От «любви» к расчету

Сотрудничество с мелкими подрядчиками, которое держалось на привычке и хороших отношениях, крупному бизнесу уже неинтересно продолжать. Впрочем, тем, кто сохранил заказы крупных компаний, тоже непросто: они не застрахованы от неплатежей и ценового прессинга. В то же время у небольших фирм появляется новое поле деятельности: вполне возможно, что мелкий бизнес понадобится крупному для сокращения издержек за счет кооперации.

«У нас идет ротация заказчиков: кто-то из них уходит, но кто-то, напротив, приходит с интересом к сотрудничеству, — говорит управляющий партнер маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров. — Сегодня многие компании просто не могут позволить себе содержать отдел маркетинга и готовы отдать эти работы на аутсорсинг».

В РУСАЛе признают, что обсуждают пересмотр условий договоров с подрядчиками и не исключают замены одних подрядчиков на других. «Задача оптимизации работы с подрядчиками есть всегда, но сейчас она весьма актуальна. Требования — высокое качество работ и приемлемые ценовые условия, которые в нынешней экономической ситуации, как правило, не могут оставаться прежними», — говорит представитель Департамента региональных проектов объединенной компании РУСАЛ Алексей Жаков. Общих цифр по объему уменьшения подрядных работ в РУСАЛе не предоставляют, но отмечают, что к существенному снижению объема за Уралом привело решение компании о «торможении» строительства Тайшетского завода.

Гибкость в расчетах — об этом приоритетном требовании к подрядчикам говорят практически все опрошенные «КС» холдинги. «Конкуренция значительно обострилась, и подрядчики, рассчитывающие на продолжение сотрудничества, должны искать возможности для работы на более выгодных для САХО условиях», — говорит первый заместитель председателя Совета директоров Группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» Андрей Бакин. САХО сохранила объем подрядных работ на уровне, необходимом для освоения ранее вложенных инвестиций.

В ЗАО «Сибирский Антрацит» стараются реструктуризировать графики оплаты за работы или поставку, просят пересматривать цены в сторону снижения. «Требования к подрядчикам стандартны: финансовая устойчивость компании, более высокий уровень профессионализма и качества работ и услуг, гибкость ценовой политики подрядчика (более низкая стоимость работ и услуг), высокая техническая вооруженность, комплексность выполнения работ и оказания услуг», — говорит начальник PR-отдела, пресс-секретарь компании Мария Матвеева.

Возможны и отказ от некоторых услуг подрядных компаний, и выполнение необходимых работ силами компании, считают в УК «Финам Менеджмент». «Также сегодня, например, все чаще появляется информация о расчетах по бартеру. Это косвенно тоже можно рассматривать как один из вариантов оптимизации в условиях разбалансировки кредитно-денежной системы и дефицита ликвидности», — говорит аналитик компании Максим Клягин.

«У большинства компаний малого и среднего бизнеса простой выбор — или продолжать работать с крупным бизнесом, или закрываться, — говорит Дмитрий Петров. — Вопрос в том, как с одной стороны удержать крупного заказчика, а с другой — не «обвалить» рынок демпинговыми ценами».

«В условиях кризиса ликвидности и нарастания неплатежей у крупных компаний может возникнуть искушение использовать для собственных нужд денежные средства, предназначенные для расчетов со средними и малыми предприятиями. Они могут задерживать оплату по уже выполненным работам, справедливо полагая, что именно таким компаниям будет сложнее отстаивать свои законные интересы», — говорит руководитель проектов департамента сопровождения сделок с капиталом ООО «БКС Консалтинг» Григорий Сыров.

Тем не менее при всех сложностях с расчетами у малого бизнеса появился новый повод заинтересовать крупные холдинги. «На днях разговаривал с руководителем одного из крупных машиностроительных предприятий Новосибирска, и он подчеркнул, что у компании сегодня есть интерес к кооперации с мелким бизнесом для сокращения издержек. Какую-то часть своего производственного цикла ему выгоднее отдать на аутсорсинг», — делится информацией Дмитрий Петров. При этом и вопрос цены, по его мнению, решаем: «Отраслевая кооперация в части ценовой политики могла бы частично помочь подрядчикам».

На рекламном рынке аналогичная ситуация: появляется новое поле деятельности для небольших фирм. По словам Петрова, «практически все отделы маркетинга в крупных компаниях сокращены полностью или существенно. Но это еще не означает полного сворачивания маркетинговых и рекламных кампаний. Крупные игроки стараются найти исполнителя этих работ на условиях аутсорсинга».

Сложно пока сказать, насколько готовы к этому обрабатывающие отрасли. Например, среди предприятий, применяющих аутсорсинг, — НПО «ЭЛСИБ». В руководстве завода отмечают, что у них выстроена внешняя кооперация с предприятиями Новосибирской области и близлежащих регионов. «Например, разработка конструкторской документации для некоторых новых КЭМ ведется специализированной проектной организацией на принципах аутсорсинга», — говорит директор по закупкам НПО «ЭЛСИБ» ОАО Дмитрий Серебряков. Впрочем, по его словам, в 2009 году расширять приобретение услуг посредством аутсорсинга не планируется.

Сохранение заказов малым и средним бизнесом во многом зависит не только от дешевизны и эффективности, но и от того сектора экономики, в котором работает клиент. «Сейчас мы работаем над коммуникационной стратегией московского завода «Кристалл», так как у водочников все нормально, — говорит директор РГ «Мелехов и Филюрин» Александра Филюрин. — Если мы делаем рекламу для пива или кваса, то это никак не связано с финансовым кризисом. Просто лето наступает, невзирая на кризис».

Впрочем, он отмечает, что у компании практически нет заказов от крупного бизнеса: «Крупные компании, если им нужна реклама, обслуживаются в Москве. Если нам и достаются их заказы, то это «крошки со стола». Мы — крупное провинциальное агентство, и наш клиент — крупные, по провинциальным меркам, заказчики, но на российском рынке они считаются средними компаниями. Выпала пара заказов от «Балтики» для ТМ «Flash», но мы всегда понимали, что вряд ли «Балтика» рассматривает нас как стратегического партнера».

В «БКС» отмечают, что в условиях сжимающегося потребительского спроса самые высокие шансы остаться на рынке есть у предприятий, работающих с крупными компаниями, которые занимаются выпуском товаров повседневного спроса и производством продуктов питания. «Другим небольшим компаниям — например, тем, кто занимался ранее выполнением таких заказов, как разработка технической, конструкторской документации, оказывал дизайнерские услуги крупным строительным компаниям, сегодня приходится нелегко в связи с общим кризисом в отрасли», — говорит Григорий Сыров.

О своем личном опыте участия в коммерческих тендерах вы можете рассказать по адресу: ks@sibpress.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ