«Кризис не остановка, а лишь пауза в достижении целей»

Прошлый год был переломным для большинства компаний на рынке. Подводя итоги, многие делят его на «до кризиса» и «после». От того, как быстро компании принимали новые условия игры, зависели их годовые показатели и запас прочности, с которым они войдут в новый год. Директор компании «Обувь России» АНТОН ТИТОВ рассказал корреспонденту «КС» СВЕТЛАНЕ ВАСИЛЕНКО, какие изменения внесла компания в стратегию своего развития.

«Обувь России» — федеральная обувная розничная компания, основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Развивает две сети — «Вестфалика» (монобренд, среднеценовой сегмент) и «Пешеход» (дискаунтер). На сегодняшний день 99 магазинов компании работают в городах Сибири, Урала и Центральной части России. Чистая выручка «Обуви России» в 2008 году превысила 1,6 млрд рублей, EBITDA составил более 200 млн рублей. Компания является VIP-клиентом Сибирского банка Сбербанка России. Входит в десятку крупнейших обувных сетей России. Кредитный рейтинг «Эксперт РА» — «В+».

— Антон, как сейчас чувствуют себя игроки обувной отрасли? Есть ли тенденции серьезных перестановок на вашем рынке?

— С точки зрения конкуренции на рынке стало даже проще: почти все сетевые компании приостановили бурный рост. Для многих мелких игроков кризис стал лакмусовой бумажкой, показавшей их несостоятельность и невозможность играть на равных с лидерами рынка. Их эффективность была довольно невысокой и до кризиса, а сейчас это стало еще очевиднее. Конечно, во многом стало сложнее, но кардинальных изменений на рынке нет: по-прежнему нет ни одной компании-лидера, которая оказывала бы существенное влияние на рынок, по-прежнему большая часть рынка (90%) — это несетевая розница.

— Многие игроки рынка говорят, что уже заметен спад продаж. Как в связи со снижением покупательской способности чувствуют себя ваши основные форматы?

— Обувь — это товар, на который всегда будет спрос, больше или меньше, но он не исчезнет, особенно это касается обуви массового сегмента. Потребление здесь и так было невысоким — в среднем три пары в год на человека. По сравнению с 1998 годом этот показатель увеличился всего на одну пару. И это довольно маленький показатель, существенного сокращения не может быть по определению, поскольку тогда людям придется ходить босиком. Все это время рост рынка шел за счет перехода в более дорогую ценовую категорию, сейчас же покупатель вновь возвращается к экономии. Не случайно в наших магазинах Фабрика обуви «Пешеход», ориентированных на экономсегмент, наблюдается прирост продаж. И думаю, данная тенденция будет только усиливаться в этом году. Предполагая это, мы пересмотрели заказ на весну 2009 года по ассортименту марки «Вестфалика». Был несколько сокращен объем закупа, внесены поправки в модельный ряд. Компания отказалась от дорогих позиций и тех моделей, которые не совсем вписывались в ценовой диапазон марки и скорее обеспечивали разнообразие ассортимента.

Но, на мой взгляд, кризис еще не коснулся потребительского рынка в полной мере. Мы ощутим всю сложность ситуации чуть позднее, до нас еще не дошла волна, начавшаяся на финансовом рынке и продолжившаяся в промышленном секторе. Потому мы прогнозируем падение спроса, хотя пока по выручке в текущем сезоне наблюдается лишь небольшое отставание по отношению к аналогичному периоду прошлого года, в каких-то магазинах видим рост. В этом отношении среди сибирских городов лучше всего показатели у Новосибирска и Омска.

— Когда для вас стало очевидным, что ситуация на рынке изменилась и необходимо вносить коррективы в планы развития компании?

— Первые девять месяцев прошлого года мы придерживались стратегии быстрого роста — увеличивали количество магазинов, наращивали объемы, развивали новый проект Emilia Estra. В сентябре стало очевидным, что доступ к финансовым ресурсам будет весьма ограничен еще в течение долгого времени, уже тогда стал предсказуемым дефицит оборотных средств в будущем. Все это перечеркнуло планы быстрого роста как минимум на год. В октябре–ноябре мы пересмотрели стратегию развития на ближайший год. От активного количественного роста мы перешли к повышению эффективности компании, сохранению достигнутых объемов и снижению зависимости от заемных средств.

— Как быстро вашей компании удалось перестроиться на новую колею, после того как вы осознали серьезность изменений на рынке?

— Для нас этот процесс не был сложным во многом благодаря мобильности обувного бизнеса. В отличие от других секторов, где цикл производства очень долгий, мы можем корректировать курс развития гораздо быстрее. Кроме того, начало кризиса пришлось на традиционно активный сезон продаж для обувщиков — октябрь–ноябрь. Высокие продажи в наших магазинах позволили нам вовремя осуществить гашения по векселям и кредитам из собственной выручки — всего в объеме 250 млн рублей. Сейчас у нас открыты кредитные линии в нескольких банках, привлекаем краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств.

— В прошлом году вы начали развивать марку женской обуви Emilia Estra, но приостановили проект. Оценивая сейчас этот шаг, не считаете ли вы, что можно было избежать потерь?

— Для сохранения эффективности компании нам пришлось временно отказаться от развития сети Emilia Estra. Для нас это было непростым решением, поскольку было затрачено немало средств и усилий на рождение проекта. Его вела слаженная команда, мы только начали чувствовать этот рынок. Но в новых экономических условиях приходилось чем-то жертвовать — тем, что было наименее болезненно для компании. Для заморозки проекта Emilia Estra было две основных причины. Во-первых, для тиражирования новой сети требовались значительные инвестиции, которые практически невозможно привлечь в ситуации удорожания заемных ресурсов и дефицита оборотных средств. Во-вторых, Emilia Estra позиционируется как сеть среднедорогого сегмента, в котором ожидается наиболее сильное падение потребительского спроса в 2009 году. Магазины Emilia Estra (четыре) были переоборудованы в «Вестфалику», работающую в более низкой ценовой нише. Однако от Emilia Estra полностью не отказались — сохранилась команда, зарегистрирован бренд, есть понимание потребностей нашей аудитории. Думаю, время Emilia Estra еще придет.

— Многие игроки сейчас говорят о неизвестности, в которой пребывает рынок. Есть ли у вас понимание того, насколько серьезно изменится ваша компания в результате нынешних вынужденных корректировок?

— Оперативная реакция на рынок и смещение акцентов в развитии с бурного роста на повышение эффективности компании позволили нам войти в 2009 год с уже сформулированной антикризисный стратегией и с четким пониманием того, как она будет действовать в ближайшее время. Несмотря на все изменения, долгосрочные планы нашей компании остались прежними. Принятые меры — лишь пауза. Для нас остается целью присутствие в 120 российских городах, которые перспективны с точки зрения запуска сетевых обувных магазинов, и развитие многоформатной розницы. Достижение этой цели лишь вопрос времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ