Эффективность витрины в жизни магазина истина, не требующая доказательств. Но для ритейлеров, чей товар имеет ярко выраженную сезонность, витрины собственного магазина служат не столько помощниками, сколько громоздкой головоломкой. Как оформить их в период «внесезонья» и во время распродаж? В Новосибирске, где витринные экспозиции широко используются как рекламно-имиджевый инструмент, этот вопрос стоит перед многими.

«Пожалуй, ритейлеры, работающие с сезонными товарными группами, находятся в равных по сложности условиях, но каждый в свое время, отмечает директор дизайн-центра при СКД «Марафон« Галина Трофимова. Точнее сказать, каждый не в свое время. Так, меховщики мучаются с визуализацией своих фасадов в летний период, а для продавцов купальников сложной порой оказывается зима».
К слову, и для нижнего белья зима тоже «неэкспонабельное» время. «Да, белье товар внесезонный, объясняет Галина Трофимова. Но тут вступают в действие автоматика визуального восприятия: зимой манекены в трусиках и бюстгальтерах выглядят устрашающе. Подсвеченные голубоватыми софитами женщины в кружевном белье в тридцатиградусный мороз это душераздирающее зрелище».
Лето в свою очередь несет «муки творчества» довольно большому кругу конфекционистов. Не только «меховщикам», но и продавцам кожаной одежды, пальто. Пожалуй, в сложности для мерчендайзера лето даже превосходит зиму. И собственно календарно-климатическая нюансировка тут не главный проблемный фактор: его совсем нетрудно учитывать компаниям, которые торгуют всесезонным ассортиментом, достаточно представить коллекцию. Но ведь лето это еще и время распродаж. Как подать на фасаде распродажу, чтобы это не смотрелось дешево и не «роняло» марку и имидж магазина?
По мнению коммерческого директора компании Fashion Consalting Group, руководителя программы «Менеджмент и коммуникация в индустрии моды» Высшей школы менеджмента Государственного университета Высшей школы экономики Ануш Гаспарян, распродажа самая большая нагрузка для имиджа магазина. Неправильная визуализация распродаж и скидок может аннулировать весь капитал репутации, накопленный в «высокий сезон». «В более выгодном положении находятся операторы крупных сетей, рассуждает Ануш Гаспарян. Если сеть достаточно велика, ее владелец может спасти фасады от «распродажной» тематики, выделив одну из точек сети под сейл-шоп. Тогда остальным магазинам будет гарантирована визуальная цельность, а «распродажному« тематическая концентрация, в том числе и в дизайне. Но это, как говорится, идеальный вариант».
Второй способ сохранить статус-кво в период распродаж так называемый дисциплинарный. «Под распродажу отводится очень короткий промежуток времени, объясняет суть реалии дизайнер арт-бюро Fashion Window (Москва) Светлана Комина. Как говорится, «от сих до сих». И затянуть распродажу нельзя ни на час. Пришел «день Икс» все, занавес. Распродажная тематика с витрин исчезает. Например, такие распродажи с жестким графиком практикуются в бутиках ГУМа. Другой вопрос, что решиться на такую «жесткую« распродажу может далеко не каждый оператор».
Распродажа, скидки темы, требующие визуального акцента. Но с акцентами эксперты «КС» советуют не перебарщивать. «Весьма спорную акцентировку скидок я видел в большом салоне мужских костюмов на Новом Арбате, вспоминает ведущий маркетолог агентства «Аверс» (Москва) Иван Сенин. Через торсы облаченных в костюмы манекенов, от плеч к полам пиджаков были перекинуты широкие шелковые ленты с надписью «Скидка». Помните, на свадьбах бывают подобные ленты с надписью «Свидетель жениха» сходство было просто вопиющее и невыигрышное для экспонируемой одежды. Потому что «свидетельская» лента это чистый китч. В результате визуальный акцент дал самый настоящий «антиэффект« убил респектабельность костюмов. Вряд ли авторы рассчитывали именно на такое ощущение».
Впрочем, к образам, проверенным международной практикой, дизайнеры-витринисты тоже стали относится осторожнее, чем пару лет назад. «Например, отмечает Светлана Комина, в магазинах молодежной моды и casual-одежды для всей семьи популярна такая визуализация сейла: манекены одевают в футболки с символикой распродажи. Вся группа «папа мама братик я» в футболках с надписью «Sale!» или с графемой «%«. С отвлеченно-эстетской точки зрения это смотрится забавно. Но на подсознательном уровне такая дружная семейка скорее вызывает ощущение одинаковости ассортимента».
Впрочем, «витринная классика» может выглядеть очень свежо, если ее элементы по-новому обыграть. Например, использовав желтый или оранжевый «распродажные» цвета в качестве фона или эффектной подсветки. Скидочные графемы удачно вписываются в контекст витринного задника, донося до потенциальных покупателей идею скидок не менее доступно, чем однозначные ценники и бумажные розетки на манекенах.
Галина Трофимова к сомнительной визуализации относит и «голые« манекены, обозначающие лето в витринах меховых салонов. »Во-первых, объясняет она, для большинства новосибирцев такой образ слишком эпатажен. Во-вторых, у многих оголенный манекен ассоциируется с ремонтом или закрытием магазина. Наконец, без «оживляющего« действия одежды такой манекен очень статичен просто нагромождение цветной пластмассы». Альтернативу тривиальности Галина Трофимова видит в «драматизации» витрины: «Нужен товар, нужна динамика. Разбросать меха на полу витринного бокса, устроить художественный беспорядок. Наконец, можно взять на вооружение опыт знаменитого универмага Saks на Пятой авеню создать в витринах сцены, обыгрывающие летнее расставание с мехами».
Светлана Комина, апеллируя к столичному опыту летнего оформления меховых и кожевенных магазинов, признает удачным ходом доведенный до абсурда контраст. «Лично мне очень понравилось экстремальное оформление одного мехового магазина, вспоминает она. Там манекены были обернуты с ног до головы в кулинарную фольгу и подсвечены красноватыми «духовочными» софитами. От этого тема получила фантасмагорический накал. Фигуры, одетые в ассортимент магазина, выглядели бы «жарко«, голые банально. А так очень эффектно. От созерцания этой инфернальной витрины и реальная уличная жара не казалась такой яростной».
В свою очередь витрины салонов белья и купальников, на которые зябко смотреть зимой, в «несезон» поддаются визуальному «утеплению». По словам Галины Трофимовой, принципов визуальной коррекции всего два, зато способов, на них основанных, множество: «Нужно либо усилить климатическую адекватность снабдить манекены распахнутыми шубками или боа, либо, напротив, максимально отдалить композицию от здешнего метеоконтекста. То есть сделать витрину максимально «тропической», чтобы она выглядела окном в другое полушарие. Например, включить в композицию банер с тропическим пейзажем, задрапировать фигуры в купальниках красивой тканью с восточным узором, задействовать манекены негритянок или мулаток. Наконец, интересный и недорогой вариант надпись вроде «В Сиднее +26 по Цельсию, температура воды +21». Кстати, благодаря такой сюжетной версификации в европейских бельевых магазинах вышли из моды фрагментированные торсы в роли фасадного элемента там снова популярны полносборные манекены. Не из-за тяги к реализму, а из-за того, что витрина такого типа дает больше простора для корректирующих акцентов в период «несезона«. Безголовое, безрукое и безногое туловище не может убедительно сыграть беззаботное пляжное веселье ему просто нечем».
Кроме того, оформление задника «пляжным» сюжетом дает возможность задействовать кобрэндинг с каким-нибудь туристическим агентством. Тем более что опыт кобрэндинга в новосибирском витринном дизайне уже был зимой 2006-го в витринах мегастора Benetton использовались спорттовары салона «АльпИндустрия». Спортивные аксессуары дополняли одежду, а коллекция Benetton в свою очередь «осеняла» спорттовары своей дизайнерской актуальностью. Выиграли в конечном итоге оба участника магазин спорттоваров получил наглядный рекламоноситель, Benetton завершенность своих конфекционных ансамблей.
Ключевыми понятиями несезонного windows fitting’а становятся контраст, игра, метафора они приходят на смену конкретности и иллюстративности, свойственных витринам периода высоких продаж. Поддержать интерес к магазину не на точке готовности к покупке, но на уровне желания вернуться в этот магазин через пару месяцев такова миссия дизайна в этот период. Мерчендайзиновый контекст витрины отступает в это время на второй план, отдавая приоритет сугубо художественным материям образности и эмоциям. Впрочем, избыточное увлечение «концептуалкой», искусством ради искусства тоже опасно.
«Не стоит упиваться ролью «вольного творца», подчеркивает Светлана Комина. Витрина это все-таки сугубо прикладной, утилитарный жанр. Она может быть концептуальной, но не стоит забывать, что основной зритель это прохожий без художественного образования. Понятно, что дизайнер, насмотревшись каталогов «манекеностроительных» компаний, жаждет соорудить на фасаде что-то «нетиповое«, в пику образцам, в пику работам коллег, ради самовыражения. Женщины, обернутые в пупырчатый полиэтилен это оттуда. Но обывателю нравится реальная одежда в ансамбле, нравится соотносить ее с собой. В этом смысле очень работоспособны витрины Terranova, Zara и JLO сюжетные и увлекательные, они тем не менее всегда сохраняют ансамблевый принцип выкладки даже в период распродаж».
И маркетологи, и эксперты из дизайнерской среды настаивают на том, что любая витрина при любой степени образности должна сохранять сигнификативность. То есть четко обозначать профиль, ценовой ряд и аудиторию магазина. «На фасаде любого действующего магазина играть красками, сюжетами и элементами декора нужно так, чтобы ни у кого не возникало недоуменного вопроса: «А что же здесь продают?« подчеркивает Иван Сенин. Главным героем в самом причудливом сюжете остается товар. Даже если в физическом смысле его вовсе нет в витрине».