«РУСАЛ Ачинск» перестарался с GR

На этой неделе получил развитие конфликт между «РУСАЛ Ачинском» и его перевозчиком — компанией «В-СибПромТранс» (ВСПТ). РУСАЛ, публично заявивший, что ВСПТ мешает работать с новым партнером — Первой грузовой компанией, — подключил к разрешению конфликта власти и контролирующие инстанции. Однако вмешательство властей и ведомств уже обернулось дополнительными проблемами для конфликтующих сторон. А в антимонопольной службе считают, что точка в истории еще не поставлена, и не исключают возможности возбуждения нового дела.

Как уже сообщал «КС», пытаясь сэкономить на отгрузках сырья для Ачинского глиноземного комбината, РУСАЛ нашел ВСПТ замену: «дочка» «РЖД» — Первая грузовая компания (ПГК) — предложила ему тариф на 15% дешевле. Однако «В–СибПромТранс» — компания, близкая оператору «Красопергруз», — как собственник части подъездных путей отказался загружать вагоны Первой грузовой компании.

14 апреля «КС» сообщили в РУСАЛе, что Ачинский глиноземный комбинат из-за отказа ВСПТ в погрузке руды оказался в чрезвычайной ситуации и может быть остановлен. РУСАЛ разослал жалобы во все контролирующие инстанции, обратился с просьбой о помощи в разрешении конфликта к краевым властям.

Между тем уже на этой неделе у участников громкого конфликта возникли дополнительные неприятности. 15 апреля РУСАЛ и ПГК вместе с «РЖД» стали фигурантами дела, возбужденного Федеральной антимонопольной службой по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции». Согласно информации ФАС, дело было возбуждено в результате расследования в отношении группы лиц — ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Первая грузовая компания» — дочернего общества ОАО «РЖД», а также ОАО «РУСАЛ Ачинск». Основанием для проведения расследования стало заявление ООО «Красопергруз». Заявитель утверждал, что согласованные действия ответчиков направлены преимущественно на вытеснение его с рынка транспортно-экспедиционных услуг. Планируется, что дело будет рассмотрено в мае.

В РУСАЛе заявляют, что не понимают сути претензий: «Между Ачинским глиноземным комбинатом и Первой грузовой компанией нет и не может быть сговора, так как речь идет только о свободном выборе оператора перевозок, предусмотренном законодательством и рыночными отношениями, — заявил «КС» представитель РУСАЛа. — Договор АГК с прежним оператором перевозок — «Красопергрузом» — после окончания срока действия не был продлен, с соответствующим уведомлением об этом за месяц до окончания контракта». В Первой грузовой компании заявили, что вообще ничего не знают о претензиях ФАС.

Но на этом претензии инстанций к конфликтующим не закончились. В дело вмешалась Западно-Сибирская транспортная прокуратура, которая огласила результаты своей проверки. Выяснилось, что в конфликт сторон вмешивалась и Красноярская железная дорога, пытаясь помочь Первой грузовой компании начать работу с новым заказчиком: «05.04.2009 Красноярской железной дорогой на ст. Дубинино был остановлен отправленный со ст. Ачинск-2 до ст. Кия-Шалтырь порожний состав ООО «Красопергруз», а тепловоз освобожден для состава ОАО «Первая грузовая компания». Составы ООО «Красопергруз» также были остановлены Красноярской железной дорогой 5 и 6 апреля на ст. Красная Сопка. Таким образом, Красноярская железная дорога умышленно воспрепятствовала отправлению вагонов ООО «Красопергруз» под погрузку руды, действуя в интересах ОАО «Первая грузовая компания», установившего для ОАО «РУСАЛ Ачинск» цены, имеющие признаки монопольно низких». Прокуратура сделала вывод, что, преследуя свои коммерческие интересы, ОАО «РУСАЛ Ачинск», ОАО «В–СибПромТранс» и Красноярская железная дорога не предпринимают действенных мер, направленных на разрешение экономического спора.
Впрочем, в тот же день стороны нашли способ договориться. Первая грузовая компания сообщила, что приступила к перевозкам нефелинового концентрата на Ачинский глиноземный комбинат: первые 52 вагона ПГК с нефелиновой рудой прибыли на станцию Ачинск-2. Как говорят в РУСАЛе, этому способствовало совещание в правительстве Красноярского края по вопросу ситуации с погрузкой руды для АГК.

«Благодаря вмешательству и жесткой позиции со стороны правительства достигнуты договоренности по ключевым моментам, — сообщили в РУСАЛе. — Перевозки будут осуществляться на одинаковых по стоимости и по объему условиях двумя операторами — Первой грузовой компанией и компанией «Красопергруз», в соответствии с условиями, предоставляемыми РУСАЛу Первой грузовой компанией. Решение закреплено протоколом, на основании которого в течение двух дней должны быть подписаны соответствующие соглашения между компаниями — участниками совещания».

Однако ставить точку в конфликте еще рано.

«Если по итогам совещания в администрации края составлен протокол такого содержания, как это преподносит РУСАЛ, — что стороны достигли соглашения о разделе рынка, да еще и по рекомендации властей, то это означает, что, скорее всего, мы возбудим дело о нарушении ст. 16 закона «О защите конкуренции» в отношении сторон, подписавших этот документ, — считает замруководителя Красноярского управления ФАС России Олег Харченко. — Но насколько нам известно, ВСПТ пошел на определенный компромисс с РУСАЛом не под влиянием чиновников, а после того, как РУСАЛ, «РЖД» и Первая грузовая компания согласились на выполнение своих обязательств. Во-первых, начали гасить образовавшуюся перед ООО «Красопергруз» задолженность, во-вторых, был приведен в порядок подвижной состав, то есть перестали пытаться прогнать по участку технически неисправные полувагоны.

А эффективного участия каких-либо чиновников в разрешении этого вопроса мы не зафиксировали. Некоторые действия выглядели неубедительно и суетливо».

В правительстве Красноярского края подтвердили, что итогом совещания стало подписание сторонами протокола, в котором оговариваются дальнейшие условия работы по погрузке и перевозке руды. «В данном случае власть выступила стороной, которая усадила конфликтующие стороны за стол переговоров», — сообщила пресс-секретарь председателя правительства Красноярского края Татьяна Рябкова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ