков установили льготные тарифы на открытие счетов и получение сопутствующих услуг для новых клиентов. Тем самым банки пытаются нарастить клиентскую базу и зарабатывать на последующем обслуживании. "С начала года мы также провели несколько акций для клиентов-юридических лиц, связанных с льготным открытием расчетных счетов и приуроченных к различным праздникам и знаменательным датам. В апреле планируем проведение акций по льготному открытию расчетных счетов в наших дополнительных офисах, а также по установлению скидок на проведение платежей для наших клиентов", — добавляет банкир.

Стимул к миграции или повод для переговоров?

Некоторые участники рынка уверены, что индексация тарифов в банке отнюдь не является причиной для немедленной смены партнера. «Если у организации большой оборот по счетам, то смена банка и как следствие изменение расчетного счета будут для нее большой головной болью. Если у нее открыта в банке кредитная линия — тем более. Сейчас не та ситуация, чтобы фыркать и хлопать дверью перед носом кредитора, — заявляет финансовый директор компании, работающей на рынке ритейла. — Хотя с другой стороны, компании и не обязаны входить в положение банка, который стал меньше зарабатывать на кредитах и теперь лихорадочно изыскивает другие варианты замещения доходов. Но в большинстве ситуаций сегодня индексация — это повод поворчать, не более того». В Новосибирском Муниципальном банке также пояснили, что предприятия и индивидуальные предприниматели, пользующиеся более широким спектром услуг, нежели стандартный пакет РКО (зарплатный проект, кредитование и др.), имеют другие приоритеты и из-за незначительного повышения стоимости платежного поручения или стоимости обслуживания расчетного счета не готовы сменить банк, обслуживающий счета организации.

В то же время собеседники «КС» отмечают, что компаниям МСБ, а также индивидуальным предпринимателям с несколькими расчетными счетами, ограниченным кругом партнеров и клиентов принять решение гораздо проще, и они чаще всего мигрируют в те банки, которые предлагают более интересные условия. В частности, в ГЛОБЭКСБАНКе «КС» заявили, что хорошо замечают волну клиентов, которая идет из каждого банка, повысившего тарифы. Но признались, что количество таких клиентов не так уж велико.

«Те банки, которые чувствуют себя достаточно неплохо, своих клиентов сохранили. Например, мы продолжаем работать с такими крупными банками, как Сбербанк, Газпромбанк, хотя и у них ставки по кредитам непомерно высоки. Просто в сложившейся ситуации на рынке банковских услуг предприятие практически не имеет возможности сменить банк-партнер, если он готов выдавать займы, — комментирует ситуацию Андрей Тютюшев. — Но есть и такие кредитные учреждения, которые уже потеряли клиентов. Частично потому, что испытали затруднения с выдачей новых займов. Частично из-за того, что повысили проценты за обслуживание. Так, мы отказались от работы с некоторыми банками из-за повышения стоимости обслуживания и отсутствия у них необходимых сумм для кредитования».

Тем не менее, несмотря на возникающие в процессе работы банков и клиентов сложности, опрошенные «КС» участники рынка рекомендуют «не рубить с плеча». Игорь Васюков советует прежде чем менять партнера из-за увеличившихся тарифов на РКО, сначала обсудить данную проблему с банком. У большинства из них есть возможность менять стандартные условия в некоторых пределах, поэтому во время обсуждения может быть найден компромиссный вариант. В «Обуви России» также считают, что если банк и компания сотрудничают в течение долгого времени, то банк вряд ли пойдет на резкое изменение условий. Как правило, все вопросы, в том числе и об изменении ставок, решаются путем переговоров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ