«Дебиторка» всегда воспринималась болезненно. Но если раньше это была рядовая головная боль для бухгалтерии большинства компаний, то сейчас она перешла в разряд первостепенных проблем. Способы управления дебиторской задолженностью универсальны, однако никто не может предложить идеального варианта ее предотвращения.
Рост дебиторской задолженности признают почти все. По словам исполнительного директора ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» Руслана Гурьева, эти процессы наблюдаются на протяжении последних двух лет, но резкий рост, который заставил обратить на проблему пристальное внимание, начался с сентября 2008 года. «Поскольку мы работаем со всеми крупными федеральными и региональными сетями, то начало финансовых сложностей у крупного ритейла и более мелких торговых сетей мы сразу ощутили на себе. Осенью доля дебиторской задолженности увеличилась процентов на 20, что отразилось и на просроченной задолженности». Президент хлебообъединения «Восход» Сергей Гребнев говорит, что задолженность в 2009 году превышает долг за аналогичный период прошлого года в четыре раза.
Вынужденная жесткость
По мнению участников рынка, единственный способ борьбы с просрочкой — ужесточение условий поставок и отказ от работы с обладателем просроченных платежей. Как рассказал представитель дистрибьюторской компании, занимающейся безалкогольными напитками, в его компании планируется изменить договор поставки, что предусматривает ужесточение требований к выдаче товарных кредитов по отношению к любой рознице. Специалист отметил, что со стороны руководства прослеживается тенденция к лимитированию кредитов. «Лимиты были прописаны изначально, но если раньше мы больше обращали внимание на наличие просроченной дебиторской задолженности, то сейчас даже при ее отсутствии, если наш клиент превышает установленный лимит, мы просим проплатить предыдущую поставку. Это нормальная тенденция, просто она еще пока не сформировалась до конца в умах договорных сторон».
Некоторые производители, работающие через дилеров, также говорят, что ужесточили свои требования к предоставлению гарантий. Если раньше банковских гарантий не требовалось, то сейчас финансовое обеспечение контракта ставится во главу угла — без предоставления гарантий платежеспособности продукция клиенту не предоставится.
Сергей Гребнев соглашается, что единственный приемлемый способ решения проблемы задолженности — обеспечение ее гарантиями (недвижимость, акции и другие активы). Однако признает, что не может привести ни одного удачного примера такого решения, так как на подобные предложения «Восход» получает отказ. Поэтому сейчас в компании строже контролируют поставки и оплату. «Раньше при продажах в регионы мы могли себе позволить, например, отсрочки платежа. Сейчас же работаем только по предоплате. Конечно, это повлияло на объем реализации, но это неизбежно», — уверен Сергей Гребнев. То, что бизнесменам приходится быть жестче, признает и Руслан Гурьев, рассказывая, что «Сибирская Аграрная Группа» стала останавливать отгрузку в случае просрочек по платежам. «Это в корне отличается от прошлой схемы нашей работы с сетями, — говорит Гурьев. — Если раньше мы занимали более лояльную позицию, то сейчас она стала достаточно жесткой».
Поиски вариантов
Для реструктуризации уже существующей задолженности компании предлагают несколько способов. Один из них — вексельные схемы. Однако в эффективности векселей многие сомневаются. По информации некоторых игроков, у операторов, выдающих векселя, есть проблемы с их обслуживанием — банки неохотно работают с векселями. Использование «дебиторки» в качестве виртуального актива для получения кредитов, так называемый факторинг, также нельзя назвать новым решением. Однако игроки обращают внимание на дороговизну этого способа получения кредитов. «Именно поэтому факторинг нам не интересен, — говорит Руслан Гурьев. — Мы используем обычные банковские кредиты, по ним проценты существенно ниже».
Господин Гурьев приводит пример реструктуризации задолженности, когда должнику предлагается гасить задолженность равными частями и после оплаты производитель возобновляет отгрузки. «Либо мы возобновляем отгрузки при условии, что в дальнейшем оплата будет производиться в большем размере — своего рода авансовые платежи, — поясняет он. — По такой схеме мы работали с одной из крупных сетей: оплата шла на 25% больше, чем отгрузка. Либо берем продукцией — используем бартерные схемы».
Сейчас компании с трудом прогнозируют развитие ситуации с задолженностью. Признавая нестабильность рынка, некоторые уверены, что серьезного ухудшения не произойдет, впрочем, улучшения пока тоже ожидать не стоит. Минимизировать риски, по мнению игроков, можно, отслеживая систематических неплательщиков. Некоторые компании готовы к существенным изменениям в политике отношений с должниками. «Прежде всего произойдет перераспределение объема продаж, — говорит Сергей Гребнев. — В данной ситуации компания «Восход» пересмотрела саму структуру, сделав ставку на увеличение продаж через сеть фирменных отделов».
Руслан Гурьев и вовсе полагает, что предприятия должны списать те задолженности, которые на сегодняшний день уже считаются безнадежными: «Таковые есть у всех: у кого-то больше, у кого-то меньше. Как только компании начнут это делать, ситуация немного улучшится».