Погрузка растет

Формально к понятию «топливно-энергетический комплекс» страны относят нефтегазовую промышленность, угледобычу, электро- и тепловую энергетику, сетевое хозяйство. Однако более чем справедливо было бы добавить к этому перечню железнодорожную отрасль. Именно железнодорожным транспортом доставляется уголь на тепловые станции для производства тепла и электричества на внутреннем рынке, по железной дороге отправляется твердое топливо на экспорт. Нефтяники перевозят по железной дороге в первую очередь нефтепродукты, однако с развитием нефтедобычи на востоке России предстоит резкое увеличение перевозок и сырой нефти в связи с отсутствием в этой части страны развитой трубопроводной транспортной инфраструктуры. Таким образом, в прямой зависимости от работы железнодорожников находятся угольщики, энергетики и нефтяники, т. е. практически весь топливно-энергетический комплекс. Зависимость эта взаимная, что наиболее наглядно проявляется в деятельности Западно-Сибирской железной дороги, в зоне ответственности которой находятся главная угольная база страны — Кузбасс, где добывается около 50% российского угля, и Омская область — регион, в жизнедеятельности которого большое значение имеет нефтеперерабатывающая промышленность.

Основную долю в погрузке Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги составляют нефтегрузы. В 2008 году на Омском отделении погружено почти 11,5 млн тонн нефтегрузов, что на 9,3% выше уровня 2007 года.

За последние годы у омичей наметилась хорошая тенденция к ежегодному увеличению погрузки нефтепродуктов в среднем на 1 млн тонн. Несмотря на общий экономический спад в нашей стране, отгрузка продуктов нефтехимии как в прошедшем году, так уже и в этом году в Омской области остается на стабильно высоком уровне. По ожидаемым данным, I квартал текущего года омские железнодорожники закончат с приростом погрузки на 6% по отношению к прошлому году. Причем прогнозы по продуктам нефтехимии на весь год очень неплохие.

В 2008 году структура грузовых перевозок в сфере нефтехимии претерпела существенные изменения — значительно выросли объемы отгружаемых нефтепродуктов по России и сократились экспортные поставки. Причем основное увеличение произошло за счет переориентации нефтегрузов.

Омский нефтеперерабатывающий завод компании «Газпром нефть» (ОНПЗ) постоянно развивается, вкладывает значительные средства в модернизацию производства, ввод новых автоматизированных линий, внедрение современных технологий. Все это способствует росту объемов переработки нефти, и соответственно, растут потребности в ее транспортировке с завода.

Омское отделение железной дороги работает в жестких условиях конкуренции с другими видами транспорта, но использует все возможные ресурсы, чтобы сохранить и приумножить объемы погрузки.

Положительная динамика по отгрузке нефтегрузов стала возможна во многом благодаря применению в работе грузового комплекса железнодорожников прогрессивных информационных технологий, интеграции автоматизированных систем управления (АСУ) грузоотправителя — компании «Газпром нефть» и перевозчика — ОАО «РЖД». Сегодня ОНПЗ может в автоматизированном режиме подавать заявки на перевозку, со своего рабочего места отслеживать дислокацию своих вагонов по России. Кроме того, прорабатывается возможность оформления перевозочных документов с использованием электронной цифровой подписи. За несколько лет «электронного сотрудничества» омские нефтепереработчики успели оценить удобство использования новейших информационных технологий и отметили положительные изменения в работе перевозчиков, а именно: сокращение сроков согласования и доставки грузов. Сегодня с наливных эстакад ОНПЗ, которые обслуживает станция Комбинатская, уходит более 640 вагонов в сутки.

Ежемесячные и ежеквартальные встречи с руководством компании-грузоотправителя, где обсуждаются все технологические вопросы, объемы перевозок, приносят свои положительные плоды. Необходимо отметить, что в условиях структурной реформы железнодорожного транспорта меняется и схема взаимоотношений грузоотправителя и перевозчика.

Спецификой прошлого года стал почти 100%-ный переход на перевозку нефтепродуктов собственным подвижным составом. Практически все цистерны под налив в 2008 году были переданы ОАО «РЖД» в собственность его дочернего предприятия — 1-й Грузовой компании. Кроме того, необходимо отметить, что генеральным оператором по вывозу нефтепродуктов с Омского нефтеперерабатывающего завода является компания «Трансойл», которая и выстраивает договорные отношения с 1-й Грузовой компанией. Таким образом, сегодня в процессе организации отправки нефтепродуктов железнодорожным транспортом участвует несколько игроков: переработчик (ОНПЗ), грузовладелец (компания «Газпром нефть»), генеральный оператор («Трансойл»), собственник подвижного состава (1-я Грузовая компания) и перевозчик (Омское отделение ЗСЖД). Всех их объединяют договорные отношения. На плечи железнодорожников возложена функция координации интересов всех участников в организации погрузки и собственно транспортировка нефтепродуктов в указанные сроки. И от того, насколько успешно будет спланирована работа, зависят сроки, ритмичность и объемы погрузки железнодорожников. География поставок нефтепродуктов из Омска железнодорожным транспортом весьма обширна: от Сахалина, Камчатки и Дальнего Востока до западных регионов страны и Средней Азии. И железнодорожники планируют в дальнейшем только укреплять свои позиции.

Сегодня Омское отделение дороги сотрудничает более чем с 500 предприятиями-грузоотправителями. Для повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок на Омском отделении проводится комплексная работа по минимизации издержек в продвижении грузов от производителя до конечного потребителя. По заявкам грузоотправителей предоставляются необходимые транспортные средства, включая все виды вагонов и специального подвижного состава. Грузовладелец может отправлять и получать грузы с использованием подъездных путей предприятий или с мест общего пользования станций. На станциях Омского отделения к услугам клиентов — погрузочно-разгрузочные машины, склады, контейнерные терминалы, разгрузочные эстакады и другие устройства, отмечает начальник Омского регионального центра фирменного транспортного обслуживания Александр Млиник.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ