Работодатели не выбирают квоты на мигрантов

Кризис не отбил у иностранцев желания искать работу в Сибири, хотя таковых стало меньше. Куда едут чаще всего? Почему, несмотря на кризис, региональные компании готовы нанимать иностранных рабочих? Может ли федеральная власть защитить российский рынок труда от большого притока иностранцев? Об этом в интервью корреспонденту «КС» НАТАЛИИ БАРСУКОВОЙ рассказывает начальник управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области ЮРИЙ ЗВЯГИНЦЕВ.

— Как повлиял кризис на миграционную ситуацию в Новосибирской области и в целом в Сибирском федеральном округе в 2008 году? Насколько велика конкуренция, которую создают мигранты на внутреннем рынке труда?

— За исключением последних двух месяцев прошлого года миграционная ситуация как в целом в округе, так и в Новосибирской области развивалась со знаком плюс: на миграционный учет было поставлено больше мигрантов, чем в 2007 году. Однако квоты на трудовых мигрантов уменьшились. В течение 2008 года они пересматривались дважды в сторону увеличения — до 51 тыс. человек. Но в связи с кризисом с октября началось уменьшение спроса на иностранную рабочую силу, поэтому квота в 2008 году так и не была выбрана. В этом году она уменьшилась до 40 тыс. человек.

— Как в плане миграции смотрится Сибирский федеральный округ на фоне других территорий?

— Если западные федеральные округа широко используют иностранную рабочую силу, то Сибирь поменьше — мы не лидеры, но и не среди отстающих. Новосибирская область занимает в регионе первое место. Если в Кемеровской области по итогам прошлого года зарегистрировано 102 908 иностранных граждан, то в Новосибирской — 191 993. Играет роль тот факт, что Новосибирская область находится на пересечении транспортных путей. Ближе к Новосибирской области по числу зарегистрированных — Красноярский край — 137 593 человека, в Иркутской области — 127 531 человек. В Алтайском крае зарегистрировано 96 365 иностранных граждан. Но тенденция для всех регионов одна — спад численности иностранцев.

— Насколько в этом году велико число тех, кто приезжает к нам за работой?

— Если приводить данные на конец февраля, в 2008 году к началу весны за разрешением на работу в Новосибирской области обратились 6105 человек, получили добро 1312 человек. А за два месяца текущего года к нам обратились лишь 2289 человек и только 1051 из них были выданы разрешения на работу. Эта тенденция снижения будет только усиливаться. Ситуация в Новосибирской области отражает и ситуацию по округу в целом.

— Какие меры предпринимают для того, чтобы защитить местный рынок труда?

— Федеральная миграционная служба ужесточила порядок оформления на работу. Раньше иностранным гражданам выдавали разрешение сразу на год, и потом продляли миграционный учет, если работодатель сохранял за ними места. Теперь мы сначала выдаем разрешение на работу на срок до 90 суток и только после того, как претендент найдет себе работодателя, продляем его на срок трудового договора. Если же в миграционной карте продекларирована частная цель визита, иностранный гражданин вовсе не сможет получить разрешения на работу.

— Много ли предприятий, желающих принять участие в формировании квоты на привлечение рабочей силы? И как потом выполняются эти заявки?

— Те работодатели, которые участвовали в формировании квоты, получают первоочередное обслуживание в части предоставления рабочей силы. В прошлом году в Новосибирской области таких предприятий насчитывалось более 800, хотя на учете по прошлому году состояло более 3 тыс. работодателей, действительно использовавших иностранную рабочую силу. Заявки обобщаются, рассматриваются на межведомственной комиссии в региональной администрации. Решение принимается по каждому отдельно. Положительное решение зависит, в частности, от того, не было ли нарушений миграционного законодательства работодателем.

Естественно, в условиях кризиса нередки случаи, когда работодатели не выбирают квоту из-за спада производства, особенно это характерно для строительной отрасли.

— Если тенденция спада производства в дальнейшем усилится, актуально ли вообще будет привлечение иностранной рабочей силы?

— Потребность в иностранной рабочей силе не может отпасть полностью уже хотя бы потому, что ряд предприятий работает, несмотря на кризис, и нанимает иностранцев уже не первый год. Немаловажно, что работают иностранцы уже не как «землекопы», а в качестве специалистов на рабочих специальностях. Например, в числе тех, кто постоянно активно и основательно используют иностранную рабочую силу, — ОАО «Сиблитмаш», строительный концерн «Сибирь». Пока они не отказывались от работы с иностранцами.

— Много ли нарушений миграционного законодательства со стороны работодателей?

— Есть два новосибирских предприятия, на которые граждане из Китая пожаловались по поводу невыплаты заработка. Сейчас по этим предприятиям проводятся проверки. А в целом в прошлом году за нарушение миграционного законодательства было привлечено к ответственности более 800 работодателей. В числе наиболее популярных нарушений — использование иностранной рабочей силы без разрешения на работу или с разрешением, но без уведомления Службы занятости и Миграционной службы. Нередко иностранцы трудоустраиваются вообще без оформления. Естественно, что, помимо работодателей, к ответственности привлекаются и сами работники — по итогам прошлого года около 2 тыс. иностранных граждан.

— Велики штрафы за нарушения?

— Немалые. Были случаи, когда штрафовали на сумму около 2–6 млн рублей. В прошлом году по нарушениям, связанным с оформлением на работу иностранных граждан, мы наложили штрафы на общую сумму 77 млн рублей. Порядка 50 млн мы взыскали, а по оставшейся части работаем через службу судебных приставов. Вообще, за одного незаконно нанятого работника можно наложить штраф до 800 тыс. рублей — умножьте на количество таких работников…

— Директора, нанимающие иностранцев, нередко сетуют на отсутствие элементарных знаний русского языка. Эту проблему удается как-то решать?

— Языковой барьер — проблема серьезная. Если взрослое поколение из ближнего зарубежья знает русский, то молодые люди действительно нередко приезжают без знания языка. В решении этой проблемы мы отчасти опираемся на помощь национальных диаспор. Просим их помочь, чтобы прибывающие соотечественники знали ну хотя бы 100 слов на русском языке.

Конечно, можно законодательно ограничить въезд тех, кто не говорит по-русски, но насколько это будет правильно? Так есть риск и вообще остаться в одиночестве. И потом не надо забывать, что за миграционной политикой в отношении того или иного государства стоят и чисто политические вопросы. Соответственно, если на уровне двух стран или регионов достигнуто соглашение о сотрудничестве, наши действия не должны противоречить подобным соглашениям.

— Как работаете с самоорганизующимися бригадами, которые часто базируются на рынках? Есть ли возможность как-то упорядочить их деятельность?

— Есть такие бригады, но цели ловить их мы перед собой не ставим. Важнее, да и проще, следить за работодателем: насколько он соблюдает закон по найму. Если добьемся того, что работодатели не станут нанимать лиц без постановки на учет, то и со стороны работников нарушений не будет.

И я бы не стал говорить, что деятельность таких бригад полностью бесконтрольна — иначе не было бы результатов нашей работы. Да, некоторые действительно прячутся и думают, что их контроль минует. Все равно найдем. У нас доброжелателей много, которые сообщают: тут картошку копают, там кабель кладут…

Работаем и с диаспорами, присутствующими в Новосибирске, которые являются организаторами трудоустройства, поясняем, что не стоит шутить с российским законом.

— Как часто приезжие становятся фигурантами криминальных сводок?

— По итогам прошлого года число преступлений, совершенных иностранными гражданами, ниже уровня 2007 года. Мы ежедневно отслеживаем ситуацию — всплесков количества инцидентов нет. Свои совершают больше преступлений.

— Как реализуется программа по переселению соотечественников? Откуда к нам едут?

— Когда эта работа только начиналась в 2007 году, скептики говорили, что вряд ли кто-то изъявит желание переехать. Нет, едут, хотя пока немного. Иркутская область и Красноярский край начали работать по заявкам c 2007 года, сейчас начала реализовывать программу Новосибирская область. Всего с начала 2009-го в нашу область переехали 15 человек, о своем желании приехать заявили 362 человека. В настоящее время выдано 36 свидетельств участникам программы. Едут из Киргизии, Узбекистана, Казахстана, с Украины и даже из Германии. В какой регион приедет больше соотечественников — пока сложно сказать, но полагаю, что Новосибирская область будет в лидерах — город, как говорится, на слуху.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ