Эдуард Таран: «Кризис наказал непрофессионалов и авантюристов»

Многопрофильная группа «РАТМ Холдинг» относится не к числу жертв кризиса, а скорее, к «акулам» бизнеса, которые могут стать покупателями дешевеющих компаний. Уже сейчас президент компании Эдуард Таран приглядывается к ряду активов. Тем не менее и у РАТМа есть уязвимые места, прежде всего это цементный бизнес — в недавнем прошлом очень прибыльный, а теперь нуждающийся в господдержке. Высока ли вероятность удержать заказчиков подконтрольного «Искитимцемента» и есть ли у РАТМа шансы посотрудничать с «Ростехнологиями»? Об этом ЭДУАРД ТАРАН рассказал корреспонденту «КС» НАТАЛИИ БАРСУКОВОЙ

— Эдуард Анатольевич, как РАТМ переживает кризисное время?

— Не скажу, что мы были к кризису готовы, — никто не был готов. Прошло уже полгода, однако до сих пор невозможно правильно оценить суть происходящего. Но к нестабильности на рынке мы были готовы, поскольку нам удалось избежать ряда соблазнов — например, таких как игра на фондовом рынке. Помню, как многие мне советовали года два назад: продай ряд производств, вложив эти деньги в акции «голубых фишек», — больше заработаешь! Но я всегда придерживался мнения, что нужно заниматься реальным делом, а не фондовыми манипуляциями. Теперь в очередной раз убедился, что инвестировать можно только в себя и в реальный сектор.

Как известно, было модно осуществлять IPO, многие были озабочены наращиванием капитализации. Мы в тот период сделали правильную самооценку и поняли, что не готовы к размещению своих акций. На рынок нужно входить при пиковой стоимости компании и в максимально выгодном состоянии самого рынка.
Во многом рынок подвела поспешность, с которой масса «дутых пузырей» выходила на IPO, показывая «рисованные» балансы. Сейчас эти компании наказаны кризисом. А «РАТМ Холдинг» не является публичной компанией и акции на бирже не размещает, поэтому на сегодня мы даже не понесли урона в части капитализации.

Также хорошо помню свои беседы со многими аналитиками, когда мне говорили, что нужна специализация. Я постоянно приводил в пример «Дженерал электрик», которые успешно работают многие годы, являясь диверсифицированным холдингом. Поэтому РАТМ всегда вел диверсифицированную деятельность. У нас порядка семи проектов внутри компании, кризис в разной степени затронул их. Диверсификация была страховкой от рисков, мы на сегодня довольно уверенно себя чувствуем.

— Каковы показатели РАТМа за прошлый год?

— 2008 год стал самым успешным за 15-летний период нашей работы — достигнут максимальный эффект по каждому из проектов. Если в начале года я оценивал капитализацию компании на уровне $1,5 млрд, то сейчас, несмотря на кризис, я считаю, что этот показатель исчисляется суммой от $2 млрд.

Строя планы на 2009 год, я с огромным удовольствием увидел, что бюджеты этого года носят характер бюджетов развития — более 200 млн рублей по 2009 году (в 2008-м сумма инвестиций составила порядка 250 млн рублей).

— Какое из направлений деятельности «РАТМ Холдинга» в наибольшей степени ощутило влияние финансовой нестабильности?

— Сильнее всего влияние кризиса ощущается на цементном бизнесе. Как известно, цемент — «тесто для выпечки» строительных объектов. А девелоперы, которые изначально замахнулись на масштабные проекты, теперь испытывают серьезные трудности. Как следствие, страдают и цементники.

Но «Искитимцемент» — это лучшее предприятие отрасли в России и странах СНГ, и на сегодняшний день мы единственные закончили год не падением, а ростом объемов производства. Прирост наших объемов составил 7%, в то время как по предприятиям строительной индустрии падение объемов составило порядка 20%.

Хочу отметить, что в кризисе важна еще психологическая сторона. Меня удивляет, если я слышу от своих специалистов: «У нас сложный период», «Мы пересматриваем балансы» и т. п. Но когда ты на продукте зарабатывал 100 рублей, а стал зарабатывать 20 рублей — это еще не кризис! Это падение рынка, носящее временный характер, — именно так это надо воспринимать и находить способ развиваться. Для активно развивающейся команды кризис — благо на рынке. В кризис исчезнут все непрофессионалы и авантюристы, которые решили подзаработать на рынке цемента. Сегодня не мы боремся с конкурентами, а кризис — спасибо ему за это! Мы готовы и в режиме спада довольно эффективно функционировать.

— Вы лоббируете вопросы поддержки цементной отрасли. Заметны ли результаты усилий?

— Мы выходили в правительство с нашими предложениями, представили наши технологии поведения на рынке, сбытовой политики — в частности это касалось нашего многолетнего сотрудничества с Ассоциацией строителей.

Что касается мер поддержки цементной отрасли, то прежде по указанию Игоря Шувалова (первый заместитель председателя правительства РФ — «КС») Минрегионразвития провело экспертизу проектов на рынке. Как выяснилось, в России было анонсировано порядка 178 новых цементных заводов, а проектов, которые хоть как-то проработаны, насчитали всего девять. Количество людей, которые кидаются в высокодоходный сегмент зарабатывать, вызывает удивление. Все-таки цемент — это же не Аляска 1900 года, где можно было добыть золото…

Также обсуждался вопрос, соинициаторами которого мы выступили, — введение пошлины на ввоз цемента. Нужно защищать российского производителя. В России по цементу соблюдено антимонопольное законодательство, заводы находятся в конкурентной среде, но появляется импортная продукция, более дешевая и, как правило, недоброкачественная. Низкое качество связано с тем, что сюда трудно довезти цемент из-за границы, соблюдая все условия его хранения и перевозки.

Я думаю, все, кто будет нарушать сложившиеся деловые традиции на новосибирском рынке, поймут, что принимают стратегически неверные решения. Считаю, что «Искитимцемент» дает хорошую цену, хорошие условия и соответствующее качество. Мы гибкие и всегда готовы на любые эффективные решения. И надо с нами работать.

— Вы вошли в федеральный и региональный списки системообразующих предприятий, которым будет оказана господдержка. Какой помощи ждете?

— Нам необходимы гарантии по привлечению средств. Можно было бы понизить ставку по уже привлеченным ресурсам в рамках реализации двух проектов — производства цемента прогрессивным «сухим» способом на «Искитимцементе» и строительства Иркутского цементного завода.

— Есть ли перспективы сотрудничества оптического бизнеса РАТМа с формирующейся корпорацией «Ростехнологии»?

— Ведем переговоры с представителями «Ростехнологий» и лично с Чемезовым (глава «Ростехнологий» — «КС»). Наше предложение выглядит просто: мы готовы внести свои оптические активы в создаваемую оптическую госкорпорацию на базе «Ростехнологий» с пониманием, что мы будем участвовать в руководстве этой структуры по тем или иным направлениям. Предположительно новая структура появится к концу этого года.

Напомню, что несколько лет назад мы сформировали первый в России оптический холдинг — «Российские оптические специальные системы». В него вошли завод «Экран — оптические системы», крупные пакеты Ростовского оптико-механического завода и Лыткаринского оптического завода, а также наши предприятия в КНР и США. Поэтому полностью поддерживаю идею, которую сейчас реализуют «Ростехнологии», — создание схемы отраслевых холдингов. Стратегия объединения правильная, потому что пока работу оптической отрасли в России идеально слаженной не назовешь: и конкурируем не там, где надо, и недостаточно использована возможность объединения научных разработок, промышленного потенциала.

— Почему для вас так важно вхождение в «Ростехнологии»? Опасаетесь остаться в стороне от распределения госзаказа?

— Наращивать заказы и развиваться можно, прежде всего, за счет научных разработок. Пока это реально только когда идешь бок о бок с государством. Свободных денег на фундаментальные разработки в России по-прежнему нет. Сегодня мы получаем финансирование на эти цели, но надеемся получить больше. Ответом будет наша качественная работа.

— Планируете ли вы воспользоваться возможностью недорогого приобретения новых активов в кризисный период?

— Недавно с любопытством достал из архива докризисные планы развития — в том числе и в части приобретения крупных цементных активов. Странно даже сейчас вспоминать свои летние планы… Я отложил эти документы на память — как свидетельство того, что мы живем в стране, которая дает максимальные возможности.

Тем не менее там, где мы до кризиса опоздали, сейчас ищем варианты эффективного приобретения — например, на рынке недвижимости Москвы. Сегодня альтернативы расширяются, поэтому мы активно мониторим рынок и ждем возможности выгодной покупки знаковых объектов в области девелопмента.

Новосибирские объекты недвижимости также интересны, но я считаю, что пока рано заключать какие-либо сделки. Завышенные ожидания девелоперов проходят, но медленно. Когда мне говорят, что хотят получить за 1 кв. м $3000 при себестоимости $700, я понимаю, что еще нужно подождать. Не все еще поняли, что если тратишь рубль, а хочешь заработать пять, то скоро тебя кто-то остановит или накажет. Вот кризис это и сделал. «Пузыри» на рынке — от нездорового азарта.

Мы хотели бы приобрести ряд активов в цементной и стекольной отраслях. В настоящее время ведем работу в этом направлении — изучаем стеклотарные заводы в различных регионах России. Предложений много, разного качества; я думаю, мы в течение полугода примем решение о покупке тарных активов. Основная задача РАТМа в этой сфере — войти в тройку крупнейших производителей тарного стекла в России.

— Что-то планируете поменять в самом РАТМе?

— Менталитет. Надо вырабатывать культуру в части управления затратами. Долго жили благополучно, поэтому у ряда людей укоренилось затратное мировоззрение. Есть работники, о сокращении которых надо подумать. Кроме того, необходимо повышать личную эффективность. Сегодня, чтобы развиваться, надо внедрять не надпроектную, а внутрипроектную ответственность. Например, в Новосибирске будут усилены советы директоров предприятий. До некоторых пор советы директоров выполняли в основном контрольную функцию — теперь же они будут отвечать за свой труд в реализации каждого конкретного проекта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ