Количество российских авиаперевозчиков, перешедших на продажу электронных авиабилетов, стремительно растет. На сегодняшний день более 30 компаний объявили о полной отмене традиционных бланков, и, по мнению специалистов, уже с 2010 года такая практика станет повсеместной. Электронный документ, дающий право на полет, невозможно потерять, случайно испортить или выбросить, забыв, что он — еще и билет в обратную сторону. Все это несомненные плюсы нововведения. Многие авиакомпании решили пойти дальше, отказавшись не только от традиционных билетов, но и от услуг агентств, занимающихся их распространением.
«Для экономии ваших средств и времени рекомендуем покупать электронные билеты на нашем сайте», «удобнее всего забронировать и оплатить электронный билет на сайте нашей авиакомпании, сэкономив таким образом не только время, но и деньги» — такие обращения стали все чаще встречаться в Интернете. Если пассажир с помощью несложных манипуляций способен самостоятельно забронировать место в самолете и оплатить перелет посредством пластиковой карточки, для чего тогда вообще эта громоздкая инфраструктура, увеличивающая объем накладных расходов? Агентское вознаграждение полностью упразднено компанией «Аэрофлот», авиакомпания «Сибирь» снизила вознаграждение с 7% до 5%, «Трансаэро» — с 7% до 3%. Все идет к полной отмене вознаграждения.
«Процедура бронирования и покупки очень проста, в среднем она займет у вас не более 5–10 минут и состоит из пяти шагов: поиск подходящего рейса и тарифа, оформление заказа, оплата авиабилета, подтверждение бронирования и оплаты, оформление премиальной перевозки», — находим на одном из сайтов. Потенциальный покупатель, ознакомившийся с 23-страничной инструкцией по порядку покупки авиабилета и безошибочно выполнивший все, что от него требуется, едва ли будет в полной мере удовлетворен полученным результатом, узнав, что стоимость перелета по тому же маршруту, но на самолете другой авиакомпаний обошлась бы ему гораздо дешевле. Прежде чем осваивать процедуру бронирования ему стоило бы подробно изучить сайты 10–15 крупных авиакомпаний, что сравнимо со временем самого авиаперелета.
Информацию обо всех выполняемых рейсах и о стоимости билетов можно получить лишь в крупных агентствах по продаже билетов, не заинтересованных в лоббировании интересов отдельного авиаперевозчика. Сами же перевозчики, если и владеют такой информацией, предпочитают не делиться ею с пассажирами, поскольку их главная цель — загрузить свои провозные мощности. Позвонив в несколько крупных авиакомпаний и агентств, узнаем, сколько будет стоить перелет по маршруту Новосибирск–Москва–Новосибирск, дата вылета — 16.04, возвращения — 25.04. В собственных кассах авиакомпаний нам сообщают: «Трансаэро» — 13 645 руб., «Сибирь» — 11 640, «Аэрофлот» — 11 126 руб. Цены агентств также различаются: компания «ТУРИНФО группа РФР» предлагает билеты на самолеты «Аэрофлота» за 11 176 руб., «Сибирское агентство воздушных сообщений» (САВС) предлагает такие же билеты за 10 776 руб. За счет чего так отличается цена?
«Мы ввели сбор для пассажиров по тем компаниям, у которых вознаграждение равно 0%, однако он у нас минимальный. Если равноценный сбор в самой компании «Аэрофлот» заявлен от 350 до 800 руб., то у нас он равен 300 руб. Эта сумма и указана на нашем сайте в системе бронирования», — поясняет генеральный директор САВС Александр Сюзяев. По его словам, обращение в независимое агентство позволит пассажиру получить полную информацию и принять решение о выборе перевозчика без какого-либо нажима со стороны, поскольку кассир агентства не заинтересован отдавать кому-либо предпочтение, его задача — подобрать оптимальный из существующих вариантов.
Разница в цене на билеты одной и той же компании определяется величиной дополнительных сборов. До последнего времени стоимость проданного билета автоматически включала тариф, утвержденный в центре расписания тарифов и фиксированное вознаграждение агента. Тогда все операторы находились на рынке в одинаковом положении, а для пассажира не имело большого значения, где покупать билет — в авиакомпании или агентстве. Однако после того как Транспортно-клиринговая палата (ТКП, исполнительный орган Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте РФ) объявила об отмене обязательного вознаграждения, агенты стали сами определять размер дополнительного сбора. В противном случае они вынуждены были бы отказаться от продажи билетов вообще. Именно так произошло с авиакомпаниями Lufthansa и ее «дочкой» Swiss International Airlines, заявившими в начале 2008 года об отмене агентского вознаграждения. Больше половины израильских турагентов заявили тогда об отказе продавать билеты на их рейсы, пообещав рекомендовать клиентам приобретать билеты других перевозчиков. Lufthansa и Swiss в свою очередь напомнили, что отмена комиссионных — обычная модель продажи билетов на рынке авиаперевозок США и Европы и что агенты лишь выиграют от новой политики, перекладывая оплату сервисного сбора на своих клиентов. Тем не менее за восемь месяцев до номинальной отмены комиссионных, продажи билетов Lufthansa и Swiss в Израиле упали.
Россия фактически повторяет путь, пройденный США, где электронный билет был введен 10 лет назад и за отменой фиксированного вознаграждения последовало полное изменение структуры продаж — 50% небольших агентов перестали существовать, поскольку при малых объемах выручки стоимость их услуг оказалась слишком высока, а величина установленных сборов не позволяла на равных конкурировать с ведущими операторами рынка. Несмотря на доступность заказа билетов через Интернет, крупные агентства не остались без работы — пассажиры по-прежнему продолжают пользоваться их услугами. Причина этого — высокий уровень подготовки кассиров, позволяющий минимизировать затраты времени на приобретение билетов.
Особенность продажи авиабилетов — наличие нескольких систем бронирования: «Сирена-Трэвел», Amadeus, Galileo, Gabriel, — которые дают возможность выбора оптимального тарифа, с учетом специальных предложений от российских и зарубежных авиакомпаний, причем далеко не все авиаперевозчики размещают свои билеты в каждой из этих систем. Крупные же региональные агентства, напротив, подключены ко всем системам бронирования, что позволяет им минимизировать затраты на оформление билетов. Время, затрачиваемое на подбор, в первую очередь определяется опытом и уровнем профессионализма кассира, чем какими-то другими факторами. В агентствах с большим потоком оператор знает тарифы компаний наизусть. Всего на российском авиарынке трудятся около 16 тыс. кассиров, количество ошибок, которые они допускают, минимально. По данным ТКП, число претензий на 15 млн проданных билетов в год не превышает тысячи, при этом по вине кассиров ошибок не более двухсот. При самостоятельном заказе билетов через Интернет ошибки неизбежны.
Как приобрести билет по выгодному тарифу? Специалисты рекомендуют не торопиться с покупкой. Зайдя в ближайшую авиакассу, можно узнать, сколько будет стоить перелет, и затем обратиться к крупному оператору, ведущему продажу с минимальным размером комиссионных. Другой вариант — обратиться на сайт, обеспечивающий в режиме on-line информацию о тарифах любой авиакомпании — участника Глобальной распределительной системы (ГРС). Здесь можно узнать, какова на сегодняшний день реальная стоимость перелетов без дополнительных сборов (например на www.savs.ru) и исходя из этой информации принять решение, чьими услугами воспользоваться. На сайте делается подбор маршрутов практически по всем существующим рейсам. Еще более простой способ — позвонить по телефону единой круглосуточной справочной (в Новосибирске — 056) или на бесплатную линию — 8-800-2001-056.
I квартал года — это так называемый низкий сезон в сфере авиаперевозок. По данным Росавиации, за январь–февраль 2009-го российскими авиакомпаниями было перевезено около 4,8 млн пассажиров, что на 19,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная причина снижения объемов — финансовый кризис. Электронное билетооформление — прямой путь сокращения эксплуатационных расходов авиаперевозчиков и агентств. Оно позволяет сэкономить сотни миллионов долларов, а следовательно, увеличить приток пассажиров. И все же если каждое из авиапредприятий пойдет по пути формирования собственной инфраструктуры заказа, доставки и бронирования билетов, отправки пассажира в аэропорт, едва ли это позволит снизить стоимость авиабилетов, скорее совсем наоборот.