«Любители балета не будут разочарованы»

Завтра в Москве в рамках «Золотой маски» будет представлен балет Новосибирского государственного театра оперы и балета «Баядерка». Уникальность события еще и в том, что балет номинирован сразу на шесть масок — рекордное число для регионального театра. О том, что происходит в новосибирском балете, рассказал художественный директор НГТОиБ, народный артист России ИГОРЬ ЗЕЛЕНСКИЙ.

— Игорь Анатольевич, как складывается нынешний балетный сезон? Все ли получается осуществить из намеченного? В театре новый директор — не повлияло ли это на работу?

— Действительно, осенью в театре сменился директор: Борис Мездрич передал дела своему заместителю Руслану Ефремову. Могу сказать, что у меня как художественного руководителя балета с новым директором полное взаимопонимание, существует концепция развития, и я надеюсь, что работа будет проходить в рамках этой концепции, как мы и задумали. Основное событие, напрямую повлиявшее на жизнь балетной труппы и в этом, и последующих сезонах, — получение гранта. Благодаря ему выросли зарплаты артистов и расширились мои творческие возможности как руководителя.

Балетный сезон достаточно насыщен событиями. Можно назвать основные. Осенью мы показали премьеру балета Баланчина Who cares?, поставленного на музыку Гершвина (русский вариант названия — «Не все ли равно?»). Мне кажется, что спектакль получился ярким, интересным, безусловно, заслуживающим внимания публики. Поскольку я сам долго танцевал в New York City Ballet, естественно, мне хочется пополнить репертуар труппы баланчинскими балетами, безоговорочно признанными вершинными достижениями хореографии прошлого века. Who cares? стал четвертым балетом Баланчина в репертуаре театра, так что новосибирская публика теперь может иметь более полное представление о творчестве этого выдающегося мастера.

В феврале в наших спектаклях танцевали звезды Мариинки и Большого театра. Солисты Мариинского театра Леонид Сарафанов и Олеся Новикова — в главных партиях балета «Жизель», а солисты Большого театра Иван Васильев и Наталья Осипова — в «Баядерке» и «Дон Кихоте». Эти артисты сегодня — настоящие звезды первой величины, собирающие полные залы и у нас, и за границей. Вот только что, 6 марта, Васильев снова прилетал станцевать в «Баядерке».

В конце февраля мы показали вторую премьеру сезона — одноактный балет «Бессмертие в любви», который поставил Эдвард Льянг. В Новосибирске его хорошо знают по балету «Шепот в темноте». Думаю, что и новая работа Эдварда будет пользоваться популярностью.

Состоялось выступление на Мариинском фестивале балета в Санкт-Петербурге. Фестиваль проходит уже девятый раз, и всегда на него приглашают самых знаменитых артистов — и российских, и зарубежных. 22 марта в заключительном гала-концерте мы показали как раз Who cares? — событие очень ответственное. Прошу обратить внимание: приглашен именно новосибирский балет (хотя и я сам танцевал в рамках фестиваля в «Баядерке» с Полиной Семионовой). Завтра у нас в расписании — «Золотая маска»: «Баядерка», как вы знаете, номинирована на премию в шести номинациях. А после этого, в мае, открывается Второй сибирский фестиваль балета. Мы хотим не просто повторить успех прошлогоднего, первого фестиваля, но и шагнуть дальше, поднять планку выше.

— Звучит очень интригующе… Программа фестиваля уже известна?

— Могу с уверенностью сказать, что новосибирские любители балета не будут разочарованы. Фестиваль откроется выступлением балета Большого театра. Причем особо подчеркиваю, не выступлением отдельных артистов Большого театра, а полноценным вечером балета Большого театра. Программа предполагает три одноактных балета, названия которых сейчас уточняются. Большой театр будет выступать два вечера. А закрывать фестиваль предстоит Мариинскому театру (к сожалению, планируется только один вечер Мариинки). Пригласить на один фестиваль в одно время два таких театра практически невозможно. Но нам удалось. Более того, мы планируем выступление и еще одного известного театра… Пока идут переговоры, и я не хочу раньше времени открывать карты.

— Как продвигается работа над «Лебединым озером»? Когда ожидать премьеру?

— «Лебединым озером» мы будем этот сезон закрывать, уже летом. Сейчас все силы направляем на реализацию данного проекта, без преувеличения грандиозного. Я недавно вернулся из Италии, встречался с художником Луизой Спинателли, которая готовит сценографию и костюмы к балету. Это очень известный художник, она работала со знаменитым режиссером Джо Стрелером, оформляла спектакли Ролана Пети, сотрудничала практически со всеми знаменитыми театрами мира — с парижской Оперой, Ла Скала, Ковент-Гарденом. Ее последние работы — «Пахита» в Гран-Опера и «Коппелия» в Ла Скала. Я хорошо знаю ее работы и считаю большой удачей, что она согласилась оформлять наше «Лебединое озеро». Представьте, декорации пишутся на тюле и шьются в Венеции — это очень трудоемкая, кропотливая работа, секреты которой в России давно утеряны, у нас за это никто не возьмется. В общем, я надеюсь, что это будет очень достойный спектакль.

— Есть ли у вас долгосрочные планы постановок? Что это будет — балеты классические или современные?

— Конечно, хотелось бы выпускать за сезон больше премьер, но бюджет театра, как ни досадно, не резиновый. Тем более что мы делаем поправки на кризис. Волей-неволей приходится быть реалистом. Понятно, что абстрактные, бессюжетные балеты в Новосибирске востребованы меньше, чем большие классические постановки. Хотя мне кажется, что молодежи нравятся (по крайней мере я слышал много отзывов) и «Шепот в темноте», и Who cares?. Новый балет Эдварда «Бессмертие в любви», надеюсь, найдет своего зрителя. Но тем не менее надо думать о зрителе широком, и поэтому после «Лебединого озера», возможно, придет очередь «Щелкунчика». Как руководитель я должен смотреть, чтобы заполнялся зал, продавались билеты, а для этого надо поддерживать в хорошем состоянии все спектакли текущего репертуара. И не только в смысле хореографии, исполнительской техники, но и в том, что касается состояния костюмов! Нужно грамотно выстраивать афишу, нужно работать со СМИ, чтобы до публики вовремя доходила информация о премьерах, о приглашенных звездах…

Сейчас я отвечаю за все: не только за творческую составляющую, но и за административную часть. Работы выше головы, потому и сезон пролетает мгновенно — не успеваешь оглянуться.

— Планируете ли вы гастроли балета в ближайшее время?

— Можно составить очень обширную гастрольную программу — возможности, поверьте, большие, приглашений очень много. Но я считаю преждевременным делать упор на гастроли, много работы дома. Необходимо заниматься невероятно тяжелым, незаметным, ежедневным трудом для того, чтобы поднять уровень труппы. Понимаете, здание театра — грандиозное, знаменитое на весь мир. Хотелось бы, чтобы и уровень труппы был соответствующим.

— Расскажите как раз об этой повседневной работе. Что вам удалось сделать за два года, как изменилась труппа? Кто сейчас задает тон в новосибирском балете?

— Конечно, мне как руководителю балета хочется создать труппу на уровне лучших мировых компаний. К сожалению, изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, вовсе не по мановению волшебной палочки. Разумеется, мы можем приглашать звезд из столичных театров, чтобы они танцевали в наших спектаклях. Например, мы предварительно разговаривали с Леонидом Сарафановым о планах на будущий сезон, он готов танцевать у нас десять спектаклей, так что сейчас надо вести переговоры с руководством Мариинки. Такие же разговоры были у нас с Иваном Васильевым, с Леной Востротиной. Более того, я бы хотел, чтобы она работала у нас… То есть приглашать звезд мы будем и дальше. Но поймите, гораздо важнее таких звезд воспитать у себя в коллективе, сделать звездами своих артистов. Вот в этом направлении мы и движемся. Недавно из Вены к нам приехал Иван Кузнецов, он танцевал в «Дон Кихоте», танцует в других балетах. Ему 20 лет, у него все впереди: вот на таких — молодых и талантливых — мы и будем делать ставку. Сегодня наш Рома Полковников в прекрасной форме, хорошо танцует Максим Гришенков. К сожалению, Семен Чудин выпал в этом сезоне: ему сделали операцию по удалению аппендицита. У нас прекрасные балерины: Жарова, Ершова, Одинцова, Лыткина. Очень стабильно и хорошо танцует молодежь — Старостина, Сабанцева. И мы ждем, ждем с нетерпением молодежь: из этого выпуска нашего хореографического училища к нам придут восемь талантливых парней.

А вот сейчас я перейду к очень болезненной теме. Я всегда говорил и говорю, что балет — профессия молодых. С возрастом человек физически не способен работать при нагрузках, сопоставимых с профессиональным спортом, организм попросту изнашивается — связки, суставы, мышцы. Так вот, нашей труппе нужна новая кровь, нужна молодежь, новая энергия. Сегодня в труппе номинально 96 человек, но тех, кто реально, по-настоящему танцует, не более 50. Да, остальные тоже работают, но балет, еще раз повторяю, — дело молодое. И если ты не можешь несколько часов подряд танцевать на пальцах, увы, надо уходить. А в современных балетах еще сложнее, чем в спектаклях классического репертуара, в них надо работать на износ, в них не спрячешься за пантомиму, здесь надо выкладываться полностью. Поэтому нам как воздух нужна молодежь. Понятно, что у всех возрастных артистов семьи, всем надо жить, работать, зарабатывать. Но при этом не может страдать театр! Да, люди работали здесь всю жизнь, и они, естественно, не представляют, как можно жить по-другому. Но мы в театр должны приходить молодые, должны танцевать. И поэтому мне придется предпринимать болезненные, непопулярные, но необходимые меры.

Хочу заметить, что за два года, которые я возглавляю новосибирский балет, я не уволил ни одного человека! Все знают, какая перетряска коллектива, как правило, происходит, когда появляется новый руководитель. Тем более новый художественный руководитель в творческом коллективе. Я сам всю жизнь работаю в балете и очень хорошо знаю, как это обычно бывает. Обычно состав коллектива меняется как минимум на 70%. 70% артистов уходит, а вместо них приходят новые люди. Это совершенно понятно и нормально: у каждого руководителя свой вкус, свои критерии, свои требования. Конечно, есть они и у меня, но все они обусловлены задачей создать труппу хорошего уровня.

Разумеется, при обновлении труппы важны финансовые возможности. Даже при тех финансовых условиях, которые мы имели, можно было обновить труппу. Но, снова повторяю, до сего дня я не уволил ни одного человека. А с получением гранта возможности, как я говорил, значительно расширились — теперь зарплата наших артистов балета выше, чем в других городах: выше, чем в Перми, Красноярске. Теперь мы можем приглашать талантливых людей из регионов, приглашать выпускников нашего училища. Сейчас там учится много талантливых ребят, которых я обязательно возьму в наш балет. В общем, вопрос уже стоит ребром.

— Новосибирские любители балета радуются переменам к лучшему: и в том, что касается репертуара, и в том, что касается появления новых имен. Но эту радость омрачают опасения: насколько серьезно вы обосновались в Новосибирске и готовы ли довести начатое до конца?

— Никуда не собираюсь уезжать. Я, конечно, не зарекаюсь и не обещаю, что останусь здесь на всю жизнь. Но пока все мои планы, надежды, устремления и амбиции связаны с новосибирским балетом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ