Экзамен и пустота

Путь к высшему образованию с этого года для абсолютного большинства школьников будет лежать только через ЕГЭ. Единый государственный экзамен обещает нанести смертельный удар по коррупции в вузах, хотя в этом и сомневаются некоторые специалисты. А самым значительным негативным последствием нововведения могут стать пустующие коридоры технических университетов — новая система поступления вкупе с демографической ямой грозит вузам недобором студентов.

Новая модель

Поступление в вуз в этом году будет абсолютно не таким, как прежде. Привычные подходы, знакомые поколениям российских студентов и их родителей, перевернуты с ног на голову. И это уже реальность. Утверждение ЕГЭ в качестве единственной формы выпускного и одновременно вступительного экзамена делит историю постсоветского образования на «до» и «после». Складывавшаяся в России система «всеобщего высшего образования» приказала долго жить, а единый госэкзамен стал последним гвоздем в крышке ее гроба. В СССР было 200–300 вузов, сейчас в России в разы больше — свыше 1100, около 40% из которых негосударственные. Студентов сейчас 7,5 млн человек. Важность диплома и качество вузовского образования значительно обесценились.

Единый госэкзамен, по сути, означает смену модели образования в стране. Теперь учеба в вузе должна стать в большей мере инвестиционным процессом, нежели всеобщей погоней за «корочками» диплома. Ведь через ЕГЭ хорошо подготовленному и обученному абитуриенту из Сибири вполне реально поступить на бюджет в один из ведущих вузов страны, имея при этом неплохой набор «запасных вариантов».

Богатые возможности имеют обратную сторону — возрастают риски. Можно сделать неправильный выбор и оказаться в вузе, который, как окажется впоследствии, не даст ни толкового образования, ни перспектив в плане карьеры.

Но хуже всего — не добрать на ЕГЭ баллов и «пролететь» мимо высшего образования из-за какой-нибудь досадной случайности. Образование ребенка больше, чем когда либо прежде, становится сродни инвестициям в строительство дома: экономя на фундаменте, хорошего здания не построишь.

Взятки покинут вузы?

Особенность нынешней вступительной кампании-2009 в сибирских вузах определит совпадение нескольких факторов. Во-первых, введение ЕГЭ как единственной формы выпускного и одновременно вступительного экзамена. Во-вторых, демографическая яма и сокращение общего числа студентов, проявляющиеся в последние годы во многих регионах. В вузах Новосибирской области, по словам ректора Нового сибирского института Надежды Вавилиной, в 2005 году обучалось около 170 тыс. студентов, а сейчас только 136 тыс. В-третьих, наверняка многим руководителям вузов добавит головной боли кризис. Все эти факторы стоит учесть родителям и самим выпускникам, оценивающим свои перспективы поступления в университет.

Как рассказал «КС» представитель одного из университетов Новосибирска, пожелавший остаться неназванным, внедрение ЕГЭ кардинально изменит «обходные пути» при поступлении, которые имели место в некоторых вузах. Нечистые на руку преподаватели остаются не у дел — если раньше они могли за деньги «пристроить» нужного ребенка, то сейчас лишились такой возможности, поскольку вступительные экзамены перестают быть вотчиной вузов. ЕГЭ проводятся региональными экзаменационными комиссиями под контролем педагогов среднеобразовательных учреждений.

«Пункты проведения ЕГЭ организуются в школах, — сообщила «КС» замруководителя департамента образования администрации Новосибирской области Наталия Юсупова. — В одном кабинете на экзамене могут находиться не более 15 школьников. За их работой будут следить педагоги, представляющие другие школы, да и сами ребята будут подобраны из разных учебных заведений. Кроме того, будут присутствовать общественные наблюдатели. Безусловно, все эти меры — серьезный заслон против коррупции и нарушений».

Хотя, конечно, выпускники не оставляют попыток «облегчить себе жизнь». Кто-то пытается в коридоре проконсультироваться с невесть откуда появившимся знакомым преподавателем, кто-то пробует узнать решение у соседа. Подобные нарушения фиксировались в сибирских школах во время ЕГЭ прошлом году. Результаты работ тех, кого застали врасплох, аннулировались. Возможно, застали не всех — один преподаватель вуза на условиях анонимности сказал «КС», что в отдаленных районах нарушения в проведении ЕГЭ вполне вероятны: «По крайней мере очень сложно поверить в то, что ЕГЭ полностью уничтожит коррупцию. Скорее всего, она может просто трансформироваться и уйти из вузов к тем структурам, возможно, недобросовестным учителям, которые теперь будут задействованы в проведении ЕГЭ».

Инженеры не популярны

То, что студентов в последние годы все меньше и меньше, тревожит руководство вузов. Зато этот фактор явно на руку нынешним абитуриентам и их родителям.

По мнению анонимного источника «КС», в более сложной ситуации сейчас негосударственные вузы: абитуриент может подать результаты ЕГЭ сразу в десяток-другой высших учебных заведений. В конце концов, ему будет проще, чем раньше, поступить на бюджетное место. «Если есть такая вероятность, то зачем идти на платное отделение или в коммерческий вуз? — вопрошает собеседник «КС». — Из-за этого негосударственные вузы могут столкнуться с недобором студентов».

Представители коммерческих вузов высказывают противоположную точку зрения. По словам ректора Сибирской академии управления и массовых коммуникаций Виктора Козодоя, сегодня, наоборот, государственные вузы рискуют не добрать студентов на бюджетные места по техническим специальностям, не говоря уже о платных. Если же вопрос стоит о выборе между платным обучением в государственном или негосударственном вузе, нередко родители предпочитают второй вариант, поскольку он зачастую оказывается дешевле первого. Экономят.

Как рассказала «КС» Наталия Юсупова, в Новосибирской области из 20 тыс. одиннадцатиклассников больше всего заявок подано на ЕГЭ по обществознанию — свыше 7 тыс. (конечно, без учета русского и математики, эти предметы обязательны для всех 20 тыс. выпускников). О своем желании сдавать физику, без которой закрыт путь на технические специальности, заявили только 5,2 тыс. школьников, около 2 тыс. готовятся к ЕГЭ по химии и биологии.

«У нас есть определенные опасения по набору студентов на технические специальности, где нужно сдавать физику, — пока желающих сдавать ЕГЭ по этому предмету в области действительно немного», — сказала «КС» директор института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета Ольга Андрюшкова. По словам Виктора Козодоя, больший интерес выпускников к гуманитарным наукам дает преимущество негосударственным вузам, как правило, не специализирующимся на технических направлениях. Очевидно, что несмотря на пропаганду инженерно-технических специальностей, которая сегодня ведется даже на государственном уровне, выпускники по-прежнему отдают предпочтение экономике, юриспруденции.

Специалисты считают, что в этом году будет проще поступить в вуз наиболее способным школьникам: теперь успех вступительной кампании в большей степени зависит от таланта самого ученика. «Ребята с умом, которые хотят учиться, благодаря ЕГЭ оказываются в выигрышном положении», — утверждает директор 195-й средней общеобразовательной школы Светлана Мельникова.

Если же ребенок не может похвастать успеваемостью, «пристроить» его будет сложнее. Раньше некоторым родителям приходилось искать преподавателя в вузе, который брался за подготовку выпускника к экзаменам, а потом еще и гарантировал поступление в вуз на бюджет — по данным «КС», цена вопроса составляла до двух стоимостей годового обучения на платном отделении. Сегодня же лучше вкладывать в подготовку ребенка к ЕГЭ. Подобные обучающие курсы по одному предмету, по словам Ольги Андрюшковой, стоят в Сибири от 2,5 до 3 тыс. рублей.

Специалисты советуют подавать заявки на ЕГЭ по максимально возможному набору предметов — это позволит подстраховаться в случае провала по некоторым из экзаменов. Напротив, успешная сдача значительно расширит выбор вузов, на поступление в которые может претендовать одиннадцатиклассник. При этом шансы поступить на бюджет сегодня выше у «технарей»: по всей видимости, на их направлениях можно ожидать не столь значительной конкуренции, как на гуманитарных.

Родителей выпускников-2009 мы приглашаем высказывать свои мнения о плюсах и минусах ЕГЭ в специально созданной теме на форуме.

Столкновение мнений

«Можно «пролететь», поставив на разные вузы»

Александр Новиков,
президент НПФ «Алемар-Уверенность», завкафедрой «Управление финансовым рынком и оценочная деятельность» Новосибирского государственного университета экономики и управления:

— С введением ЕГЭ выпускник может подать документы сразу в несколько вузов. Минус заключается в следующем. Когда в вузах будут выстроены рейтинги абитуриентов, списки фамилий с результатами ЕГЭ, и ребята начнут определяться, какой именно университет им выбрать, — в этот момент некоторые абитуриенты могут, что называется, «пролететь».

К примеру, ваш ребенок занимает 102-е место в списке, а количество бюджетных мест — 100. Вы решаете, что он не попадает на бюджет, и оригиналы документов несете в другой вуз, который для вас менее приоритетный, но куда ребенок гарантированно проходит. После объявления результатов ЕГЭ вузы будут ждать одну неделю, пока абитуриенты, проходящие на бесплатные места, подадут документы. Если же ряд из них предпочтет учиться в другом месте, куда они также представили результаты ЕГЭ, то в эту условную сотню интересующего вас вуза сможет попасть и ваш ребенок. Таким образом, существует определенный риск не дождаться и оказаться не в том вузе, который вам больше всего нравится.

Еще одна проблема заключается в том, что в последние годы вузы стремились принять как можно больше абитуриентов, особенно для обучения на платной основе. В результате существенно снижались требования к уровню знаний выпускников. По сути, Россия перешла к всеобщему высшему образованию, что привело к девальвации этого образования как такового. Стало трудно найти человека без высшего образования, тем более среди «белых воротничков». Но еще сложнее оказалось среди выпускников вузов отыскать реально подготовленных специалистов, которые действительно отвечают требованиям работодателей.

Благодаря ЕГЭ из вузов точно уйдет коррупция, поскольку высшие учебные заведения теперь оказались непричастны к приему вступительных экзаменов. Скорее всего, коррупция как-то видоизменится. Ясно, что кто-то все равно будет пытаться пойти в обход установленных законом правил, но хотя бы в первое время полного перехода на ЕГЭ, я думаю, можно ожидать снижения уровня коррупции в сфере поступления в вузы.

«Поступление в вуз теперь не определяется толстым кошельком родителей»

Людмила Баринова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, гимназия № 4, Новосибирск:

— За последние годы в нашей гимназии увеличилось число выпускников, которые благодаря ЕГЭ уехали учиться в Москву. Сегодня ни они, ни их родители не жалеют об этом выборе, тем более что ребята обучаются на бюджетной основе.

Ученики гимназии еще в 9-м классе выбрали профильные предметы, которые необходимы им для поступления в определенный вуз. Два года углубленно они изучали эти предметы, поэтому проблем с ЕГЭ, а значит и с поступлением в выбранные вузы у них не должно быть. Иными словами, в выигрышном положении сегодня находятся те старшеклассники, которые поступают в вуз по собственному выбору. А с сертификатом ЕГЭ выпускники смогут поступить не только в вузы своего города, но и в вузы России. Количество учебных заведений, куда можно отправить документы, не ограничено.

Позиция нашей гимназии такова: весь процесс школьных выпускных и вступительных экзаменов в вуз должен основываться на внешней экспертизе. Для школ это хорошо тем, что оценивать уровень знаний учащихся, а значит и работу коллектива, будут независимые комиссии специалистов из других учебных заведений среднего и высшего образования по единым для всех критериям.

С введением обязательного ЕГЭ поступление школьников в вузы станет, безусловно, гораздо более прозрачным процессом. Поступление в вуз будет определяться не толстым кошельком или связями родителей, а знаниями и способностями выпускников. При прежней системе чуть ли не каждый выпускник школы мог поступить в вуз. Сегодня мы удивляемся, откуда у нас безграмотные специалисты. А их выпустили вузы, которым родители заплатили за поступление, обучение, зачеты… Вступительные экзамены выносятся за пределы влияния вуза, а школа по-прежнему далека от каких-либо реальных рычагов воздействия на этот процесс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ