Во время кризиса все задумываются об оптимизации производства. Для компаний, имеющих в своей структуре непрофильные активы, это еще и время оценить целесообразность их содержания. Какие «непрофили» не станут тяжким бременем для основного бизнеса и как избавиться от предприятия, которое оказалось балластом?
Правильный «непрофиль»
Несомненно, ставить знак равенства между понятиями «кризис» и «продажа непрофильных активов» нельзя. Любая продажа диктуется прежде всего тем, какую роль предприятие играет в структуре холдинга. Выигрывают те компании, которые выбирают «правильные» непрофильные активы — те, которые не потянут на дно, а помогут сохранить баланс.
«В нашей практике очень много случаев, когда непрофильные активы приобретались для оптимизации деятельности компании. Вот эти примеры: производитель сырья (например смолы) приобретает компанию, специализирующуюся на производстве конечных продуктов — изделий из пластмассы. Или сеть розничной торговли приобретает дистрибьюторскую компанию. В обоих случаях это дает свой положительный эффект, — говорит руководитель департамента сопровождения сделок с капиталом компании «БКС Консалтинг» Дмитрий Балин. — И не стоит думать, что в условиях кризиса такие сделки невозможны — напротив, для стабильных компаний в ряде случаев самое время приобретать непрофильные активы».
В частности, компания «Евросеть» продолжает развивать направление «Евросеть-Логистик», которое выросло в самостоятельную структуру из отдела, обслуживающего нужды компании. «В Сибирском федеральном округе мы работаем с самыми удаленными городами Красноярского края и Иркутской области. Один из наших заказчиков — это DHL, — сообщила в разговоре с «КС» PR-менеджер сибирского филиала компании «Евросеть» Ирина Кичкайло. — В данный момент мы видим для себя удачную возможность для существенного увеличения имеющейся доли рынка логистических услуг в СФО».
По ее словам, система работы этой компании отлажена, и ее эффективность проверяется ежедневно. Поэтому риски «Евросеть-Логистик» при масштабном выходе на рынок минимальны. «Более того, кризис мы расцениваем как весьма подходящий для этого момент, — говорит Кичкайло. — На рынке много действующих логистических операторов, но немногие могут осуществлять складскую обработку для обслуживания розничных клиентов с огромной номенклатурой товаров и немногие обладают опытом оптимизации издержек в логистике для торговой компании, что сейчас весьма актуально. Диверсификация бизнеса, не требующая затрат, будет только способствовать росту доходности компании».
Еще один пример попытки вложить деньги в стабильную отрасль — заявление АПК «Велес» (дочерней структуры компании «Сибнефтегаз», созданной в августе прошлого года) о начале реализации крупного сельскохозяйственного проекта в Новосибирской отрасли. Компания заявила о намерении вложить порядка 1 млрд рублей в развитие Чановского, Убинского и Каргатского районов, построив на их территории пять мегаферм и завод по переработке молока. Мнения большинства экспертов сошлись на том, что компания, работающая на нефтяном рынке, решила снизить риски при помощи создания «непрофиля» в более стабильной сельскохозяйственной отрасли.
Неправильный «непрофиль»
В том случае, если непрофильный актив был выбран неправильно или просто «не подошел» компании, от него лучше избавиться. И новая экономическая ситуация вскроет реально существующие проблемы и укажет на наличие балласта.
В частности, «ПАВА», пересмотрев стратегию развития компании в сторону упрощения структуры холдинга (его решено сделать вертикально интегрированным), начала избавляться от лишних предприятий, в числе которых, к примеру, оказался «Зауральский крекер», ранее называемый одним из наиболее важных активов группы компаний. «Мы сосредоточимся на производстве муки, круп, мелкой фасовки, масла зародыша, экспортных поставках муки. Кроме того, останутся аграрный бизнес и глубокая переработка. То есть технологическая цепочка. «Зауральский крекер» в данную цепочку не встраивается, и мы решили от него избавиться как от непрофильного актива», — пояснила директор департамента рекламы и PR ГК «ПАВА» Марина Рохманова в ответ на вопрос о необходимости продажи курганского предприятия.
«Непрофиль» для компании, которая пострадала в текущих условиях сильнее других, действительно непосильная ноша, от которой стоит избавиться. Хотя тут тоже надо понимать, что сейчас вероятность самой продажи, а также продажи по докризисной цене будет низкой», — утверждает Дмитрий Балин.
Одними из первых распродавать непрофильные активы начали строительные компании. В частности, алтайское ООО «Производственно-инвестиционная корпорация «ПИК» выставило на продажу торговые и офисные помещения, непрофильные производственные базы, ресторан «Арго», два спортивных зала, санаторий «Эдем» в Белокурихе. «Продажа непрофильного бизнеса позволит достроить незавершенные объекты. Я бы назвал этот шаг реальной оценкой собственных сил в сложившейся ситуации финансового кризиса», — сообщал в то время прессе директор корпорации Владимир Мудрик.
Избавилась от убыточного хозяйства «Сибирское земледелие» в Болотнинском районе компания «Синар» (основной профиль деятельности — изготовление одежды). Впрочем, по утверждениям руководства компании, продажа «Сибирского земледелия», которое занимается животноводством, выращиванием зерновых и производством молока, никак не была связана с экономической ситуацией. «Решение избавиться от этого актива возникло задолго до кризиса и с ним не было связано никак. Первоначальные планы, связанные с диверсификацией бизнеса, были одни, но проходит время, люди оценивают результаты и принимают решение, оставлять актив или нет», — сказал в разговоре с «КС» исполнительный директор ОАО «Синар» Алексей Ширяев. «Синар» приобрел сельскохозяйственное предприятие в 2003 году. Тогда гендиректор «Синара» Алексей Елезов объяснял покупку желанием доказать самому себе, что он сможет эффективно управлять бизнесом в сельском хозяйстве. Не получилось. С 2004 года хозяйство работает в минус, в 2007 году чистый убыток достиг 4,125 млн руб. при выручке 10,384 млн руб.
Еще одним вариантом отойти от управления активом является вывод его на аутсорсинг. В этом случае актив не требует большого внимания со стороны руководства компании и приносит ощутимую пользу.
Например, ОАО «Сибирьтелеком», оптимизируя затраты, выводит на аутсорсинг ряд непрофильных направлений, в числе которых автотранспортные услуги. Обращение к аутсорсерам рассматривается как возможность использовать услуги профессионалов в узких областях, сократить издержки предприятия на непрофильные виды деятельности, снизить затраты на обучение специализированного персонала и содержание технической материальной базы. «Перевод на аутсорсинг транспортных услуг «Сибирьтелекома» обусловлен целым рядом причин. Это и объективное требование времени, и острая производственная необходимость, так как содержать внутри своего предприятия непрофильный автотранспортный комплекс достаточно дорого — требуются серьезные инвестиционные вложения в эксплуатацию и обновление автопарка, — сообщил «КС» генеральный директор ОАО «Сибирьтелеком» Александр Исаев. — «Сибирьтелеком» начал приобретать на рынке транспортные услуги по оптимальным ценам. Всем бывшим сотрудникам-водителям было предоставлено право перейти в аутсорсинговую компанию с сохранением среднего уровня заработной платы. Региональные подразделения транспортной компании «ВЕКТОР» (которая теперь предоставляет транспортные услуги компании «Сибирьтелеком») возглавили бывшие руководители автотранспортных цехов, что также позволило легче адаптироваться персоналу на новом предприятии и сохранить сформированную годами схему организации бизнеса».
Все не так просто
Избавляться от непрофильных активов во время кризиса стоит только в том случае, если положение компании крайне нестабильно, вследствие чего ее акционеры не могут позволить себе содержать «непрофиль» еще хоть какое-то время. Или же если само непрофильное предприятие настолько убыточно, что оно может потянуть на дно весь бизнес. Не секрет, что стоимость большинства предприятий сейчас столь мала, что вряд ли компания сможет заработать на продаже актива. Кроме того, сегодня очень сложно найти инвестора, готового «подхватить» предприятие, от которого прежний владелец решил избавиться. Процесс продажи может затянуться. В том случае, если предприятие и до кризиса работало с убытком, найти желающих вкладывать в него инвестиции сейчас окажется еще меньше.
«Приведем в качестве примера рынок производственных площадок (земля, здания, оборудование) — предложение в разы превышает спрос, поэтому глупо рассчитывать, что посредственный объект имеет реальный шанс быть проданным, — считает Дмитрий Балин. — Шансы продать объект повышаются, если в отрасли существует сильный консолидатор, если продаваемый бизнес хотя бы по ряду оснований обладает значительными преимуществами в сравнении с конкурентами, если выставляемая цена плюс-минус соответствует ожидаемой оценке покупателя. В зависимости от размера бизнеса, отрасли, ситуации у головной компании также могут быть актуальны вопросы его реорганизации (почему бы не объединить, к примеру, свой «непрофиль» с таким же или более крупным бизнесом — возможно, удастся не только пережить кризис, но и вывести новое СП на более высокий уровень), ликвидации (при «гладкой» ликвидации учредитель получит оставшееся после расчетов с кредиторами имущество, при недостаточности имущества — уйдет в банкротство), отдать бизнес за долги профильной, головной компании».