Фабриканты виртуальных мнений

Новосибирск слывет городом самых словоохотливых блогеров. «Яндекс» подсчитал, что в среднем на интернет-дневник новосибирца приходится более 40 сообщений — по этому показателю сибирякам удалось обскакать даже Москву и Петербург. В Новосибирске давно сформировалась своя элита блогосферы. Однако вырваться за узкие рамки обсуждения тем, интересных лишь активным пользователям Интернета, удается единицам блогеров. Поэтому влияния на мнения реального общества сибирская виртуальная элита до сих пор не приобрела.

Источник новостей

Темам, которые будоражат умы активных пользователей Интернета, нечасто удается вырваться за рамки виртуального мира. «Как правило, это происходит, когда блоги становятся источником новостей для информагентств и СМИ», — поясняет «КС» руководитель региональной редакции РИА «Новости» Александр Куприянов (Москва). Массовые волнения, стихийные бедствия, катастрофы, случаи вопиющей несправедливости — это основной круг тем, которыми блоги привлекают информагентства, что приводит к появлению материалов в СМИ.

«Информация о слепом инвалиде, которого не пустили на борт самолета авиакомпании S7, сначала появилась в блогах. За них зацепились информагентства, проверили и расширили информацию; она вышла на федеральный уровень и повлекла за собой большое количество журналистских материалов, — рассказывает Александр Куприянов. — Другой случай — катастрофа самолета компании «Аэрофлот-Норд» в Перми в сентябре 2008-го. Пять человек написали у себя в дневниках, что из окон своих квартир видели, как падает самолет. Другие рассказывали в Сети, что в этом самолете летели их родственники; кто-то сообщил о том, что в аэропорту упавший самолет все еще указан на табло в списке прибывающих, его ждут до сих пор!»

Такие сообщения блогеров становятся отправной точкой для работы репортеров. В случае с авиакатастрофой в Перми записи блогеров практически сразу выдавались в эфир и на центральных телеканалах. СМИ использовали блогеров как очевидцев события — Интернет дал возможность оперативно их найти. Еще в 90-е годы такое количество информации от свидетелей катастрофы собрать было вряд ли возможно.

Битва за столицу

Риторические вопросы, поднимаемые блогерами, — вроде извечного спора о том, какой город может по праву называться столицей Сибири, — неожиданно вызывают огромный резонанс интернет-пользователей. Жаркий спор разгорелся в дневнике известного новосибирского блогера Ильи Стахеева после того, как 14 апреля в своем «Живом журнале» (zepp.livejournal.com) он коснулся темы отношений между Новосибирском и Красноярском. Стахеев сравнил их с отношениями между старшим и младшим братьями в семье. «Несмотря на то что возрастом Красноярск старше, но во многом его поведение относительно Новосибирска — это поведение маленького гопника к своему взрослому старшему брату, который его, дурака, любит и обижать не станет, просто лишний раз посмеется», — резюмирует Илья Стахеев в своем дневнике.

За неполные сутки это сообщение «обросло» почти 40 комментариями — солидный результат для сибирских блогов. Некоторые комментарии демонстрируют накал страстей. «Я вот тоже перед красноярцем за Новосибирск порву, — пишет ЖЖ-пользователь fassolinka (орфография и пунктуация сохранены). — Мы с ними до крови деремся. Драка останавливается, когда я начинаю подвывать «а у нас, а у нас»… — у нас метро есть. Такой вот единственный аргумент». Любопытно, что некоторые красноярские пользователи, первыми откликнувшиеся на полемику, поспешили заявить о своем спокойном отношении к этой дискуссии.

Илья Стахеев однако развивает тему, высказав в своем ЖЖ критику инициативы властей Казани, объявивших свой город третьей столицей страны. «Казанские чиновники занялись брендебилдингом и запатентовали словосочетания «третья столица России» и «третий город России», — сообщил Стахеев. — Этот факт мне доставил немало, я весь замер в предвкушении того идиотизма, который грядет. Я уже готов предложить городу Искитиму запатентовать словосочетание «пятая столица России». Почему пятая? Ну во-первых, четвертое место всегда несет оттенок неудачника — не смог влезть в тройку призеров. А пятое — нормальное». Мнение зацепило виртуальную публику.

По словам управляющего партнера PR-агентства Imagine PR Ильи Кабанова, в блогосфере вообще часты споры «за столицу Сибири»: кроме красноярцев и новосибирцев, к ним подключаются томичи с омичами, иногда за дело берутся и барнаульцы. «Можно создать отдельный блог, посвященный исключительно такой полемике, — и он будет суперпопулярным», — считает он.

В рабстве неоригинальности

Среди новосибирских политиков и бизнесменов лишь единицы ведут собственные дневники в Сети. Например, депутат Госдумы Илья Пономарев, депутат Новосибирского горсовета Виктор Козодой, депутат Новосибирского облсовета Андрей Жирнов, политик Иван Стариков, владелец книготорговой компании «Аристотель» Михаил Трифонов.

Как рассказывал «КС» Михаил Трифонов, его блог приносит Cети 20–25% оборота. По сути это не столько дневник жизни топ-менеджера, сколько лента анонсов мероприятий, проходящих в его магазинах, рассказ о книжных новинках. Наиболее резонансные записи в блоге Виктора Козодоя посвящены, в частности, введению ЕГЭ, кампании по выборам мэра Новосибирска, которой горожане почти не заметили из-за низкой активности всех кандидатов.

По мнению новосибирского журналиста и политолога Алексея Мазура, небольшое количество блогеров-политиков в провинции связано с тем, что им априори нельзя проявлять особую оригинальность — а без этого их дневники вряд ли смогут стать популярными. «Политики, которые ведут блоги, рискуют «подставиться»: либо написать что-то противоречащее общей партийной линии, либо просто проявить какую-либо безграмотность. Естественно, большинство старается этого избегать», — говорит Алексей Мазур.

А ведь именно авторское мнение о событиях, явлениях или даже обычных житейских вопросах рождает дискуссии в блогах. Залог успеха — в оригинальной постановке вопроса. Анна Маточкина ведет в Новосибирске блог IT woman — тематический веб-журнал об информтехнологиях для женщин (it-woman.ru). Обычно там обсуждаются технические новинки, но наибольший резонанс вызвали мини-эссе Анны о том, выходить ли замуж за программиста. В 2007 году она рассказала на своей страничке о том, как ей пришлось помучиться, убивая вирусы на своих компьютерах. «Я бы вышла (замуж за программиста. — «КС»), — размышляла Анна. — Люблю мужчин-технарей. Они все могут сделать своими руками: лампочку вкрутить, почтовую программу настроить, замок на дамской сумочке починить. Во всяком случае, от сегодняшней возни с компьютерами я была бы избавлена». Мужчины-технари откликнулись сразу, заявив в комментариях, что к такому сообщению Анне стоило бы прикрепить свое фото. Программисты в основном поддержали идею автора блога. Через год Анна снова написала о том же — тема, видимо, остается актуальной.

Для пользы дела

Еще одна категория тем в дневниках, на которую всегда находится спрос в Сети, — утилитарная. Люди часто ищут в Интернете полезные практические советы — как машину отремонтировать и т. д. Автор самого популярного новосибирского stand-alone блога LifeHack.ru Денис Балуев говорит, что внимание читателей привлекают его записи о том, как ухаживать за ребенком. Специалист службы технической поддержки группы компаний F1 Иван Калинин, создатель блога Lecactus.ru, сначала писал о кактусах, но известность в блогосфере приобрел, когда сменил тему, занявшись улучшением программы «Вордпресс». Учитывая количество блогеров в России, спрос на дополнительные «фишки» к «Вордпрессу» — одной из самых популярных в России программ для ведения сетевых дневников — довольно высок. Это обеспечивает «Лекактусу» неплохую посещаемость.

Что приводит к популярности и как «зазвездеть» в Интернете? По словам Ильи Кабанова, есть два пути: «Первый — станьте звездой в реальной жизни и затем заведите блог. Чем вы известнее в реальном мире, тем больше человек привлечет ваш дневник». Пример — блог Александра Пушного, бывшего новосибирского КВНщика, а ныне московского телеведущего — его читают более девяти тысяч человек. Широкую аудиторию всегда интересует жизнь звезд шоу-бизнеса — даже если круг тем в их блогах весьма узкий и частный. Александр пишет о своих новых проектах, приводит ссылки на свои музыкальные эксперименты, делится мнением о гитарах и т. д.

«Второй вариант прославиться в Интернете — сначала заведите дневник и с его помощью станьте известным», — продолжает Илья Кабанов. В последнем случае нужен интересный контент — он должен быть авторским, уникальным. Однако оригинальные идеи в виртуальном мире — не меньший дефицит, чем в обычной жизни. Ведь типичный российский блогер — это девушка лет 18–23, либо студентка, либо начинающий офисный работник. По словам Ильи Стахеева, такая картина в целом подходит и для описания новосибирской блогосферы. Впрочем, абсолютное большинство таких писательниц творит для себя — их мало кто читает. Сотнями или тысячами подписчиков могут похвастаться очень немногие авторы.

Блоги не способный влиять на общественное мнение. А что думаете вы? Оставьте свое мнение в комментариях к этому тексту.

Ведущий от блога

Экстравагантная фигура популярного телеведущего Александра Пушного служит отличной приманкой интернет-пользователей к его блогу, который читают более 9 тыс. пользователей livejournal.com. Правда, к новосибирским блогерам бывшего кавээнщика уже не отнесешь, но для многих жителей города и местных интернет-юзеров Пушной — по-прежнему «свой человек». Тем более что посредством блога рядовой обыватель может «прикоснуться к прекрасному» — например, напрямую задать вопрос звезде, а порой и получить ответ.

По словам экспертов, сегодня активных блогеров в Новосибирске — тех, кто регулярно пишет в свой сетевой дневник и читает чужие, — примерно 15 тыс. Особую категорию дневников представляют собой stand-alone блоги. Это авторские веб-журналы с собственным доменом, размещающиеся, как правило, на платном хостинге. Их авторитетность часто оценивают по количеству подписчиков. «КС» публикует десятку ведущих новосибирских блогов по этому показателю.

Популярные блоги новосибирских авторов
Позиция Блог Автор Количество подписчиков Темы
1 LifeHack.ru Денис Балуев 3878 тайм-менеджмент, жизнь
2 Softwaremarketing.us Сергей Петров 819 софт, маркетинг
3 Lecactus.ru Иван Калинин 782 Интернет, система управления контентом «Вордпресс»
4 BrainBang Коллективный блог (Андрей Ксенчук, Стас Кулеш, Степан Столяров) 725 фото, видео
5 Denis.boltikov.ru Денис Болтиков 702 интернет-маркетинг, веб-разработка
6 Metkere.com Илья Кабанов 558 люди, ретро
7 Shcarubo.ru Елена Шкарубо 184 журналисты, политика
8 BeInspired.ru Александр Алексеенко 171 дизайн, сайты
9 Handynotes.ru Денис Давыдов 170 программирование, интернет-проекты
10 Bonin.ru Антон Спиридонов 162 интернет, сайты

Без учета дневников в системах бесплатного блогохостинга (livejournal.com и др.). Список составлен на основе рейтинга новосибирских блогов Jourlist.ru/fif/. Количество подписчиков представлено по данным Feedburner.com на 14 апреля 2009 года.

Прямая речь

Алексей Беспаликов,
председатель Новосибирского областного Cовета, секретарь политсовета НРО партии «Единая Россия»:

— За некоторыми блогами я следил примерно с нового года и до 1 марта (период избирательной кампании мэра Новосибирска. — «КС»). Хотя вообще блогами не интересуюсь. Правды там найти невозможно. Иногда проверяю, что люди обо мне пишут в Интернете. Например, есть форум, где автомобилисты между собой обсуждают нарушения Правил дорожного движения. Оттуда узнал, что якобы нарушаю правила. На машине с номерами ААА 002. Нет у меня такого номера! А написано — Беспаликов. Дальше пишут, что Беспаликов кого-то обогнал на машине с мигалкой. И снова не мой номер. И езжу я без мигалок: никого не обгоняю, не тороплюсь, еду полтора часа, в машине проверяю почту. Прочитал такие посты — посмеялся.

Чтобы узнавать отношение людей к разным проблемам, у нас есть обратная связь на сайте облсовета. Там я внимательно смотрю, о чем люди пишут, с чем обращаются. Я, возможно, единственный председатель областного Совета, кто лично отвечает на письма граждан. На сайте мы проводим опросы — их результаты тоже интересны. А тот, кто ищет правды в блогах и на форумах, ее не найдет.

Вячеслав Корягин,
генеральный директор ОАО «Полиграфическое объединение «Советская Сибирь»:

— Я не отношусь к тем людям, кто ведет блоги или черпает из них какую-либо информацию, — просто времени не хватает на это. Но в целом я положительно отношусь к такой возможности самовыражения — если она существует, кого-то привлекает, позволяет «дешево и сердито» донести какие-то свои мысли, то почему нет? Мнение, что блоги могли бы вытеснить традиционную прессу, — это, конечно, явное преувеличение.

Владимир Женов,
генеральный директор Новосибирского Муниципального банка:

— Я не рассматриваю блоги с их кажущейся виртуальной доступностью как способ получения или распространения информации. Несомненно, как часть интернет-культуры они имеют право на существование. Ведь это возможность высказать альтернативную точку зрения и быть услышанным большой аудиторией. Но в то же время нельзя исключать и вероятность распространения слухов, «уток» через блоги. Поэтому для меня даже не как руководителя, а как для обычного человека блоги не представляют особого интереса, я их практически не читаю и не веду свой блог. Предпочитаю пользоваться проверенными источниками информации. Институт блогов — это тоже определенный канал информации, но пока еще не очень развитый.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ